Манипуляция сознанием : история, теория, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.
Для осуществления поставленной цели предлагается решение следующих задач:
определить систему основных понятий, используемых в теоретических исследованиях манипулирования сознанием, и дать им обобщённое социально-философское определение;
- провести сравнительный анализ существующих подходов к проблеме манипулирования сознанием;
- исследовать особенности манипулирования сознанием в условиях
современной действительности;

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
1.1 Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
1.3 Формирование коитериев…………………………………………………..12
1.4 Признаки манипуляции…………………………………………………….15
1.5 Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102

Файлы: 1 файл

Манипуляция сознанием история, теория, практика.docx

— 216.96 Кб (Скачать)

 Содержание и форма средств массовой информации — мифы и средства их передачи — полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния индивида и стремятся добиться средства массовой информации и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво.

В условиях развитой рыночной экономики пассивность имеет  как физическое, так и интеллектуальное измерение, и оба они искусно  эксплуатируются аппаратом манипулирования  сознанием. 
            Трудно вообще представить в какую степь нас заведёт такое увлечение технологиями манипулирования - возможно даже к полной деградации человеческой личности. Что бы не допустить этого нужно создать особый вид людей - сознание которых устойчиво к воздействию манипуляций.  Для этого над этой проблемой должны работать многие и многие психологи, философы и социологи. 

                                   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение .

Манипулировать чужим  сознанием появилось у человека в тот момент, когда он понял, что  не один, а жизненные цели других людей весьма отличаются от его личных. Поэтому пришлось придумать общий  знаменатель и правила деления, и, конечно же, искусство манипулирования  сознанием. С тех пор проблема манипуляций сознанием является одной из самых животрепещущих и  актуальных. Для человека и общества эта тема вечна, поскольку сознание не отделимо от личности. 
     Мир манипуляций сознанием весьма причудлив, имеет древнюю историю, своих профессионалов и авторов. Специфических общенаучных понятий, отражающих обобщенную схему, модель или механизм такого явления, как скрытое психологическое принуждение личности и имеющих достаточную научную проработку, немного. К их числу в первую очередь можно отнести манипулятивное воздействие (манипуляции, манипулирование).

Данное понятие имеет два основных значения — прямое и переносное или метафорическое. Как ни парадоксально, но в последнее время именно переносное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого понятия, привлекающим все большее внимание исследователей. В своем переносном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию, т.е. можно говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д.

Таким образом, резюмируя нашу работу, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что термин манипулятивное влияние - это обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция, манипулятивный подход, манипулирование заменяет термин "макиавеллизм" как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения. Конечная цель таких акций — это контроль над населением, его управляемость.

Сложные и устойчивые организационные  формы тайного принуждения человека, как уже отмечалось, могут обозначаться самостоятельными понятиями, например, такими как политические игры, психологические операции, манипулятивные информационно-пропагандистские и информационно-рекламные кампании и т.д. В данном случае добавление определения "манипулятивный" позволяет хотя бы при анализе отделить недобросовестную рекламу и пропаганду от общественно необходимых форм публичного доведения информации о важных и социально значимых проблемах, идеях, взглядах, товарах и т.п. (например, пропаганда здорового образа жизни, реклама новых технологий и технических новинок и т.д.).

Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигает обеспечение  информационно-психологической безопасности в современных условиях на уровень  общенациональной проблемы.

Таким образом, проблема информационно-психологической  безопасности личности, ее психологической  защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.    

