Манипуляция сознанием : история, теория, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.
Для осуществления поставленной цели предлагается решение следующих задач:
определить систему основных понятий, используемых в теоретических исследованиях манипулирования сознанием, и дать им обобщённое социально-философское определение;
- провести сравнительный анализ существующих подходов к проблеме манипулирования сознанием;
- исследовать особенности манипулирования сознанием в условиях
современной действительности;

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
1.1 Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
1.3 Формирование коитериев…………………………………………………..12
1.4 Признаки манипуляции…………………………………………………….15
1.5 Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102

Файлы: 1 файл

Манипуляция сознанием история, теория, практика.docx

— 216.96 Кб (Скачать)

МОЗАИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ («ПЕРЕСКОК»)

Прием «мозаичность информации»  используется, когда манипулятор  проводит в сознание реципиента манипуляции  информационную установку, не имеющую  убедительных доказательств, или когда  ему необходимо «приучить» реципиента не проводить тщательного и серьезного анализа внедряемой в сознание информационной установки. Последняя в этом случае высказывается в «беглой» форме, быстро, либо вообще без доказательств, либо с использованием незначительных доказательств, не выдерживающих серьезной критики. Для того чтобы не допустить демонстрацию несостоятельности установки и ее доказательств через критику, обсуждение или критическое осмысление реципиентом, после ее высказывания тема разговора резко переносится на другой объект. Ход обсуждения, в контексте которого была высказана информационная установка, получается «рваный», непоследовательный, логика реципиента «бросается» манипулятором из стороны в сторону. Благодаря этому информационная установка «выводится» из-под критики и оседает в подсознании реципиента как уже «доказанная».

С мозаичностью информации все мы сталкиваемся практически ежедневно. Это достаточно специфичный вид манипуляции сознанием. Опасен он, в первую очередь, своей способностью практически полностью отключать критическое восприятие реципиента, оставляя его беззащитным перед закладываемыми манипулятором «информационными минами».

Важно знать, что критический  анализ принимаемой информации — одна из важнейших функций человеческого сознания. Она, как фильтр, просеивает полученные человеком данные, все увиденное и услышанное, отсеивая то,что распознается как ложное или двусмысленное. Результаты такой «фильтрации» — проверенная на истинность ин формация — поступают в подсознание, где находятся, дожидаясь необходимого применения. Все ложное откидывается (или остается в подсознании как пример обмана), правдивое — принимается как информация, пригодная к использованию.Таким образом, критическое восприятие имеет своей задачей поставлять «хозяину» только объективную, проверенную информацию, на которую можно положиться. На основе такой проверенной сознанием информации, человек, при необходимости извлекая ее из подсознания, строит свою деятельность, свое поведение и свои взаимоотношения с окружающим миром. Типичный пример такого рода манипуляции — любая информационная программа новостей. Каждый помнит, что в новостях сюжеты подаются кратко, быстро, бегло — так, чтобы за меньшее количество времени впихнуть в головы аудитории как можно больше информации. Официально это объясняется тем, что зритель (слушатель) получает возможность «больше узнать» за меньшее время. На самом деле достигается иная цель. Сознание потребителя, пытаясь понять и оценить полученную информацию,вынуждено слишком часто «перестраиваться» (перескакивать) с одного объекта (событие, факт, действие, представленные манипулятором) на другой. В итоге такой «перегрузки» мозг просто перестает оценивать полученную информацию. Вся новостная лента воспринимается как обычный шумовой фон, без какого бы то ни было анализа. Но важнее то, что «уставшее» от постоянных «метаний» сознание, перестав тщательно оценивать увиденное и услышанное, продолжает принимать подающуюся с экрана информацию и без критического анализа воспринимает ее как более-менее достоверную. Эта информация оседает в подсознании, вместе с заложенной в ней «скрытой качественной оценкой» того или иного факта (события, личности, процесса и пр.).

 

 

НЕГАТИВИЗАЦИЯ.

При негативизации чего-либо манипулятор использует демонстрацию отрицательных качеств (сторон) предмета манипуляции как процесс придания предмету манипуляции недостойного, отрицательного имиджа, «с которым лучше не связываться» и «не ассоциироваться».

ОСМЕЯНИЕ СИМВОЛА

При осмеянии чего-либо манипулятор  использует иронию, насмешку, высмеивание  как процесс придания предмету манипуляции  осмеяния недостойного, несерьезного, не опасного и малопривлекательного значения.

