ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТЕОРИИ ГРАФОВ.
Родоначальником теории графов
принято считать математика Леонарда
Эйлера (1707-1783). Историю возникновения
этой теории можно проследить
по переписке великого ученого.
Вот перевод латинского текста,
который взят из письма Эйлера
к итальянскому математику и
инженеру Маринони, отправленного из
Петербурга 13 марта 1736 года :
"Некогда мне была предложена
задача об острове, расположенном
в городе Кенигсберге и окруженном
рекой, через которую перекинуто
семь мостов. Спрашивается, может
ли кто-нибудь непрерывно обойти
их, проходя только однажды через
каждый мост. И тут же мне
было сообщено, что никто еще
до сих пор не мог это
проделать, но никто и не
доказал, что это невозможно. Вопрос
этот, хотя и банальный, показался
мне, однако, достойным внимания
тем, что для его решения
недостаточны ни геометрия, ни
алгебра, ни комбинаторное искусство…
После долгих размышлений я нашел легкое
правило, основанное на вполне убедительном
доказательстве, с помощью которого можно
во всех задачах такого рода тотчас же
определить, может ли быть совершен такой
обход через какое угодно число и как угодно
расположенных мостов или не может. Кенигсбергские
же мосты расположены так, что их можно
представить на следующем рисунке [рис.1],
на котором A обозначает остров, а B, C и
D – части континента, отделенные друг
от друга рукавами реки. Семь мостов обозначены
буквами a, b, c, d, e, f, g ".
По поводу обнаруженного им способа
решать задачи подобного рода Эйлер
писал:
"Это решение по своему
характеру, по-видимому, имеет мало
отношения к математике, и мне
непонятно, почему следует скорее
от математика ожидать этого
решения, нежели от какого-нибудь
другого человека, ибо это решение
подкрепляется одним только рассуждением,
и нет необходимости привлекать
для нахождения этого решения
какие-либо законы, свойственные
математике. Итак, я не знаю, каким
образом получается, что вопросы,
имеющие совсем мало отношения
к математике, скорее разрешается
математиками, чем другими".
Так можно ли обойти Кенигсбергские
мосты, проходя только один раз через
каждый из этих мостов? Чтобы найти
ответ, продолжим письмо Эйлера к
Маринони:
"Вопрос состоит в том, чтобы
определить, можно ли обойти все
эти семь мостов, проходя через
каждый только однажды, или
нельзя. Мое правило приводит
к следующему решению этого
вопроса. Прежде всего, нужно
смотреть, сколько есть участков,
разделенных водой, – таких,
у которых нет другого перехода
с одного на другой, кроме как
через мост. В данном примере
таких участков четыре – A,
B, C, D. Далее нужно различать, является
ли число мостов, ведущих к
этим отдельным участкам, четным
или нечетным. Так, в нашем случае
к участку A ведут пять мостов,
а к остальным – по три
моста, т. е. Число мостов, ведущих
к отдельным участкам, нечетно,
а этого одного уже достаточно
для решения задачи. Когда это
определено, применяем следующее
правило: если бы число мостов,
ведущих к каждому отдельному
участку, было четным, то тогда
обход, о котором идет речь,
был бы возможен, и в то же
время можно было бы начать
этот обход с любого участка.
Если же из этих чисел два
были бы нечетные, ибо только
одно быть нечетным не может,
то и тогда мог бы совершиться
переход, как это предписано, но
только начало обхода непременно
должно быть взято от одного
из тех двух участков, к которым
ведет нечетное число мостов.
Если бы, наконец, было больше
двух участков, к которым ведет
нечетное число мостов, то тогда такое
движение вообще невозможно… если можно
было привести здесь другие, более серьезные
задачи, этот метод мог бы принести еще
большую пользу и им не следовало бы пренебрегать".
Обоснование вышеприведенного
правила можно найти в письме
Л. Эйлера к своему другу
Элеру от 3 апреля того же года. Мы перескажем
ниже отрывок из этого письма.
Математик писал, что переход возможен,
если на участке разветвления реки
имеется не более двух областей,
в которые ведет нечетное число
мостов. Для того, чтобы проще представить
себе это, будем стирать на рисунке уже
пройденные мосты. Легко проверить, что
если мы начнем двигаться в соответствии
с правилами Эйлера, пересечем один мост
и сотрем его, то на рисунке будет изображен
участок, где опять имеется не более двух
областей, в которые ведет нечетное число
мостов, а при наличии областей с нечетным
числом мостов мы будем располагаться
в одной из них. Продолжая двигаться так
далее, пройдем через все мосты по одному
разу.
История с мостами города
Кенигсберга имеет современное
продолжение. Откроем, например,
школьный учебник по математике
под редакцией Н.Я. Виленкина для
шестого класса. В нем на странице 98 в рубрике
развития внимательности и сообразительности
мы найдем задачу, имеющую непосредственное
отношение к той, которую когда-то решал
Эйлер.
Задача № 569. На озере находится
семь островов, которые соединены
между собой так, как показано на
рисунке 28. На какой остров должен доставить
путешественников катер, чтобы они могли
пройти по каждому мосту и только один
раз? Почему нельзя доставить путешественников
на остров A?
Решение. Поскольку эта задача подобна
задаче о Кенигсбергских мостах, то
при ее решении мы также воспользуемся
правилом Эйлера. В результате получим
следующий ответ: катер должен доставить
путешественников на остров E или F, чтобы
они смогли пройти по каждому мосту
один раз. Из того же правила Эйлера
следует невозможность требуемого
обхода, если он начнется с острова
A.
В заключение отметим, что
задача о Кенигсбергских мостах
и подобные ей задачи вместе
с совокупностью методов их
исследования составляют очень
важный в практическом отношении
раздел математики, называемый теорией
графов. Первая работа о графах
принадлежала Л. Эйлеру и появилась
в 1736 году. В дальнейшем над
графами работали Кениг (1774-1833),
Гамильтон (1805-1865), из современных
математиков – К. Берж, О. Оре,
А. Зыков.