В целом, система манипулирования  сознанием и технологии их осуществления  были надлежащим способом сформулированы, оформлены и апробированы в XIX веке. Таким образом XIX век стал своеобразной предтечей XX-му в плане манипулирования  сознанием. А в XX веке, в связи  с развитием НТП, стало возможно настолько массовое, глобальное манипулирование  сознанием, что практически любой  человек стал объектом манипулирования. Но человеческий индивид оказался практически  неготовым к агрессивным воздействиям на сознание. Ловкое навязывание идей и ложных представлений о счастье, равенстве и братстве, культивирование  образа врага в сознании миллионов  людей породило более чем драматические  последствия - мировые войны, революции, депрессии, которые стоили неисчислимых жертв. Не смотря на осознание последствий  столь грандиозных манипуляций, желание управлять миллионами людей  не ослабло, а ещё в большей  мере возросло. Теперь управлять человеком  хотят все, начиная от политиков  самого высокого ранга и заканчивая посредственными коммивояжёрами. Сейчас для них главной целью стала  мерзкая нажива и корысть. Они  не гнушаются ничем - например используют любимые образы родных, близких людей, заветные цели и интимные желания  человека. Но последствия такой обработки  очевидны - происходит постепенное  обесценивание и деградации самих  идей - идеи семьи, брака, любви, высших целей и желаний. Это случается  потому, что на подсознательном уровне любая личность противостоит воздействию  манипуляции. Но, если при манипуляции  используются основные жизненные образы и идеи, то неверно, извращённо срабатывает  внутренний механизм защиты - против этих жизненных ценностей. 
     Трудно вообще представить в какую степь нас заведёт такое увлечение технологиями манипулирования - возможно даже к полной деградации человеческой личности. Что бы не допустить этого нужно создать особый вид людей - сознание которых устойчиво к воздействию манипуляций.  Для этого над этой проблемой должны работать многие и многие психологи, философы и социологи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список .

  1. Багдикян Б. Монополия средств массовой  информации  : пер. с англ. общ. ред. и вступ. ст. Г. И. Вайнштейна.  /Б.Багдикян .- М.: Прогресс, 198 7.-  320 с.

  1. Безгодова О.В Паблик рилейшнз в системе политического управления современной политологии / О.В.Безгодова.- Новосибирск : Сибирское университетское издательство,1993.-190 с.

  1. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз : приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: учеб. пособие для делов. Людей/Е.А.Баженов - М.: ИМА-пресс, 1994. - 157 с.

