Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.

Оглавление

Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

    - сопоставление  и обсуждение рецензий (статей, книг) профессиональных медиакритиков,  журналистов;

    - подготовка  рефератов, посвященных теоретическим проблемам медиакультуры;

    - устные  коллективные обсуждения (с помощью  проблемных вопросов педагога);

    - письменные  рецензии учащихся на конкретные  медиатексты разных видов, жанров;

    Логика  последовательности творческих заданий  исходит из того, что критический анализ медиатекстов начинается со знакомства с работами медиакритиков - профессионалов, по которым ученики могут судить о различных подходах и формах такого рода работ.

          Общая схема обсуждения медиатекстов выглядит так:

    1. Вступительное  слово ведущего, т.е. дать установку на медиавосприятие.

    2. Коллективное "чтение" медиатекста  (коммуникативный  этап);

    3. Обсуждение  медиатекста, подведение итогов  занятия (начинается с относительно  более простых для восприятия  произведений массовой культуры  со следующими этапами: выбор эпизодов, наиболее ярких; анализ данных эпизодов); выявление авторской концепции и ее оценка аудиторией. Завершается обсуждение проблемно-творческим вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа медиатекста /41,mediaeducation. ru/.

          В итоге весь цикл занятий должен способствовать развитию личности (включая индивидуальное, творческое мышление, отвечающие следующим  показателям: знания по теории медиакультуры; целенаправленное общение с медиа, умение ориентироваться в жанровом и тематическом репертуарном потоке; эмоциональные, познавательные, нравственные, эстетические мотивы контакта с медиа; проявление творческого, художественного начала в различных аспектах деятельности), кроме того значительная часть школьников от "первичного" и "вторичного" уровней восприятия медиатекстов (описание уровней восприятия см. в приложении № 3) переходит к более высокому уровню "комплексной идентификации", показателем которой становиться способность к отождествлению с позицией авторов произведения медиакультуры.

          Вышеописанная методика составленна на основе трудов А.В.Федорова /38,80/, /37,66/, /42, 384/, /44,66/; Ю.Н.Усова /33,362/, /35,25/; А.В.Шарикова /47,65/, /46, 43/ и  др.

                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

             На основании изученных теоретических  источников и проведенного констатирующего  эксперимента мы пришли к выводу, что в современной социокультурной  ситуации медиакультура является  основой повседневной жизни, но  и средством для «манипуляции сознанием», которому легче всего поддаются школьники. Итак, проблема медиаобразования, в рамках общеобразовательной школы очень важна и актуальна.

             В результате проведенного исследования  была достигнута поставленная  цель, а именно изучена и проанализирована методика медиаобразования старшеклассников.

             В ходе работы были решены, поставленные задачи:

  • на основе трудов медиапедагогов, была рассмотрена сущность медиакультуры и определено место её в современном мире,
  • были изучены психолого – педагогические особенности старшего школьного возраста,
  • проанализированы возможности медиаобразования, в рамках общеобразовательной школы.

         Таким образом, подтверждается  гипотеза исследования о том,  что изучение теоретических основ  современной медиакультуры, поможет выявить наиболее эффективные пути и средства образования и развития личности старшеклассника в условиях общеобразовательной школы, с учетом его интересов, потребностей, предпочтений и возрастных особенностей.

         Для реализации этой гипотезы  в рамках общеобразовательной  школы, в первую очередь, необходимо, чтобы сама школа понимала  всю важность и необходимость  рассмотрения средств массовой  информации, как неотъемлемой части  современной жизни.

        Во-вторых, каждый педагог предметник, должен знать, что средства и методы, которыми обладает медиаобразование, способны помочь ему сделать процесс образования школьников, не только более увлекательным, но и поможет ребятам быстрее усвоить новый материал.

        В третьих, чтобы помочь школьнику ориентироваться в современном информационном обществе, необходимо организовывать кружки и факультативные занятия по медиаобразованию, проводить классные часы, где будут обсуждаться с классным руководителем, прочитанные газетные статьи и журналы, просмотренные кинофильмы и телепередачи, где ребята будут находить достоинства и недостатки современной информации, критиковать отрицательные и находить положительные моменты в современной обстановки.

        Ну и конечно в идеале в школе должен быть введен обязательный предмет «медиаобразование»

