Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.
Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
- сопоставление
и обсуждение рецензий (статей, книг)
профессиональных
- подготовка
рефератов, посвященных
- устные коллективные обсуждения (с помощью проблемных вопросов педагога);
- письменные
рецензии учащихся на
Логика последовательности творческих заданий исходит из того, что критический анализ медиатекстов начинается со знакомства с работами медиакритиков - профессионалов, по которым ученики могут судить о различных подходах и формах такого рода работ.
Общая схема обсуждения медиатекстов выглядит так:
1. Вступительное слово ведущего, т.е. дать установку на медиавосприятие.
2. Коллективное "чтение" медиатекста (коммуникативный этап);
3. Обсуждение
медиатекста, подведение
В итоге весь цикл занятий должен способствовать развитию личности (включая индивидуальное, творческое мышление, отвечающие следующим показателям: знания по теории медиакультуры; целенаправленное общение с медиа, умение ориентироваться в жанровом и тематическом репертуарном потоке; эмоциональные, познавательные, нравственные, эстетические мотивы контакта с медиа; проявление творческого, художественного начала в различных аспектах деятельности), кроме того значительная часть школьников от "первичного" и "вторичного" уровней восприятия медиатекстов (описание уровней восприятия см. в приложении № 3) переходит к более высокому уровню "комплексной идентификации", показателем которой становиться способность к отождествлению с позицией авторов произведения медиакультуры.
Вышеописанная методика составленна на основе трудов А.В.Федорова /38,80/, /37,66/, /42, 384/, /44,66/; Ю.Н.Усова /33,362/, /35,25/; А.В.Шарикова /47,65/, /46, 43/ и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании изученных
В результате проведенного
В ходе работы были решены, поставленные задачи:
Таким образом, подтверждается
гипотеза исследования о том,
что изучение теоретических
Для реализации этой гипотезы
в рамках общеобразовательной
школы, в первую очередь,
Во-вторых, каждый педагог предметник, должен знать, что средства и методы, которыми обладает медиаобразование, способны помочь ему сделать процесс образования школьников, не только более увлекательным, но и поможет ребятам быстрее усвоить новый материал.
В третьих, чтобы помочь школьнику ориентироваться в современном информационном обществе, необходимо организовывать кружки и факультативные занятия по медиаобразованию, проводить классные часы, где будут обсуждаться с классным руководителем, прочитанные газетные статьи и журналы, просмотренные кинофильмы и телепередачи, где ребята будут находить достоинства и недостатки современной информации, критиковать отрицательные и находить положительные моменты в современной обстановки.
Ну и конечно в идеале в школе должен быть введен обязательный предмет «медиаобразование»
Подводя черту под
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение
№1
Основные
термины медиа.
- "медиакультура" - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме;
- "медиаобразование" - процесс образования и развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпритации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
- "медиатекст" - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);
- "адресат медиаобразования" - школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы и тд.);
- "ассоциация" - процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста;
- "аудиовизуальное мышление" - творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста;
- "жанр" - группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.);
- "кинообразование" процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи конотехники;
- "критическое мышление" - аналитический процесс, основанный на развитом "аудиовизуальном восприятии" и "аудиовизуальном мышлении". Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и "зашифрованного") медиатекста;
- "медиа" - "средства массовой коммуникации и информации" - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);
- "медиавоздействие" - воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.
- "медиавосприятие" - восприятие "медиареальности", чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);
- "медиаграмотность" - умение анализировать и ситематизировать пространственно-временную реальность, умение "читать" медиатекст;
- "медиаискусства" - искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения (печать, фотография, радио, грамзапись, киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности;
- "задачи медиаобразования" - обучить грамотно "читать" медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;
- "зум" - переменный фокус, создающий видимость приближения или удаления от объекта съемки;
- "кадр" - основная единица структуры экранного произведения, один длящийся кусок аудиовизуального текста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском;
- "кинотекст" - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм);
- "код"- результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с "кодом" аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпритации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.);
- "коллаж" - использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте;
- "купирование" - усечение аудиовизуального образа медиатекста;
- "методика медиаобразования" - процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса;