Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:37, лекция
Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека
Когнитивную сферу составляют познавательные
способности, интеллектуальные процессы
получения знаний и результаты познавательной
деятельности, т.е. сами знания. Традиционно
выделяют две основные познавательные
способности человека: рациональную и
чувственно-сенситивную. Рациональная
познавательная способность - это способность
к формированию понятий, суждений и умозаключений,
именно она считается ведущей в когнитивной
сфере. Чувственно-сенситивная - способность
к ощущениям, восприятиям и представлениям.
Долгое время сознание отождествлялось
именно с когнитивной сферой, а все субъективные
проявления человека сводились к интеллектуальным.
Философский смысл проблемы сознания
виделся только в прояснении вопроса о
том, какая из познавательных способностей
является ведущей.
Помимо интеллекта и сенситивной способности
в познавательную сферу входят внимание
и память. Память обеспечивает
единство всех сознательных элементов, внимание дает
возможность концентрироваться на каком-то
определенном объекте. На основе интеллекта,
способности к ощущениям, внимания и памяти
формируются чувственные и понятийные
образы, которые и выступают содержанием
когнитивной сферы.
Эмоциональная сфера.
Элементы эмоциональной подсистемы сознания
- аффекты (ярость, ужас), эмоции, связанные
с сенсорными реакциями (голод, жажда),
и чувства (любовь, ненависть, надежда).
Все эти столь разные явления объединяются
понятием "эмоции". Эмоция определяется
как отражение ситуации в форме психического
переживания и оценочного отношения к
ней. Эмоциональная сфера сознания также
участвует в познавательном процессе,
повышая или, напротив, снижая его эффективность.
Волевая сфера
сознания - это мотивы, интересы и потребности
человека в единстве с его способностью
достигать цели. Главный элемент этой
сферы - воля - способность
человека к достижению своих целей (www.philosophy.ru).
В представленной выше концепции неявно
предполагается, что главная деятельность
человека, наделенного сознанием, познавательная.
Элементы сознания выделяются и интерпретируются
именно по отношению к познавательной
активности человека, ее содержанию и
результату. Очевидный недостаток этой
концепции в том, что единство сознания,
представленного как набор различных
психических элементов, остается лишь
констатацией, поскольку отношения между
этими элементами недостаточно прояснены.
*******
К.Г. Юнг предлагает иную концепцию структуры сознания. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. Понятие "адаптация" шире понятия "познание", адаптация может осуществляться не только за счет познавательной деятельности. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. В глубинной психологии сознание рассматривается в тесной связи с бессознательным, тем самым не просто констатируется, а обосновывается единство и целостность всех психических проявлений человека [Юнг К.Г., М., 1995].
Для полной адаптации человеку
необходимы все четыре функции: с
помощью мышления осуществляется познание
и выносится рациональное суждение,
чувство позволяет говорить о
том, в какой степени та или
иная вещь важна или напротив неважна
для человека, ощущение дает сведения
о конкретной реальности, а интуиция
позволяет угадывать скрытые
возможности (www.psylib.org.ua/books/).
Однако, по мнению К.Г. Юнга, все четыре
функции никогда не развиты у одного человека
одинаково. Как правило, одна из них играет
ведущую роль, она полностью сознательна
и подконтрольна воле, другие находятся
на периферии в качестве дополнительных
способов приспособления к окружающей
действительности, будучи полностью или
частично бессознательными. Ведущую психическую
функцию К.Г. Юнг называет доминирующей.
В зависимости от доминирующей функции
выделяются ощущающий, интуитивный, мыслительный
и чувствующий психологические типы.
Каждый из психологических типов есть
односторонность. Так, например, ощущающий
тип на сознательном уровне ограничивает
себя восприятием наличной ситуации, без
размышлений по этому поводу, без дополнительных
оценок и прогнозов. Интеллектуальный
тип попросту не способен адаптироваться
к ситуации, которую он не понимает рационально.
Чувствующий тип ориентируется исключительно
собственным чувством приятного - неприятного.