«Упреждающий удар»

 Допустим, манипулятору  необходимо скрыть появление  желательного для себя и опасного  для реципиента явления (события)  с тем, чтобы последний не  стал активно ему противодействовать. Если явление скрыть уже невозможно, манипулятор может постараться скрыть опасные его стороны, чтобы не допустить противодействия со стороны реципиента. Для предотвращения противодействия манипулятором наносится «упреждающий удар». Оно сообщает о «возможных негативных сторонах» явления, и вслед за этим выдается опровержение: да нет, ничего такого не будет, опасаться нечего! Реципиент, увидев «правдивость» манипулятора (ведь последний «сказал правду» о «неприятных сторонах»), может подсознательно начать рассматривать его как честного человека («ведь он же правду мне сказал!»). Да еще и как человека, принесшего «добрую весть» («ведь он же сказал, что «ничего страшного не будет!»). В этом случае возникает вероятность, что он поверит информации манипулятора и не станет противодействовать опасному для себя развитию событий.

ОГЛУПЛЕНИЕ (ПРИМИТИВИЗАЦИЯ) ТЕМЫ РАЗГОВОРА

Оглупление (примитивизация) темы разговора призвано свести обсуждение темы на столь низкий и ограниченный уровень, при котором правдивое  выяснение реальных особенностей, побочных эффектов и последствий обсуждаемого предмета (явления, события) становится невозможным. Для этого обсуждаемая тема умышленно упрощается. А многие важные для обсуждения, но опасные для манипулятора детали «опускаются».

АССОЦИАТИВНАЯ ЦЕПОЧКА(«ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ»)

Один из самых простейших, но достаточно эффективных приемов  манипуляции сознанием. Заключается  в том, что предмет манипуляции выставляется манипулятором перед реципиентом в том виде, который ему необходим («хороший» для манипулятора — в положительном, «плохой» — в отрицательном). То есть увязывается в сознании реципиента с каким-либо предметом, явлением или процессом посредством логической или эмоциональной ассоциации (отсюда и название «цепочка»). Это делается путем навязывания реципиенту мнения манипулятора о предмете манипуляции. Средства для этого могут использоваться самые различные. От акцентации мимикой, жестами и тембром голоса (например, «демонизируя» предмет манипуляции, манипулятор может делать страшное или унылое выражение лица, а «идеализируя» его — томно и благоговейно закатывать глаза), до упоминания в контексте обсуждения предмета манипуляции вещей (терминов, символов, событий), которые непосредственно с предметом могут быть и не связаны, но косвенно придают ему свою эмоциональную или качественную «окраску». Обычно это выглядит как использование постороннего символа для придания речи (тексту) обсуждения большей насыщенности и аттрактивности. Задача манипулятора в том, чтобы реципиент стал оценивать предмет манипуляции не с логической, но исключительно с эмоциональной, причем навязанной манипулятором, точки зрения. Способ противодействия манипуляции в данном случае предельно простой: не принимать эмоциональных оценок предмета разговора, а стараться оценивать его с сугубо логической точки зрения. Перенос значения применяется в манипуляции сознанием достаточно часто. Он удобен, прежде всего, тем, что позволяет некий образ, который манипулятор стремится выставить в резко отрицательном виде, «привязать» (логически или через обычное сравнение — «вот это — оно же совсем как это!») к чему-то, имеющему однозначно отрицательный оттенок.

ПАРАЗИТИРОВАНИЕ

Комплекс приемов манипуляции  сознанием, объединенный общим термином «паразитирование», основывается на использовании манипулятором, с одной стороны, эмоций и рефлексов реципиента, а с другой — качеств сторонних предметов, личностей или понятий. Имея конечной целью повысить доверие реципиента к информации манипулятора или отключить критическое восприятие ее, манипулятор для этого старается, в глазах реципиента, «приобщить себя» к тому, что вызывает симпатию у реципиента, нравится ему. В результате положительные эмоции, которые жертва мани-пулировании проявляла к тому, на чем паразитировал манипулятор, начинают неосознанно переноситься ею на предмет манипуляции (информационную установку). Паразитирование на популярных терминах (использо-вание «народных», молодежных, массовых слов, действийи др. коммуникативных элементов).На авторитете («апелляция к авторитету», «свидетельство»).На эмоциях (употребление гипертрофированных эмоциональных оценок и примеров).На рефлексах/желаниях (апеллирование к скрытым желаниям) аудитории.На поддержке аудитории/собеседника.На собственном авторитете.

