Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:37, лекция
Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека
*******
Одним из учеников З. Фрейда
был К.Г. Юнг. Сохранив общее определение
бессознательного как неосознаваемых
и неподдающихся волевому контролю психических
содержаний, К.Г. Юнг совершенно иначе
ответил на вопрос о природе и функциях
бессознательного. По его мнению, бессознательное
имеет не биологическую, а символическую
природу и структурировано в виде архетипов, которые определяют основу
всех переживаний, представлений и поступков
человека. Бессознательное выполняет
не охранительную функцию, как утверждал
З. Фрейд, а компенсаторную. Бессознательное
дополняет сознание до целостности [Юнг К.Г.,
М., 1995].
Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное существует
в личной и коллективной формах. Личное
бессознательное - все психологические
приобретения личного существования -
продуманное и почувствованное, а затем
забытое, вытесненное или подавленное.
Это личный багаж человека, формирующийся
в процессе его жизни. Коллективное бессознательное
имеет надличностную природу, оно никогда
не было предметом сознательного восприятия
или чувствования. Коллективное бессознательное
проявляется в виде стабильных мифологических
мотивов, сюжетов и образов, которые не
зависят от исторической эпохи или культурной
традиции и всюду проявляются одинаково.
Структура коллективного бессознательного
задается архетипами. Архетипы - универсальные
структуры человеческой психики. Их понимание
возможно по аналогии с априорными формами
И. Канта. Однако если априорные формы
И. Канта относятся к сознанию, то архетипы
К.Г. Юнга имеют отношение только к бессознательному.
Слово "архетип" происходит от греческого
"arche" - начало и "typos" - образ;
буквальный смысл термина "архетип"
- изначальный, исконный образ.
Давая столь разные определения,
К.Г. Юнг, тем не менее, постоянно
подчеркивает формальный характер архетипа.
Именно в силу своей формальной природы
архетип доступен изучению не сам
по себе, а только в связи с
каким-либо конкретным содержанием, обусловленным
эпохой и культурой. Для иллюстрации
формального характера архетипа
К.Г. Юнг проводит аналогию с кристаллической
решеткой. Решетка не существует сама
по себе, ее можно обнаружить только
в связи с каким-либо веществом,
которое структурируется вдоль
определенных линий, называемых кристаллической
решеткой. Так же и архетип - проявляется
только в связи конкретным психическим
содержанием, но сам по себе, вне
этого содержание существует только
как потенциальная форма, как
возможность. Действительностью архетип
становится в идеях, символах или
образах, которыми насыщено пространство
культуры.
Архетипы лежат в основе культурной символики,
задают содержание мифов и верований,
опосредованным образом определяют характер
философских учений и т.п. Герои мифов
и сказок, по мнению К.Г. Юнга, являются
персонификациями психических содержаний
и в зримой форме передают глубинные программы,
по которым существует как отдельный человек,
так и человечество в целом. Именно с помощью
понятия "архетип" К.Г. Юнг обосновывает
идею психического единства человечества.
Несмотря на принципиальную новизну и
нетрадиционность некоторых идей К. Г.
Юнга, его концепция получила широкое
распространение в философии и психологии
второй половины XX века. Идеи К. Г. Юнга
оказались приемлемой основой для самопонимания
западного человека конца XX века. Кроме
того, они позволяют прояснить некоторые
важные особенности современной культуры.