Интуитивный тип не обеспокоен ни идеями,
ни эмоциональными реакциями, ни реальностью
предметов, он целиком находится во власти
возможностей, которые, кстати, не может
проинтерпретировать рационально. При
этом каждый из психологических типов
знает о том, что у него есть и другие способности,
но отвергает их ценность и необходимость,
заявляя, что они не оказывают на поведение
никакого влияния. Поэтому проявление
периферийных психических функций, как
правило, спонтанно и неуправляемо, и часто
имеет разрушительные для личности последствия
[Юнг К.Г.,
М., 1995].
Психологическая односторонность сознания
могла бы приводить к утрате адаптационного
равновесия, если бы не была скомпенсирована
бессознательной контрапозицией. Понятие
психологической контрапозиции вводится
следующим образом. Чувствующий и мыслительный
типы К.Г. Юнг называет рациональными,
т.к. личности этих типов осуществляют
суждение для ориентации и адаптации к
реальности. Ощущающий и интуитивный типы
- иррациональными, т.е. не осуществляющими
рационального суждения и оценки. Соответственно,
контрапозиционной психической функцией,
компенсирующей сознательную односторонность,
является для рациональной функции другая
рациональная функция, для иррациональной
- иррациональная. Контрапозицией для
мышления выступает чувство, для ощущения
- интуиция. Подавляется в бессознательное
всегда противоположная функция: мыслительный
тип подавляет чувство, ощущающий - интуицию
и т.п.
У каждого человека проявляются
обе установки, но одна из них доминирует.
Если сознательная установка интровертна, то бессознательная экстравертна и наоборот.
Экстравертная или интровертная установки
проявляются всегда в связи с одной из
доминирующих психических функций. Т.
е. можно выделить экстравертный и интровертный
мыслительный типы, экстравертный и интровертный
ощущающий типы и т.п. Если сознательная
адаптация осуществляется с помощью экстравертного
мышления, то бессознательной является
интровертная чувствующая функция, если
на уровне сознания человек - чувствующий
интроверт, то в бессознательном проявляется
экстравертная мыслительная функция и
т.п. Остальные функции существуют на грани
сознательного и бессознательного и проявляются
тем или иным образом в зависимости от
конкретной ситуации.
Противоположность сознательного и бессознательного
не перерастает в конфликт, пока личность
не отрицает своих бессознательных проявлений.
Понятие целостной личности в концепции
К.Г. Юнга предполагает единство ее сознательных
и бессознательных проявлений. Бессознательное,
таким образом, совершенно необходимо
для адаптации человека к реальности,
поскольку позволяет наиболее полно использовать
все психические инструменты. Однако в
отличие от сознания, бессознательные
функции не поддаются контролю воли и
действуют спонтанно, когда сознательных
приспособлений оказывается явно недостаточно.
Концепция структуры сознания, которую
предлагает К.Г. Юнг, позволяет объяснить
многообразие личностных и психологических
различий, существующих между людьми,
и при этом не ограничивается их простой
констатацией. Кроме того, в его теории
философское понятие целостной личности
наполняется конкретным психологическим
содержанием.
Самосознание - способность человека одновременно
отображать явления и события внешнего
мира и иметь знание о самом процессе сознания
на всех его уровнях. Впервые в философии проблема самосознания
была сформулирована Сократом, который
называл самопознание смыслом философии.
Но в античной философии проблема самосознания
не получила развернутого толкования.
Впервые
вопрос о самосознании стал проблемой
в средневековой философии. Средневековое
религиозное мировоззрение предполагало
и требовало от человека определенного
усилия, направленного на преобразование
телесной природы, связанной с грехом.
Понятно, что прежде чем человек будет
способен осознать себя образом и подобием
Бога, он должен просто осознать себя.
В философии
Нового времени проблема самосознания
оказалась связанной с проблемой познания
и возможностью человека знать о своих
собственных способностях. Философия
XVII - XVIII веков утверждает, что нет сознания
без самосознания, а сознание в свою очередь
сводится к мышлению .
Современная
философия отказалась от отождествления
сознания, мышления и самосознания. В современной
философии интерпретируется уже не столько
вопрос о сознании или самосознании, сколько
проблема принципиальной возможности рефлексии по поводу
любых проявлений человека: сознательных
и бессознательных, интеллектуальных,
эмоциональных или волевых. Самосознание
рассматривается не только в форме знания
о самом себе, но и переживания по поводу
содержания субъективной реальности,
понимается как любое возможное самоотображение,
равноценное отображению внешнего мира
[Ницше Ф., М., 1990].
