Проблема сознания в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:37, лекция

Краткое описание

Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека

Файлы: 1 файл

семинар 6.docx

— 49.56 Кб (Скачать)

*******

Одним из учеников З. Фрейда был К.Г. Юнг. Сохранив общее определение бессознательного как неосознаваемых и неподдающихся волевому контролю психических содержаний, К.Г. Юнг совершенно иначе ответил на вопрос о природе и функциях бессознательного. По его мнению, бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов, которые определяют основу всех переживаний, представлений и поступков человека. Бессознательное выполняет не охранительную функцию, как утверждал З. Фрейд, а компенсаторную. Бессознательное дополняет сознание до целостности [Юнг К.Г., М., 1995]. 
          Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное существует в личной и коллективной формах. Личное бессознательное - все психологические приобретения личного существования - продуманное и почувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное. Это личный багаж человека, формирующийся в процессе его жизни. Коллективное бессознательное имеет надличностную природу, оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования. Коллективное бессознательное проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, которые не зависят от исторической эпохи или культурной традиции и всюду проявляются одинаково. 
          Структура коллективного бессознательного задается архетипами. Архетипы - универсальные структуры человеческой психики. Их понимание возможно по аналогии с априорными формами И. Канта. Однако если априорные формы И. Канта относятся к сознанию, то архетипы К.Г. Юнга имеют отношение только к бессознательному. Слово "архетип" происходит от греческого "arche" - начало и "typos" - образ; буквальный смысл термина "архетип" - изначальный, исконный образ.

  • В работах К.Г. Юнга можно обнаружить следующие определения бессознательного:
    • изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам;
    • общие мифологические мотивы всех рас и времен;
    • основная форма всегда возвращающегося душевного переживания;
    • психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа;
    • формальные образцы поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживания людей разных эпох и культур.

Давая столь разные определения, К.Г. Юнг, тем не менее, постоянно  подчеркивает формальный характер архетипа. Именно в силу своей формальной природы  архетип доступен изучению не сам  по себе, а только в связи с  каким-либо конкретным содержанием, обусловленным  эпохой и культурой. Для иллюстрации  формального характера архетипа К.Г. Юнг проводит аналогию с кристаллической  решеткой. Решетка не существует сама по себе, ее можно обнаружить только в связи с каким-либо веществом, которое структурируется вдоль  определенных линий, называемых кристаллической  решеткой. Так же и архетип - проявляется  только в связи конкретным психическим  содержанием, но сам по себе, вне  этого содержание существует только как потенциальная форма, как  возможность. Действительностью архетип  становится в идеях, символах или  образах, которыми насыщено пространство культуры. 
          Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований, опосредованным образом определяют характер философских учений и т.п. Герои мифов и сказок, по мнению К.Г. Юнга, являются персонификациями психических содержаний и в зримой форме передают глубинные программы, по которым существует как отдельный человек, так и человечество в целом. Именно с помощью понятия "архетип" К.Г. Юнг обосновывает идею психического единства человечества. 
          Несмотря на принципиальную новизну и нетрадиционность некоторых идей К. Г. Юнга, его концепция получила широкое распространение в философии и психологии второй половины XX века. Идеи К. Г. Юнга оказались приемлемой основой для самопонимания западного человека конца XX века. Кроме того, они позволяют прояснить некоторые важные особенности современной культуры.


Информация о работе Проблема сознания в истории философии