ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 
ТЕОРИИ ГРАФОВ.
 
 Родоначальником теории графов 
принято считать математика Леонарда 
Эйлера (1707-1783). Историю возникновения 
этой теории можно проследить 
по переписке великого ученого. 
Вот перевод латинского текста, 
который взят из письма Эйлера 
к итальянскому математику и 
инженеру Маринони, отправленного из 
Петербурга 13 марта 1736 года :
"Некогда мне была предложена 
задача об острове, расположенном 
в городе Кенигсберге и окруженном 
рекой, через которую перекинуто 
семь мостов. Спрашивается, может 
ли кто-нибудь непрерывно обойти 
их, проходя только однажды через 
каждый мост. И тут же мне 
было сообщено, что никто еще 
до сих пор не мог это 
проделать, но никто и не 
доказал, что это невозможно. Вопрос 
этот, хотя и банальный, показался 
мне, однако, достойным внимания 
тем, что для его решения 
недостаточны ни геометрия, ни 
алгебра, ни комбинаторное искусство… 
После долгих размышлений я нашел легкое 
правило, основанное на вполне убедительном 
доказательстве, с помощью которого можно 
во всех задачах такого рода тотчас же 
определить, может ли быть совершен такой 
обход через какое угодно число и как угодно 
расположенных мостов или не может. Кенигсбергские 
же мосты расположены так, что их можно 
представить на следующем рисунке [рис.1], 
на котором A обозначает остров, а B, C и 
D – части континента, отделенные друг 
от друга рукавами реки. Семь мостов обозначены 
буквами a, b, c, d, e, f, g ".
 
По поводу обнаруженного им способа 
решать задачи подобного рода Эйлер 
писал:
"Это решение по своему 
характеру, по-видимому, имеет мало 
отношения к математике, и мне 
непонятно, почему следует скорее 
от математика ожидать этого 
решения, нежели от какого-нибудь 
другого человека, ибо это решение 
подкрепляется одним только рассуждением, 
и нет необходимости привлекать 
для нахождения этого решения 
какие-либо законы, свойственные 
математике. Итак, я не знаю, каким 
образом получается, что вопросы, 
имеющие совсем мало отношения 
к математике, скорее разрешается 
математиками, чем другими".
Так можно ли обойти Кенигсбергские 
мосты, проходя только один раз через 
каждый из этих мостов? Чтобы найти 
ответ, продолжим письмо Эйлера к 
Маринони: 
"Вопрос состоит в том, чтобы 
определить, можно ли обойти все 
эти семь мостов, проходя через 
каждый только однажды, или 
нельзя. Мое правило приводит 
к следующему решению этого 
вопроса. Прежде всего, нужно 
смотреть, сколько есть участков, 
разделенных водой, – таких, 
у которых нет другого перехода 
с одного на другой, кроме как 
через мост. В данном примере 
таких участков четыре – A, 
B, C, D. Далее нужно различать, является 
ли число мостов, ведущих к 
этим отдельным участкам, четным 
или нечетным. Так, в нашем случае 
к участку A ведут пять мостов, 
а к остальным – по три 
моста, т. е. Число мостов, ведущих 
к отдельным участкам, нечетно, 
а этого одного уже достаточно 
для решения задачи. Когда это 
определено, применяем следующее 
правило: если бы число мостов, 
ведущих к каждому отдельному 
участку, было четным, то тогда 
обход, о котором идет речь, 
был бы возможен, и в то же 
время можно было бы начать 
этот обход с любого участка. 
Если же из этих чисел два 
были бы нечетные, ибо только 
одно быть нечетным не может, 
то и тогда мог бы совершиться 
переход, как это предписано, но 
только начало обхода непременно 
должно быть взято от одного 
из тех двух участков, к которым 
ведет нечетное число мостов. 
Если бы, наконец, было больше 
двух участков, к которым ведет 
нечетное число мостов, то тогда такое 
движение вообще невозможно… если можно 
было привести здесь другие, более серьезные 
задачи, этот метод мог бы принести еще 
большую пользу и им не следовало бы пренебрегать".
 Обоснование вышеприведенного 
правила можно найти в письме 
Л. Эйлера к своему другу 
Элеру от 3 апреля того же года. Мы перескажем 
ниже отрывок из этого письма. 
Математик писал, что переход возможен, 
если на участке разветвления реки 
имеется не более двух областей, 
в которые ведет нечетное число 
мостов. Для того, чтобы проще представить 
себе это, будем стирать на рисунке уже 
пройденные мосты. Легко проверить, что 
если мы начнем двигаться в соответствии 
с правилами Эйлера, пересечем один мост 
и сотрем его, то на рисунке будет изображен 
участок, где опять имеется не более двух 
областей, в которые ведет нечетное число 
мостов, а при наличии областей с нечетным 
числом мостов мы будем располагаться 
в одной из них. Продолжая двигаться так 
далее, пройдем через все мосты по одному 
разу.
 История с мостами города 
Кенигсберга имеет современное 
продолжение. Откроем, например, 
школьный учебник по математике 
под редакцией Н.Я. Виленкина для 
шестого класса. В нем на странице 98 в рубрике 
развития внимательности и сообразительности 
мы найдем задачу, имеющую непосредственное 
отношение к той, которую когда-то решал 
Эйлер.
Задача № 569. На озере находится 
семь островов, которые соединены 
между собой так, как показано на 
рисунке 28. На какой остров должен доставить 
путешественников катер, чтобы они могли 
пройти по каждому мосту и только один 
раз? Почему нельзя доставить путешественников 
на остров A? 
Решение. Поскольку эта задача подобна 
задаче о Кенигсбергских мостах, то 
при ее решении мы также воспользуемся 
правилом Эйлера. В результате получим 
следующий ответ: катер должен доставить 
путешественников на остров E или F, чтобы 
они смогли пройти по каждому мосту 
один раз. Из того же правила Эйлера 
следует невозможность требуемого 
обхода, если он начнется с острова 
A.
 
 В заключение отметим, что 
задача о Кенигсбергских мостах 
и подобные ей задачи вместе 
с совокупностью методов их 
исследования составляют очень 
важный в практическом отношении 
раздел математики, называемый теорией 
графов. Первая работа о графах 
принадлежала Л. Эйлеру и появилась 
в 1736 году. В дальнейшем над 
графами работали Кениг (1774-1833), 
Гамильтон (1805-1865), из современных 
математиков – К. Берж, О. Оре, 
А. Зыков.