Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа
Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.
Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
Итак,
делая вывод о пользе взаимодействия
медиакультуры и школы, т.е. о пользе
использования внешкольной
Глава
№2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕДИА, КАК СРЕДСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
2.1.
Выявление потребностей
и интересов старшеклассников
в области медиакультуры.
Современная
школьная практика показывает, что
возможности использования
С целью, выявления интересов и потребностей старшеклассников в использовании средств массовой информации, в рамках общеобразовательных предметов, было проведено анкетирование для выявления интересов и потребностей старшеклассников в области "медиа", в школе №2 г.Таганрога. (Приложение №2).
Результаты анкетирования: опрошено 27 чел. старшеклассников 9"Б", 10"А" 10 "б", классов. Из них 9 мальчиков, 16 девочек.
Анкетирование позволило выявить отношение старшеклассников к современному миру информации, сделать вывод о том, где старшеклассник получает больше всего информации, узнать какое количество времени у него уходит на общение с тем или иным видом СМИ, выявить уровень доверия к ним, узнать их интересы в области кинематографии и т.д.
Анкетирование
показало, что большинство
Степень доверия информации - тоже интересный вопрос. Большинство старшеклассников 45,9% доверяют только той информации, которую могут проверить. Наиболее достоверный источник информации для старшеклассников, как выяснилось - это родные и близкие (наибольшее количество положительных ответов) , но в этом вряд ли есть что-то странное, старшеклассник, как и любой другой ребенок, привык им доверять. И конечно не маловажную роль он отводит TV, так как на просмотр телепередач у 48,1% старшеклассников, уходит ежедневно более двух часов. Рейтинг телепередач, составленный учащимися 9-10 классов, дает ясно понять, что их привлекают в первую очередь телепередачи, дающие новые знания.
1. "Своя игра" - 25,9%
2. "Новости" ("Вести" и т.д.) - 18,5%
3. "Намедни" - 14,8%
4. "Большая стирка" - 11,1%
5. "Сам себе режиссер" - 7,4%
6. "Городок" - 7,4%
7. "Путешествия натуралиста" - 3,7%
8. "Что? Где? Когда?" - 3,7%
9. "Синемания" - 3,7%
10. "Впрок" - 3,7%
Следующее, что хотелось выявить, при помощи данной анкеты, были источники получения информации. Из результатов, мы видим, что больше всего информации старшеклассники получают из ТV - 44,4% старшеклассников, из газет и журналов 22,2%, а в школе только 11,01%.
Таким образом, видно, что главным источником получения информации являются средства массовой информации, но, несмотря на известность этого факта, многие педагоги все же считают, что средства массовой информации является фактором, отвлекающим ребят от выполнения домашних заданий, от чтения книг и других способов проведения досуга, к примеру, кинематограф. Престижность же киноискусства у современных школьников чрезвычайно велика. Более половины, старшеклассников, в результате беседы, в числе наиболее интересных и известных им видов медиа, называют кинематограф.
Конечно, нельзя сказать, что большинство школьников рассматривают кино, как вид искусства, имеющий большое значение в их жизни, чаще всего кино для них - это наиболее занимательный и увлекательный вид время провождения. Но в любом случае, включение кино, в число наиболее предпочитаемых средств массовой информации, не является случайностью, т.к. у них наблюдается весьма устойчивая потребность в киноискусстве.
С этой целью в анкете был выявлен рейтинг отечественных, зарубежных фильмов и телепрограмм, наиболее популярных среди молодежи.
Среди
отечественных фильмов
1."Сибирский цирюльник" - 33,3%
1. "Бандитский Петербург" - 18,5%
2. "Вор" - 11,1 %
3. "Убойная сила -3"- 7,4%
4. "Дворцовые перевороты" - 7,4%
6. "Свадьба в малиновки" - 3,7%
8. "Иван Васильевич меняет профессию - 3,7%
9. "Бриллиантовая рука" - 3,7%
10. "Королева бензоколонки" -3,7%
Среди зарубежных фильмов ребята назвали следующие:
1. "Мулен Руж" - 22,2%
2. "Властелин колец" - 18,5%
3. "Перл Харбер" - 11,1%
4. "Красотка" - 11,1 %
5. "Титаник" - 7,4%
6. "Зеленая миля" - 7,4%
7. "Американский пирог" - 3,7%
8. "Очень страшное кино" - 3,7%
9. "Такси" - 3,7%
10. "Матрица " - 3,7%
По содержанию, тематике, жанровым и видовым характеристикам перечисленные фильмы весьма различны, это свидетельствует о разнообразии интересов старшеклассников. Большинство составляют фильмы развлекательного характера, т.е. комедии, боевики, ужасы, фантастика.
