Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:37, лекция
Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека
Проблема сознания может быть интерпретирована в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, вопрос о сознании - связующее звено между различными разделами философского знания. Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека
Слова "познание" и "сознание" имеют общий корень - "знание", однако явления, обозначаемые этими терминами, не тождественны друг другу. Познание - последовательное движение к знанию, сознание - высшая способность психического отражения действительности, присущая только человеку. Несмотря на то, что термин "сознание" отсылает к термину "знание", ошибочно сводить содержание сознания только к безличному знанию. Сознание никогда не бывает бесстрастным отображением внешнего или внутреннего мира. О сознании следует говорить как о знании-переживании мира и самого себя. В каждом акте сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение. Связь сознания и переживания, сознания и оценки выражается в английском варианте этого слова: "consciousness" - сознание соотносимо не со знанием "knowledge", а с совестью - "conscience". Философский вопрос о сознании неизбежно связан с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п.
Рассматривая проблему сознания, важно определить границы этого феномена и отделить сознание от других психических проявлений личности. Для обозначения всего комплекса психических проявлений человека в современной философии вводится понятие субъективности или субъективной реальности. Субъективность представляет собой комплекс сознательных и бессознательных, эмоциональных и интеллектуальных, ценностных и когнитивных проявлений человека. Это многомерная реальность, в структуре которой множество слоев и уровней; сознание - только один из них. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который подается волевому контролю. В общем смысле сознание - это целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним своим аспектом - интеллектом, мышлением
Сложность
проблемы сознания заключается еще
и в том, что каждый акт сознания
включает в себя в свернутом виде
всю жизнь человека в ее уникальности
и неповторимости. Сознание вплетено
во все проявления человека, и во
многом является условием этих проявлений.
Оно неотделимо от опыта жизни
личности и поэтому должно изучаться
вместе с ним . Но так сформулированная проблема сознания
становится безграничной, поскольку жизненный
опыт личности или культурный опыт человечества
никогда не завершены. Тема сознания, таким
образом, становится в один ряд с другими
вечными философскими вопросами.
Сознание
трудно определимо в качестве точного
предмета научной или философской рефлексии,
поскольку оно выступает и объектом, и
субъектом этой рефлексии, постигает самое
себя в собственных терминах и значениях.
Подобная сложность феномена сознания
породила множество трактовок этой проблемы
в истории философии.
Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и
гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета
своей науки. Так, представителей медико-биологических наук в первую очередь
интересует мозг как орган сознания: его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе наиболее общих, универсальных представлений о сознании. Такое общее значение дает философия.
На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и
решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания,
старалась ответить на вопросы о содержании и сущности сознания, о его
особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного
человека. Эти вопросы были неразрывно связаны и с проблемой существования
мира, и с проблемами познания человеком самого себя. Поэтому вопросы
сознания справедливо относят к основной проблеме философии.
Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из
них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С
точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию
вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать
противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод
Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю".
Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым
движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя
и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет
способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что
она видела "там". Таким образом уж античность поставила вопрос о том, откуда
взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно
его достоянием, или же сознание человека является частью мирового разума.
На протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно эта
вторая точка, поскольку она совпадала с основными догматами
христианства. Христианство считало, что сознание представляет собой Бога, то
надмировое начало которое существует до всего и затем творит весь мир и
самого человека. С точки зрения Блаженного Августина все знания о мире
заложены в душе, однако главное в жизни человека - его единение с Богом, чистая вера, которая по его мнению выше любого знания.
На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что
бессмертная душа человека обременена не только оболочкой, которую называли
"сосудом мерзости и греха",
но и разумом подарком дьявола,
гордыне пытался противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.
Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки "умствования"
оценивались церковниками резко отрицательно, а авторы таки: "умствований"
приговаривались к церковным покаяниям и другим, более устрашающим наказаниям.
Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия
Нового времени лице Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Локка поставила ряд
фундаментальных вопросов, связанных с общим проблемами сознания и познания.
Р. Декарт - яркий представитель рационализма, обращает внимание на потенциальные возможности человека, подчеркивая, что главным в сознании является внутренний анализ собственного "Я", именно самосознание Человека. По мнению Декарта душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. "Мыслю, следовательно существую", - так определяет Декарт главный смысл своей философии.
Философия Декарта дает основание для рационалистической традиции
рассмотрения сознания, той традиции, которая продуктивно разрабатывается
философами до настоящего времени.