В вопросе
о соотношении сознания и самосознания
среди философов нет единства, а отсутствие
единства часто порождает путаницу в терминах
и интерпретациях. Одна сторона в этом
споре утверждает, что самосознание это
высшая форма сознания, которая проявляется
только у взрослой развитой личности.
Сторонники этой точки зрения связывают
самосознание с мышлением, интеллектуальным
самоотображением, и определяют его как
рефлексию по поводу собственных мыслительных
актов. Результаты такого интеллектуального
самоотображения фиксируются в строгих
понятиях и суждениях. Очевидно, что в
этом случае необходимо предположить
существование таких видов и проявлений
сознания, которые не сопровождаются самосознанием.
Теоретически
более корректной и эмпирически подтвержденной
является другая точка зрения на природу
и содержание самосознания. Согласно этой
позиции самосознание - это аспект любого
сознательного акта, независимо от степени
его ясности или зрелости. В этом случае
самосознание понимается как любое возможное
самоотображение, которое осуществляется
на уровне мышления, эмоций, ощущений и
т.п. Если сознание это контролируемое
и управляемое личностью отображение
действительности, то разумно предположить,
что частью этой действительности является
и сама сознательная личность. Именно
поэтому, самосознание - неотъемлемый
фрагмент любого сознательного акта.
При
таком подходе сознание рассматривается
как единство самосознания - активности
сознания, направленной на самое себя,
и иносознания - сознательной активности,
направленной на внешний мир. Самосознание
и иносознание образуют единую структуру
[Гуссерль Э., М., 1999].
Степень
ясности самосознания может быть различной
у разных людей и у одного и того же человека
в разные моменты его жизни. Смутное отображение
телесных ощущений или интенсивные размышлений
о самом себе, смысле жизни и собственной
душевной деятельности - все это проявления
самосознания. Основа самосознания - чувство
"я", исчезающее только в исключительных
случаях: обморок, кома и т.п. На чувство
"я" наслаиваются другие, более развернутые
и высокие уровни сознания и самосознания.
Поскольку самосознание - неотъемлемый
компонент любого сознательного акта,
постольку в структуре самосознания можно
выделить те же элементы, что и в структуре
сознания: отображение процесса мышления,
отображение собственных эмоций, отображение
телесных ощущений и т.п. Как и иносознание,
самосознание это не только знание, но
и переживание, и отношение к себе (хрестоматия 4.8).
Осознание
внешнего мира, не сопровождающееся осознанием
самого себя, ущербно. Эта мысль не является
достижением только современной философии,
поскольку была сформулирована еще Сократом.
Идея о том, что сознание не существует
без самосознания, одна из центральных
в немецкой классической философии. Современная экзистенциальная и
Представления о неосознаваемой
психике появились еще в
Первая развернутая теоретическая концепция
бессознательного была создана в начале
XX века З. Фрейдом. Новые идеи были сформулированы
в клинической психологии. З. Фрейд, в поисках эффективной методики
лечения невротических заболеваний, сформулировал
сначала психологическое понятие "бессознательного".
И уже позже благодаря усилиям последователей
и учеников З. Фрейда психоанализ превратился
философско-мировоззренческую концепцию,
в которой определяется философское понятие
бессознательного [Фрейд З.,
М., 1992].
Принципиальное и фундаментальное отличие
теоретической позиции З. Фрейда от взглядов
его предшественников заключается в том,
что З. Фрейд постулирует первичность
бессознательного по отношению к сознанию,
и отвергает позицию, представляющую бессознательное
как низшую форму психической активности,
которая преодолевается благодаря возникновению
сознания. Прежде считалось, что неосознаваемые
проявления человека лишь недоразвитое
сознание. З. Фрейд выдвинул принципиально
иной тезис. Бессознательное - исходная
и непреодолимая часть субъективности.
Сознание - производно от бессознательного
и составляет лишь незначительную часть
субъективной реальности.
Бессознательное - вся совокупность
психических явлений и процессов, лежащих
вне сферы разума, не осознаваемых и не
поддающихся сознательному волевому контролю. Граница
между сознательным и бессознательным
размыта, существуют такие психические
явления, которые мигрируют из сферы сознания
в бессознательное и наоборот. Для того
чтобы обозначить границу между сознательным
и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие
подсознания. Бессознательное прорывается
наружу в виде сновидений, полугипнотических
состояний, оговорок, описок, ошибочных
действий и т.п. Именно по этим следствиям
работы бессознательного можно узнать
о природе бессознательного, его содержании
и функциях (www.philosophy.ru).