«РАСХВАЛИВАНИЕ ТОВАРА»(«ПРОДАЖА»)

Суть данного приема —  в расхваливании некоторых, тщательно подобранных и определенных манипулятором сторон (выгодных манипулятору) или качеств предмета ма-нипуляции, при одновременном умолчании о других сторонах предмета, которые являются неприемлемыми для реципиента. В этом случае за демонстрацией «преимуществ» манипулятор сознательно скрывает «недостатки». Очень часто «преимущества» бывают либо ложными, либо гипертрофированными. Любой из нас, обдумывая в магазине или на рынке — покупать или не покупать определенный товар — сталкивался с тем, что продавец старательно расхваливал какие-то отдельные качества этого товара, умалчивая о всех остальных. При покупке обуви продавец мог указывать на ее «модность в этом сезоне», умалчивая, что до следующего сезона эта подделка просто не доживет. Или говорил о «удивительно мягкой коже», недоговаривая, что краска с этой «мягкой кожи» слезет через месяц, а подошва вообще еле держится...Концентрирование манипулятором внимания реципиента на один маловажный аспект проблемы является отличительным признаком подобного приема манипуляции. Как уже отмечалось, «расхваливание товара» как прием манипуляции, есть «выпячивание» отдельных (реальных или выдуманных манипулятором) качеств этого товаpa.

ПРИВЕДЕННЫЙ ВЫВОД

Наиболее эффективной  манипуляция может считаться, когда  ее жертва воспринимает информационную установку не под мощным воздействием/давлением  манипуляора, а как бы добровольно. Жертва уверена: она «сама до этого додумалась», ее «никто не убеждал» и, как следствие, не обманывал. Для достижения такого результата используется прием «приведенный вывод». Манипулятор подбрасывает реципиенту определенным образом подобранную информацию с таким расчетом, чтобы реципиент, приняв и начав ее обдумывать, пришел к тем выводам, которые необходимы манипулятору. Реципиент как бы «подводится» манипулятором к нужному выводу. Безусловно, для успеха такого рода действий, манипулятору необходимо хотя бы в общих чертах знать алгоритм мышления реципиента. Проще говоря — представлять, по какому пути будет «двигаться» логика реципиента при обработке данной информации. Применение такого приема требует от манипулятора известного умения и даже таланта. Но и результат в итоге может быть весьма значительный, так как жертва манипуляции остается обманутой, но с твердым убеждением, что ее никто не обманывал. Особенность психики большинства людей состоит в том, что, будучи обманутыми, они склонны выгораживать себя и отстаивать истинность информационных установок, с помощью которых эти люди были обмануты. В итоге жертва старается оправдать обманувшего ее манипулятора, на что последний и рассчитывает.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПУЩЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТАЦИИ

Данный прием построен на том, что, в контексте обсуждения (статьи, передачи) манипулятор вначале  делает определенное логическое допущение  или «логическую натяжку».Далее  она, на какое-то время, оставляется  манипулятором в покое; он к ней не апеллирует и о ней не вспоминает. Позднее, высказанная ранее в форме допущения информационная установка уже приводится в виде обоснованного и совершенно справедливого утверждения, в форме «ну,об этом мы уже говорили (и это уже доказали)». Расчет на то, что, следуя за ходом мысли манипулятора, реципиент не успеет подвергнуть критическому анализу высказанную ранее информационную установку (логическое допущение-«натяжку»). Он «пробегает» мимо нее, стремясь «успеть» за мыслью манипулятора. Осев в подсознании, такая информационная установка (которая практически всегда бывает ложной или, как минимум, неоднозначно убедительной) без критического анализа воспринимается мозгом как «доказанная» и, следовательно, истинная. На этой ее ложной «истинности» манипулятор строит свои дальнейшие действия. Допущение-«натяжка» может проходить в контексте даже вместе с неявным пояснением, что эта информационная установка не является однозначно правдивой. Иногда умелый манипулятор даже вставляет слова «может быть», «вероятно», «скорее всего», «можно подумать» и пр. Этим он страхуется от уличения во лжи, объясняя: я же и говорил — «может быть» (а может и не быть)! Расчет манипулятора — на особенности человеческой психики, когда принятая в подсознание без критического анализа информация через некоторое время воспринимается сознанием реципиента уже как полностью (или в подавляющей степени) обоснованная или доказанная. В предельно упрощенном виде методика использования допущения в качестве аргументации выглядит следующим образом. Манипулятор проводит следующую информационную установку: имеется факт «А». Допустим, если мы истолкуем его, придавая ему значение «Б» — получится вывод «В» (необходимый манипулятору). В данном случае, когда используется именно такая конструкция — с уточнением «если», — реципиент (читатель статьи, зритель/слушатель передачи и пр.) может справедливо задуматься: ну хорошо. Вариант «В» получается, если мы трактуем «А» как «Б». Но если мы истолкуем его именно как «А» — что тогда? Тогда получается, что тот, кто призывал нас неверно толковать факт «А» (как «Б»), нас обманывал. Он ведь один из ВЕРОЯТНЫХ вариантов навязал нам как единственно верный. В этом случае манипуляция не достигает своих целей.Манипулятору такое развитие событий не выгодно. И он делает наиболее логичное решение: нужно просто убрать честное признание неоднозначности трактовки факта «А» как «Б». Тогда вывод «В» является совершенно справедливым и непререкаемым. Это именно то, что нужно манипулятору. Ниже приведены как более простой, предельно наглядный вариант использования допущения как истинного аргумента, так и более тонкая, изощренная форма этого приема манипуляции сознанием. Сложность и неуловимость манипуляции, в данном случае, зависят и от мастерства манипулятора, и от поставленной задачи. Более простая цель — когда информационная установка уже многократно вводилась в сознание аудитории и требует лишь «напоминания» - подразумевает использование более простых и «грубых» методов манипуляции.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИФОВ ( ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЛИ ИНЫХ ШТАМПОВ)