Однако, не меньшее значение в анализе проблем сознания играет и точка зрения
сенсуализма (от фр. "сенсус" - чувства), подчеркивающая первостепенное
значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных
возможностей. Эти позиции обосновывались в трудах Дж. Локка, одного из
наиболее ярких представителей сенсуализма и эмпирической тенденции в познании.
Дж. Локк считал, что в "интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах", что знания, эмпирические данные имеют характер всеобщности, и они являются
источником всех идей, а возможность общего знания достигается с помощью языка. Локк стоял на той точке зрения, что познание неразрывно связано с практической жизнью человека, а следовательно познавательные задачи, стоящие перед человеком всегда соответствуют способностям личности.
Третьей традицией исследования сознания в философии можно считать
мистическую, и иррационалистическую точки зрения.
Первая из них (мистическая) связана с верой в сверхестественные силы,
воздействующие на человека и его сознание. Она берет свое начало еще в
глубокой древности. Мистическая концепция сознания и познания имеет
множество различий в восточной и западной философских традициях. Однако их
объединяет и нечто общее, а именно убежденность в том, что познание мира
человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение и оно всегда предполагает
общение человека с Богом (или другими сверхестественными силами), поскольку
именно Бог является духовной первоосновой мира.
Иррационалистическая (от лат. – неразумный) концепция сознания и познания,
сформировавшаяся концу XIX века, предполагает, что разум и чувства человека
ограничены, в то время как интуиция инстинкт и другие, логически не
определенные стороны сознания, помогают человеку понять поток жизни,
хаотичный и случайный в своей основе.
Точка зрения иррационализма на сознание в дальнейшем получила свое развитие
в философии экзистенциализма. Экзистенциализм считает ложным рациональное
познание и вместо него предлагает познание мира с помощью непосредственного,
интуитивного проникновения в реальность бытия человека. Именно постижение
своего бытия дает возможность человеку преодолеть недостатки старого
философствования, его излишней рационалистичности и непонимания того, что
каждый человек - конкретная, неповторимая личность, чье существование
(экзистенция) невозможно понять ни средствами теоретического, ни
практического осмысления жизни. Такое отношение к своему существованию, по
мнению философов - экзистенциалистов, позволяет глубже понять каждому
Человеку смысл свободы выбора им своего существования и проникнуться
ответственностью за свой выбор перед самим собой и перед лицом всей
истории.
Большая и плодотворная работа в анализе сознания и познания, проведенная
немецкой классической философией 18-19 вв., показывает, что сознание
имеет сложную структуру, активно по своей природе, является одновременно
достоянием всего рода человеческого, хотя его носителем всегда является
индивид, личность.
Важным для понимания проблем сознания и особенно познания были работы И.
Канта, в которых исследовались особенности познания мира человеком, давалась
критика познавательных способностей человека как субъекта познания (его
чистого разума, практического разума, способностей к суждению,
умозаключению). С точки зрения Канта три основные способности познания -
чувственность, рассудок и разум не могут дать истину человеку, потому что
взаимодействие человека с миром вещем, окружающих его, позволяет понять
только явление (феномен), а не сами вещи. "Вещи в себе", как называл их
Кант, существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. В процессе
познания человек выявляет их особенности с помощью созерцания, до- опытных
(априорных) категорий
основанных на разуме человека. Однако ни каждое в отдельности из
используемых человеком
состоянии выйти за пределы опыта или мира и получаемая познающим объектом
картина соответствует законам человеческого опыта и его логики, в то время
как сущность "вещей в себе" находится за пределами собственно человеческого
существования, она "по ту сторону" рассудка и разума, она трансцендентальна.
Этот важный вывод философии Канта дает целостное представление о философских
традициях агностицизма, того философского учения, согласно которому
невозможно положительно решить вопрос об истинности познания мира человеком,
равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.
В развитие идей И. Канта Г. Гегель обосновал историзм сознания, его
зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также
всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.
На протяжении многих веков развивалась и материалистическая традиция анализа
сознания и познания. Чаще всего она была связана с естественными науками и
содержала в своем объяснении сознания и познания как все достижения, так и
все заблуждения науки своего времени. Вместе с тем материалистические
традиции философского анализа сознания позволили сделать целый ряд
принципиально важных выводов, которые лежат в основе современных
естественных гуманитарных и социальных наук.
2)Структура сознания. Сознание и самопознание.
В философии сознание рассматривается как целостная система. Однако на этом сходство между различными философскими концепциями сознания заканчивается. Набор элементов, которые тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, зависит от его мировоззренческих предпочтений и решаемых задач. Для сравнения стоит рассмотреть две концепции, выстроенные на разных основаниях.