По мнению З. Фрейда, бессознательное имеет
биологическую сексуальную природу. Его
главная функция - охранительная. Бессознательное
уменьшает нагрузку на сознание со стороны
негативных и тягостных переживаний. Бессознательное
структурировано в виде комплексов. Комплекс - устойчивая
психическая структура, которая складывается
вокруг определенного переживания. Комплексы
формируются под влиянием различных личных
факторов и обстоятельств жизни, затем
вытесняются в бессознательное и могут
стать причиной психических заболеваний.
Психоаналитическая методика З. Фрейда
как раз и направлена на выявление комплекса,
доведение его до уровня сознания и тем
самым облегчение страданий человека.
"Сверх-Я" выполняет репрессивные
функции. Инструментом репрессии выступает
"Я". "Я" - посредник между внешним
миром и "Оно", "Я" стремится
сделать "Оно" приемлемым для мира
или привести мир в соответствии с желаниями
"Оно". Под внешним миром понимается
культура, которая как раз и состоит из
требований "Сверх-Я", т.е. норм и установлений,
противоречащих желаниям "Оно". Для
иллюстрации взаимоотношений "Я"
и "Оно" З. Фрейд предлагает образ
всадника и лошади. "Я" - всадник, управляющий
лошадью - "Оно". В нормальной ситуации
"Я" властвует над "Оно", превращает
волю "Оно" в собственное действие.
Невроз возникает, когда противоречия
между стремлениями "Оно" и установками
"Сверх-Я" становятся непреодолимыми
и "Оно" вырывается из-под контроля
"Я".
По мнению З. Фрейда, все люди невротичны,
поскольку живут в культуре, которая подавляет
фундаментальные биологические влечения:
агрессивность, деструктивность, сексуальность
и т.п. Вопрос заключается только в степени
невротичности. В душе каждого человека
существует конфликт между "Оно"
и "Сверх-Я", а сознательное "Я"
оказывается настолько слабым, что не
в состоянии управлять инстинктивными
влечениями личности. До тех пор, пока
человек вынужден подчиняться общественным
и культурным установлениям, он не может
избавиться от давления "Сверх-Я".
С другой стороны, до тех пор, пока у него
есть тело, он не сможет избавиться от
желаний "Оно". Поскольку ни избавиться
от тела, ни вырваться из культуры человек
не может, единственным выходом является
установление разумного компромисса между
"Оно" и "Сверх-Я". Инструмент
этого компромисса - "Я". Содержание
"Оно" должно постепенно осознаваться
и превращаться в содержание "Я".
Чем более осознана внутренняя жизнь личности,
тем менее эта личность невротична. Однако
совершенно свободных от душевного страдания
людей в современной культуре нет. Таков
неутешительный вывод З. Фрейда.
Последователи З. Фрейда не считали, что
сам факт доведения до сознания пациента
какого-то бессознательного переживания
помогает излечиться. В этом вопросе З.Фрейд
выступает скорее как классический философ,
для которого знание справедливого и благого
означает следование ему. Идея совпадения
знания о благе с самим благом принадлежит
Сократу. Однако знание о болезни не излечивает
от самой болезни. Это верно и в случае
с психическими заболеваниями.
В своих поздних работах З. Фрейд предпочитает
заменить понятие "сексуальное влечение",
как основную характеристику бессознательного,
на более широкое понятие "либидо",
под которым понимается не только сексуальность,
но и вся сфера любви - родительские, дружеские,
патриотические и т.п. чувства. В поздний
период своего творчества наряду с понятием
"либидо" или "эрос" З. Фрейд
рассматривает понятие "танатос".
Эрос - греческий бог любви, Танатос - греческий
бог смерти. Не только "эрос" или инстинкт
жизни управляет поступками человека,
но и "танатос" - инстинкт разрушения
и смерти. "Эрос" и "танатос"
- два противоположных, но совершенно равноправных
влечения, которые руководят и управляют
человеком на протяжении всей жизни.