Мифы — эффективный  инструмент манипуляции сознанием. Сам по себе миф мало что значит. Но введенный в сознание людей и глубоко там укрепившийся, миф способен длительное время (при наличии определенных предпосылок) подменять собой реальность. В результате реципиент воспринимает ее в соответствии с трактовкой мифа и действует, исходя из этого восприятия. Миф удобен тем,что, упрощая реальность, он снимает с реципиента необходимость напряженно (и, зачастую, болезненно) думать и осмысливать мир вокруг себя. Человеку уже не нужно познавать мир — он берет готовую заготовку,

«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ»

  Принцип действия данного приема основан на том же принципе, что и прием «логическое допущение» . Информация, введенная в сознание реципиента в едином блоке, то есть внятная, четкая, последовательная (так бывает, когда человек говорит честно и открыто, безо всякого обмана излагает свою точку зрения; последовательно, честно, что называется — «не юлит»), легче воспринимается мозгом и легче поддается анализу, в том числе критическому. Манипулирование в этом случае весьма затруднено,так как манипуляцию (обман) гораздо легче выявить.Поэтому иногда манипулятор разбивает свою единую информационную установку на отдельные, зачастую, казалось бы, не связанные между собой части. Эти части он располагает в тексте высказывания, выступления или статьи так, чтобы между ними находились куски информации нейтральной. При этом само тело информационного носителя (рассказа, статьи, выступления, серии статей, в некоторых случаях — целой информационной кампании, которая может продолжаться даже длительный период времени), должно быть единым и последовательным. То есть манипулятор должен говорить или писать о каком-то одном предмете,явлении и т. п. Манипуляция начинает представлять из себя систему взаимоувязанных ссылок и обращений частей информации друг к другу. Части манипулятивной информационной установки, хоть и разнесены друг от друга нейтральной информацией, все равно продолжают составлять единое целое. Каждая предыдущая подтверждается последующей, постепенно закрепляясь в сознании. Данный вид манипуляции относится к наиболее эффективным и противодействовать ему какими-либо определенными средствами крайне сложно. Оптимальным для контрманипуляции, в данном случае, можно считать хорошее знание предмета манипуляции реципиентом, что позволит последнему, пусть даже не заметив манипуляции, в конечном итоге воздержаться от выводов, навязываемых манипулятором.

НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ ( ОБОБЩЕНИЕ)

Навешивание ярлыков, или  обобщение каких-либо качеств, применительно  к конкретной личности, общности или к историческому явлению, является простым и достаточно эффективным приемом манипуляции.Некоторые качества (особенности), не свойственные предмету манипуляции вообще или свойственные в незна-чительной степени, гипертрофируются. По утверждению манипулятора, предмет манипуляции становится чуть ли не воплощением, олицетворением этих качеств. Задача манипулятора — заставить реципиента поверить, что именно такие свойства присущи предмету манипуляции, что они являются для него определяющими и главными. А все противоположные по значению ему не свойственны вообще (чаще доказывается, что «противоположные» качества являются для предмета манипуляции просто-таки невозможными, немыслимыми и недопустимыми). (Типы: Отрицательные («демонизация»). Положительные («сияющее обобщение»).Групповые ( приписывание группам безоговорочныхсвойств ).

Информация о работе Манипуляция сознанием : история, теория, практика