Результаты анкетирования исследований свидетельствуют о том, что у старшеклассников кино, прежде всего, выступает, как предпочитаемый способ развлечений, занимательный вид времяпровождения. Мотив обращения к кино у большинства старшеклассников лежит вне специфики кино, как вида искусства 59,2%. Это связано, в первую очередь, с рядом специфических свойств, которыми обладают кинопроизведения (например, их зрелищность, использование спецэффектов, поражающих воображение; эмоциональное восприятие). Кино, по сравнению с другими средствами СМИ, является не только наиболее массовым, доступным и демократическим видом искусства, но и искусством с помощью которого, самым активным образом удовлетворяется потребность в отдыхе, эмоциональной разрядке, отвлечении от повседневных жизненных забот, развлечений и т.д.
Ориентации старшеклассников на досуговые функции кинофильмов, просмотр ими в большинстве случаев кинофильмов только развлекательного характера, к сожалению чаще всего не несущих в себе никакого эстетического смысла, способствует и тот, фактор, что школа до сих пор не желает признавать, всю важность и полезность использования средств медиа, в процессе обучения и воспитания школьников. Хотя, 100% старшеклассников, за то, чтобы при объяснении нового материала педагог использовал фрагменты кинофильмов. Из беседы стало ясно, что учебный материал, который преподносится таким способом не только лучше запомниться ими, но и на примере героев кинофильма, они поймут, как эти знания применяются в жизни.
Делая
вывод из анализа представленной
анкеты, наблюдения и бесед со старшеклассниками,
можно сказать, что у 70% ребят, уровень
оценки медиотекстов "средний", т.к.
они могут дать характеристику поступкам
и психологическим состояниям персонажей
медиатекста на основе фрагментальных
знаний, обладают способностью объяснить
логику последовательности событий в
сюжете, умеют рассказать от отдельных
компонентах медиаобраза. У остальных
30%, наблюдается "низкий" уровень
оценки медиатекста, т.е. абсолютное незнание
языка медиа. Неустойчивость, путаность
суждений, подверженность внешнему влиянию,
отсутствие интерпретации позиции героев
и авторов медиатекста, умение пересказать
фабулу произведения.
2.2.
Методика медиаобразования
в рамках общеобразовательной
школы.
Каждая наука имеет свою методику, т.е. определенные пути для достижения ее целей. Медиаобразование также не исключение.
Методика медиаобразования призвана улучшать и развивать эмоциональную включенность у ущащихся, т.е. от неосознанной, спонтанной характеристики медиатекста должно происходить продвижение к целостной характеристике произведения;
эмоциональную активность суждений (от формальных с помощью учителя - к более яркому, образному, индивидуальному выражению своих медиавпечатлений);
развитость образного мышления (от стихийного, интуитивного - к осознанному оперированию образами восприятия и художественными представлениями);
умение частично анализировать медиатексты (от фрагментного использования компонентов, входящих в критическую оценку - к полноценному, целостному анализу звукозрительной, пространственно временной структуры динамичных художественных образов произведений медиакультуры) /39,mediaeducation.ru/.
Базой методики медиаобразования является использование в педагогической работе разнообразных творческих заданий, которые, в свою очередь обязательно связаны с каким-либо видом деятельности.
В процессе медиаобразования могут быть использованы разнообразные виды деятельности, например:
-
дескриптивный, т.е. пересказ
-
классификационный (
-
аналитический (анализ
- личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом);
-
объяснительно-оценочная (
Что касается видов творческих заданий, то их подразделяют в зависимости от характера содержания учебного материала (требуется разделить факты и явления на теоретические и практические и т.д.), от характера требований; от соотношения "данных" и "целей" выполнения учебной работы; от формы ее организации и выполнения (индивидуальные, групповые). Важно учитывать необходимость повторения и закрепления методических приемов, с помощью которых совершенствуются полученные школьниками умения.
1. Цикл
литературно-имитационных, театрализованно-ситуативных,
изобразительно-иметационных
а) "литературно-имитационные" творческие занятия, т.е. написание зминисценариев медиатекстов, заявок на сценарии и т.д.
Методика такого рода занятий успешнее всего реализуется в игровой форме. Ребятом предлагается мысленно представить себя в роли сценаристов медиатекстов и написать, например: сценарный план произведения медиакультуры любого вида и жанра; сценарную разработку эпизода известного литературного произведения; оригинальный минисценарий произведения медиакультуры (рассчитанный на 3-5 минут экранного действия фильм, телесюжет); оригинальный текст (статья, репортаж, интервью и пр.) для газеты, журнала, интересного сайта.