  1. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н.Богомолова. - М.: МГУ, 1991. - 126 с.
  2. Борев, В.Ю. Коваленко, А.В. Культура и массовая коммуникация/  В.Ю.Борев, А.В.Коваленко - М.: Наука,1986.- 302 с.
  3. Бурдье П. О телевидении и журналистике : пер. с фр.   /  П.Бурдье . - М.: фонд «Прагматика культуры», 2002. – 159 с.
  4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды : пер. с польск. /Л.Войтасик. — М.: Прогресс, 1981.- 280 с.
  5. Гаджиев К.С. Пропаганда и внушение. / К.С.Гаджиев.- М.: АСТ, 1990. - 180 с.
  6. Гарифуллин Р.Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования. / Р.Р.Гарифуллин . – Казань: Татарское книжное издательство,1997 . - 403 с.
  7. Ги Дебор Общество спектакля : пер. с фр ./ Ги Дебор.- М.: Логос, 200.- 184 с.
  8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность 
        личности :  состояние и возможности психологической защиты / Г.В.Мельник.- 
        М.: Вагриус,1998 .- 113 с..
  9. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса /Г.В.Грачёв // Общественные науки и современность./ - 1997. - № 4. - С. 106-114.
  10. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии  информационно-психологического воздействия / Г.В.Грачёв,И.К. -. М.: ИФ РАН, 2002.- 288 с.
  11. Грачев Г.В. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах . Проблемы информационно-психологической безопасности./ Г.В.Грачёв, И.К.Мельник.- М.: Вагриус, 1996.-156 с .
  12. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. / А.В.Дмитриев,В.В.Латынов. – М.: МНУЦ, 1999. – 110с
  13. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. / Е.Л.Доценко .-  М.: Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
  14. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ./Д.И.Дубовский. — М.: РЭЙ. 1994. — 120с.
  15. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия./Ю.А.Е рмаков. -Екатеринбург,1995.-136 с.
  16. Жданов Г.Б. Информация и сознание /Г.Б.Жданов. // Вопросы философии.- 2000, № 11. С.97-104.
  17. Знаков В., Психология понимания правды./В.В .Знаков. -  СПб.: Астрель-СПб,1999. - 281 с.
  18. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия./ Т.С.Кабаченко.М.: Педагогическое общество России , 2001.-544 с.
  19. Кара-Мурза  С.Г.  МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ ./ С.Г.Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2008. – 864 с.
  20. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня.  / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм., 2001. - 538 с.
  21. Кольев А. Миф масс и магия вождей./ А.Кольеф.- М.: Национальный Институт Развития, 1998 г.- 432 с.
  22. Коротченко Е.Г. Информационно-психологическое противоборство в современных условиях. /Е.Г.Коротченко .// Военная, мысль -1996. №1.с. 22-28.
  23. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы,формы, опыт ./  В.Г. Крысько В.Г .- Минск : Харвест, 1999.- 448 с.
  24. Куликов В.Н. Психология внушения./ В.Н.Куликов. - Иваново: Педагогический . Институт, 1978. – 172 с.
  25. Лайнбарджер П. Психологическая война : перевод с англ. /П.Лайнабжер.– М.: Воениздат, 1962. – 350 с.
  26. Лебон Г. Психология народов и масс: пер.с фр./ Г.Лебон. — М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
  27. Мельник Г.С. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. / Г.С.Мельник .- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996  - 160 с.
  28. Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. / А.А.Мухин . – М.:   Гном и Д, 2000. – 256 с.
  29. Ньюман С. Скажи "нет" манипулятору. 250 типичных сценариев манипуляций и как им противостоять : пер.с англ./ С.Ньюман. – М.: Добрая книга, 2007 – 224.
  30. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс : пер. с исп. / Х.Ортега-и-Гассет . –М.: АСТ, 2003. –211 с.
  31. Панарин, И.Н. Информационная война и Россия. / И.Н.Панарин - М.: Мир безопасности, 2000. - 159 с.
  32. Почепцов Г.Г.   Коммуникативные технологии двадцатого века. / Г.Г.Почепцов. – М.: Рефл-бук, 2000. – 352 с.
  33. Почепцов Г.Г. Информационные войны./ Г.Г.Почепцов. – М..: Рефл-бук , 2000. – 576 с.
  34. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. / Г.Г.Почепцов .- М.: Центр, 1998. - 349 с.
  35. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война./ Г.Г.Почепцов - М.: СИНТЕГ, 2000. - 180с.
  36. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи/ О.В.Братимов., Ю.М Горский, М.Г.Делягин, А.А.Коваленко – М.: ИНФРА-М, 2000. – 344 с.
  37. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны : атака на подсознание. /В.Ф.Прокофбев. - М.: СИНТЕГ, 2003. - 408 с.
  38. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. / Л.Д.Рейман  // Вопросы философии. - 2001. № 3. – С.3-9.
  39. С.П. Расторгуев . Информационная война . / С.П.Расторгуев. –М.: Радио и связь,   1999. -  416 с.
  40. Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия на людей. / В.И Севрюгин. –  Челябинск:  Обл. ид-во, 1996. – 416 с.
  41. Туманов, С В . Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение: Опыт интегративного анализа /С. В.Туманов. - М.: Изд-во МГУ, 2000.-192 с.
  42. Цуладзе.А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. / А.М.Цуладце .-  М.: Книжный дом Университет , 1999.- 144 с.
  43. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. / В.П.Шейнов. – М.: АСТ, 2011. - 768 с.
  44. Шейнов В.П. Психологическое влияние . / В.П.Шейнов . – М.: АСТ , 2011. –798 с.
  45. Шейнов В.П. скрытое управление человеком . /В.П.Шейнов. – М.: АСТ,2011.-814 с.
  46. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.  / Ю.А.шерковин .- М.: Мысль, 1973. - 341с.
  47. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г.Шиллер; пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. - М.: Мысль, 1980. - 326 с.
  48. Шостром.Э. Человек-манипулятор./ Э.Шостром; пер. с англ. А. Малышевой. -М.: ТПЦ Полифакт , 1992. - 128 с
  1. Эдмюллер,А. Техники манипуляции. Распознавание и противодействие / А.Эдмюллер , Т.Вильг.-М.: Омега-Л, 2009. – 144 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Манипуляция сознанием : история, теория, практика