        Подводя черту под вышесказанным  можно сделать вывод, что медиаобразование  – неиссякаемый источник, который  носит в себе огромный положительный  потенциал, для всесторонней развитости личности ребенка, так как оно обладает широкой системой воспитания нравственности, вкуса, чувства красоты, выработки жизненной позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Баранов О.А. Экран становится другом. – М.: Просвещение, 1979,96с.
  2. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. – Саранск: изд-во Мордов. Ун-та, 1992, 167с.
  3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. – М., 1989, 362с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 1968.
  5. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном./Учебное пособие. Основы экранной культуры. - М.:SVR-Аргус, 1994.
  6. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной
  7. Гельмонт А.М. Кино как фактор воспитания //Вестник просвещения.-1927.-№5-9-21с.
  8. Гербнер Д., Кросс Л. Жизнь с телевидением. Журнал сообщений 26, весна, 1976, 173-199с.
  9. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: ВИТА, 2000.
  10. Дефлюер М.А. Теория СМИ. Нью-Иорк, 1989,187с.
  11. Журин А.А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования. www.mediaeducation.ru
  12. Зазнобина Л.С. Общая характеристика образовательной области. www.mediaeducation.ru
  13. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования интегрированного в гуманитарные и естественные дисцеплины образования. www.mediaeducation.ru
  14. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ. www.mediaeducation.ru
  15. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.
  16. и педагогической психологии.-М.:Просвещение, 1982.
  17. Критетский В.А. Психология обучения и воспитания школьников.
  18. Левис Ф.Р., Томпсон Д. Культура о кружающяа среда.- Лондон, 1948.
  19. Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. - М.: Знание 1986, 96 с.
  20. Левшина И.С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1989,176с.
  21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М. 1972, 409с.
  22. Люблинский П.И. Кинематограф и дети. – М.: Право и жизнь, 1925, 122с.
    • М., 1986.
  23. Микьюил Д. Теория СМИ.- Калифорния, 1987, 63,275с.
  24. Муштаев. Уроки киноискусства. /Очерки об учебном телевидении/.- М.: Педагогика 1985.
  25. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение 1989, 260-264с.
  26. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы.- Воронеж: ВГУ 1987, 9,11-13,109с.
  27. Петровский А.В. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1973.
  28. Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экрано – звукрвые средства. – М.: Просвещение, 1988,191с.
  29. Робертс М.А. Процесс и эффект СМИ. 1971, 6с.
  30. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х Т. Т.1. - М.,1993, 165с.
  31. Савицкий Г. Этот простой и сложный язык кино. - М.: Просвещение 1981г.
  32. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: издательство института повышения квалификации и переподгатовки работников образования, 1999, 144с.
  33. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис… д-ра пед. наук. – М., 1989, 362с.
  34. Усов Ю.Н. Медиаобразование в Росии (на материалах экранных искусств). Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. – М., 1995, 18с.
  35. Усов Ю.Н. Радиовещание и телевидение как факторы формирования ценностных ореентаций подростков: Автореферат дис. … канд. пед. наук. – М, 1981, 25с.
  36. Уэбстер. Создание свободных и независимых средств массовой информации. 1998, 12с.
  37. Федоров А.В. «За и против» . – М.: изд-во ВБПК, 1987, 66с.
  38. Федоров А.В. Кино-видео-молодежь. - Ростов-на-Дону, 1990, 76с.
  39. Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. – Таганрог, 1990, 4, 12,15, 16,36,39,40,44с.
  40. Федоров А.В. Медиаобразование в России. Терминология медиаобразования. www.tmei.ttn.ru/media/Mtermin.htm
  41. Федоров А.В. Методика медиаобразования. www.mediaeducation.ru/publ/ffedorov/metodika.htm
  42. Федоров А.В. Подготовка студентов пед. вузов к эстетическому воспитанию школьников на метериале экранных искусств (кино, теле, видео). Учебное пособие для вузов. – Таганрог: из-во  Таганрог. Гос. Пед. инс-та, 1994, 384с.
  43. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование 2000 - №2, 6, 33-38с.
  44. Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. – М.: Киноцентр, 1989, 66с.
  45. Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь, возможность, поиск, ответственность.- М.: Политиздат 1989, 333с.
  46. Шариков А. В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования для старшеклассников школ гуманитарной ореентации, - М.: изд-во Академии педагогических наук, 1991, 43с.
  47. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М: Академия педагогических наук, 1990, 65-66с.
  48. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психологического развития в детстве//в сб. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе.-М., 1976.
  49. Ямпольский М.Б. Память Тиресея: Интертекстуальность и кинематограф. –М.: РИК Культура, 1993, 67, 456с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  №1 

    Основные  термины медиа. 

    - "медиакультура" - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме;

    - "медиаобразование" - процесс образования и развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей,  критического мышления, умений интерпритации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

    - "медиатекст" - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);

    - "адресат медиаобразования" - школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы и тд.);

    - "ассоциация" - процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста;

    - "аудиовизуальное мышление" - творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста;

    - "жанр" - группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.);

    - "кинообразование" процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи конотехники;

    - "критическое мышление" - аналитический процесс, основанный на развитом "аудиовизуальном восприятии" и "аудиовизуальном мышлении". Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и "зашифрованного") медиатекста;

    - "медиа" - "средства массовой коммуникации и информации" - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);

    - "медиавоздействие" - воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.

    - "медиавосприятие" - восприятие "медиареальности", чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);

    - "медиаграмотность" - умение анализировать и ситематизировать пространственно-временную реальность, умение "читать" медиатекст;

    - "медиаискусства" - искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения (печать, фотография, радио, грамзапись, киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности;

    - "задачи медиаобразования" - обучить грамотно "читать" медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;

    - "зум" - переменный фокус, создающий видимость приближения или удаления от объекта съемки;

    - "кадр" - основная единица структуры экранного произведения, один длящийся кусок аудиовизуального текста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском;

    - "кинотекст" - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм);

    - "код"- результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с "кодом" аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпритации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.);

    - "коллаж" - использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте;

    - "купирование" - усечение аудиовизуального образа медиатекста;

    - "методика медиаобразования" - процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса;

Информация о работе Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников