Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучение и анализ использования медиакультуры в образовании старшеклассников.
Объектом исследования является: Процесс образования старшеклассников на материале медиакультуры.
Предмет исследования: Медиакультура, как средство образования старшеклассников.

Оглавление

Введение
Глава № 1. Теоретические аспекты медиакультуры.
1.1. Терминология медиакультуры.
1.2. Социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
1.3. СМИ и школа
Глава № 2. Формы и методы использования медиа, как средства образования старшеклассников.
2.1. Выявление потребностей и интересов старшеклассников в области медиа.
2.2. Методика медиаобразования в рамках общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

          Благодаря таким творческим заданиям ребята на практике осваивают важнейшие понятия языка медиа. Причем освоение происходит комплексно, неразрывно, без заучивания, что называется на практике.

    Но  обязательно нужно, чтобы каждому  такому занятию предшествовало слово  педагога, где четко были бы определены цели, задачи и процесс выполнения задания. Затем из наставника педагог превращается в консультанта, что бы позволить школьником выполнять работу самостоятельно и лишь при возникновении некоторых трудностей прийти к ним на помощь.

      Задания, после их завершения, выносятся на коллективное обсуждение, лучшие из них отбираются для дальнейшей работы. Безусловно, педагог, так же должен следить за тем, чтобы ребята помнили о недопустимости сложных декораций, костюмов, грима, дорогих аксессуаров в их работе. Но несмотря на это не стоит на прямую ограничивать учеников в фантазии, ведь на бумаге можно разрабатывать самые фантастические и невероятные сюжеты. И все же для дальнейшего воплощения в жизнь, по чисто практическим причинам, нужно отбирать те сценарии, которые можно воплощать в жизнь, не прибегая к сложной технике.

          Важной  заслугой такого творческого задания  является, то, что ребята постепенно вживаются в роль создателя медиатекстов. На базе криативной практической деятельности постигают основы построения медиатекстов, у них развивается фантазия, воображение, индивидуальное творческое мышление /41,mediaeducation. ru/.

          б) "театрализованно-ситуативные" творческие задания, т.е. инсценировка тех или  иных эпизодов медиатекста, процесс  их создания и т. д.

          Задачами  этого этапа являются подготовка и последующее создание учащимися медиатекстов (короткометражных фильмов, радио/телепередач, интересных газет и журналов) по планам и минисценариям написаннымна литературно-имитационных творческих занятиях. Базой для реализации данного творческого задания является ролевая игра: между учащимися распределяются роли "режиссеров", "операторов", "актеров", ведущих и участников "телепередач", журналистов и пр. Затем приступают к репетиционному периоду, затем начинается практическое создание медиатекста (снимается короткий видеофильм или телепередача, готовить газета или статья в журнал и т.д.). Причем для наиболее продуктивной работы над задание может использоваться соревновательный элемент, т.е. одно и тоже задания могут выполнять сразу несколько команд. В дальнейшем их результы сравниваются, выносятся на обсуждение, выявляются их достоинства и недостатки /41,mediaeducation. ru/.

          Ребятам при выполнении такого творческого  задания лучше всего дать простор  для фантазии, воображения, выражения индивидуальности своего мышления, творчества. В выполнении такого рода заданий важен не столько конечный результат, сколько сам процесс постижения аудиовизуального языка, развития их творческих способностей.

          В процессе "театрализованно-ситуативных" заданий у ребят формируются такие качества, отвечающие тем или иным показателям художественного развития личности: знание основных этапов процесса создания медиатекстов, функций авторов произведений медиакультуры, азов специфики их работы в плане выражения своих мыслей, идей, ощущений, творческие, художественные способности в сфере создания, собственных медиатекстов.  

          Показателем эффективности выполнения такого творческого  задания считается способность  ученика в игровой форме на собственном опыте практически освоить азы создания медиатекстов.

          в) "Изобразительно-имитационные" творческие задания.

    Методика  выполнения этих заданий также рассчитана на игровые, ролевые возможности  педагогического процесса.

          Такое творческое задание является логическим окончанием двух предыдущих. Естественно, что после создания минисценария и после работы монтажно-тонировочного периода, готовые медиатексты надо рекламировать, "продавать " на "рынке", "прокатывать" и т.д /41,mediaeducation. ru/.

          Все творческие задания, включенные в это занятие должны подчиняться именно этим целям. Эти задания могут быть:

    - создание  рекламных афиш;

    - создание  рисунка в фотоколложей на  тему российских и зарубежных  произведений медиакультуры;

    - создание  рисованных "комиксов" по мотивам  тех или иных произведений, рассчитанных на определенный возраст;

          После выполнения этих заданий можно провести конкурс на лучшее творение, обсудить его достоинство его недостатки. Авторы творческих работ имеют возможность  публичной защиты своих произведений, отвечают на вопросы педагога и аудитории.

          Основной  показатель выполнения задания: умение учащегося в невербальной форме  передавать свои впечатления от просмотра  произведений медиакультуры.

          2. Следующий цикл творческих занятий,  направлен на развитие у учеников  полноценного восприятия медиатекстов.

    Сюда  включены:

          а) творческие задания по восстановлению в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных  эпизодов произведений медиакультуры  в процессе коллективного обсуждения.

          Такие творческие задания имеют своей целью научить ребят усвоению особенностей композиции кадра, его пространственного, светового, звукового, ракурсного решения, которое в синтезированном виде несет смысловую нагрузку; ребята также должны овладеть своего рода  монтажностью мышления - эмоционально-смысловым состоянием элементов поведения, их ритмическим, пластическим соединением в кадре, эпизоде, сцене /41,mediaeducation. ru/.

          Для того чтобы осуществить эти задачи ребятам предлагается  обсудить монтажное (с учетом ритма, темпа и т.д.) сочетания кадров (принимая во внимание их композицию) и эпизодов.

          Цель  данного занятия, заключается в  том, что учащиеся общаясь с медиа  развивали свою эмоциональную, творческую активность, невербальное мышление, звукозрительную  память, из-за чего облегчается анализ и синтез звукозрительного, пространственно-временного образа произведения медиакультуры.

          б) "литературно-имитационные" творческие занятия.

    Методика  их выполнения основывается на игровых, проблемных и ролевых элементах. Проводятся такие занятия с целью  усвоения таких понятий как "установка на медиавосприятие", "процесс медиавосприятия", "условие медиавосприятия", "система эмоциональных перепадов", "феномен массового успеха" и т.д. Для достижения этих целей ученикам предлагается:

    - описать  основные признаки лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного  произведения медиакультуры;

    - описать  лучшие (худшие) объективные (обстановка  во время просмотра и т.д.) условия  восприятия медиа;

    - составить  рассказ от имени главного  героя или второстепенного персонажа. При этом нужно стараться сохранить особенности его характера, лексики и т.п.

    - поставить  героя медиатекста в измененную  ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия  медиатекста, его композиции, возраста героя, его пола, национальности и т.д.);

    - составить  рассказ от имени одного из  неодушевленных предметов, фигурирующих  в медиатексте, изменив тем  самым ракурс повествования;

    - по  списку самых популярных медиатекстов (российских и зарубежных) попытаться  обосновать причины их успеха (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему "эмоциональных перепадов", наличие развлекательной функции, счастливые конец, авторская интуиция и т.д.);

          в) "Театрализованно-ситуативные" творческие задания.

    Методы  проведения таких заданий основаны на театрализованных этюдах, связанных с теми же понятиями и проблематикой, что и на этапе "литературно-имитационных" занятий. Оба этапа взаимодополняют друг друга, развивают разные стороны креативных способностей ребят.

    В этом цикле занятий предлагается:

    - разыграть  "актерскими" средствами различные  варианты установки на восприятие;

    - разыграть  театрализованные этюды на тему  объективных и субъективных условий  медиавосприятия и т.д.

    Разыгрывая  данные этюды, можно имитировать  шумное поведение аудитории во время просмотра, стрессовые ситуации, полученные зрителем на кануне контакта с  медиатекстом, диалоги, споры нескольких представителей разных типов восприятия и т.д..

    В целом  весь комплекс таких занятий готовит  ребят к следующему этапу - анализу медиатекста.

          3. Цикл творческих занятий, направленных  на развитие у школьников умения  анализировать медиатекст.

          Основные  этапы данного цикла занятий  это:

    - выявление  и рассмотрение содержания эпизодов  медиатекстов, с максимальной яркостью  воплощающих характерные закономерности произведения в целом;

    - анализ  логики мышления авторов медиатекста:  в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального пространственно-временного  ряда, монтажа и т.д.;

    - определение  авторской концепции и обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста.  Методическая реализация данных этапов основывается на цикле практических занятий, посвященных анализу конкретных медиатекстов.

    Здесь вновь необходимо использовать творческие, игровые, эвристические и проблемные задания, существенно повышающие активность и заинтересованность школьников.

          Игровые формы проведения занятий логически  продолжают предыдущие. Школьником можно  предложить следующие варианты игровых  заданий:

          а) литературно-имитационные, в ходе которых аудитория должна написать:

    - анатацию  и сценарий рекламных медиатекстов;

    - свои  варианты  "улучшения качества" тех или иных известных медиатекстов.

          Выполняя  эти задания, школьники в игровой  форме готовится к более серьезному проблемному анализу медиатекстов. Большинство заданий выполняется на "конкурсной" основе, с последующим определением лучшей работы и т.д. Показатели выполнения заданий: умение в игровой форме рассказать о наиболее привлекательных, зрелищных аспектах медиатекстов (реклама), представить логически и художественно убедительный вариант замены отдельных компонентов медиатекста.

          б)"театрализованно- ситуативные" творческие задания:

    это может быть театрализованный этюд на тему "пресс-конференция" с "автором"( "оператором", "телеведущим", "актерами", "режиссером" и т.д.) медиатекста;

    - этюд  на тему интервью с "зарубежными  деятелями медиакультуры" ;

    - "юридический  " ролевой этюд, включающий процесс  "расследования" преступлений  главного отрицательного персонажа медиатекста;

    - на  тему рекламной компании в  сфере медиа: конкурс "медиареклама"; /41,mediaeducation. ru/.

    По  сути дела, такие творческие задания  дополняют и обогащают умения, приобретенные ребятами во время  "литературно-имитационных" игровых  практических занятий. Помимо умений устного коллективного обсуждения, они способствуют раскрепащенности, общительности аудитории, делают речь учащегося более свободной, активизируют импровизационные способности.

          Следующий цикл занятий состоит в проблемных коллективных обсуждениях и в рецензировании мдиатекстов. Здесь могут использоваться следующие виды проблемных творческих заданий:

Информация о работе Медиакультура (культура средств массовой информации) как средство образования старшеклассников