Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Административному праву".

Файлы: 1 файл

Ответы Адм-Право.docx

— 141.11 Кб (Скачать)

Административный  надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением  и применением юридическими и  физическими лицами правовых норм в  сфере государственного управления.

Виды  надзорной деятельности государства:

– отраслевой надзор (например, финансовый надзор);

– межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни.

Административным  надзором занимаются:

– Государственный таможенный комитет РФ; – Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ; – Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; – Федеральный горный и промышленный надзор России; – Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

– Государственная налоговая служба РФ; – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного  надзора:

– является особой разновидностью государственного контроля;

– осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

– деятельность по надзору осуществляется систематически;

– цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

– осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

– оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

– периодические проверки; – обследование поднадзорного объекта; – истребование и анализ документов;

– изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия  органов, осуществляющих административный надзор:

– получение информации;

– применение мер административного предупреждения;

– применение мер административного пресечения;

– привлечение к административной ответственности;

– регистрация и учет;

– выдача разрешений (лицензий);

– нормотворчество. 

69. Стадия рассмотрения  дела об административном  правонарушении.

Судья, орган, должностное  лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

– относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

– имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

– правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

– имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

– достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

– имеются ли ходатайства и отводы.

Дело  об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Дело об адм-ом правонарушении, по которому было проведено адм-ное расследование, рассматривается по местонахождению органа, проводившего административное расследование.

Дела об адм-х правонарушениях несовершеннолетних, а также иных рассматриваются по месту жительства.

Дело о лишении права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об адм-ном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об адм-ном правонарушении.

По  результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может  быть вынесено постановление:

– о назначении административного наказания;

– прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении  производства по делу об административном правонарушении выносится  в случае:

– наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных КоАП РФ;

– объявления устного замечания;

– прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По  результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится  определение:

– о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

– о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении, при установлении причин административного  правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие  организации и соответствующим  должностным лицам представление  о принятии мер по устранению указанных  причин и условий. 
 

73. Прокурорский надзор  в системе исполнительной  власти.

Единственным  ведомством в системе  государственной  власти, осуществляющим надзор за исполнением  всех действующих  в РФ законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

Прокурор  вправе в силу предоставленных ему  полномочий проверить исполнение законов  любым органом, должностным лицом  либо гражданином, если в поступивших  заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

- верховенство  закона;

- единство  и укрепление законности;

- защиту  прав и свобод человека и  гражданина;

- охраняемые  законом интересы общества и  государства.

Надзор  за законностью деятельности государственной  администрации — одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями — данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реагирования.

Прокурор, а  также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных  и негосударственных организаций, иметь доступ к их документам и  материалам, проверять исполнение законов.

Если нарушение  прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного  правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно  передает сообщение о проступке  и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые  полномочны рассматривать такие  дела.

Выявив  нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные  меры прокурорского  реагирования:

- протест; - представление; -постановление; -заявление  о признании правового акта  противоречащим закону (недействительным); -предостережение.

Протест прокурора — это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование о его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления.

Представление — это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения.

Заявление о признании правового акта противоречащим закону — это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным.

В целях  предупреждения правонарушений и при  наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель объявляет в  письменной форме должностным лицам  предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном  предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может  быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке.

При наличии  признаков преступления прокурор выносит  постановление о возбуждении  уголовного дела. 

34. Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.

К административно-предупредительным  мерам относят:

“-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- таможенный  досмотр;

- спецконтроль  пассажиров и судов гражданской  авиации;

- привод, регистрация  и официальное предостережение  о недопустимости антиобщественного  поведения;

- изъятие  огнестрельного оружия у лиц  страдающих психическими заболеваниями;

- проверка  документов (при обеспечении паспортного  режима, у водителей автотранспортных  средств, в погранзоне и др.);

- предрейсовое  освидетельствование водителей  автомототранспорта;

- закрытие  границы на участке, сопряженном  с территорией, пораженной эпидемией  (эпизоотией);

- прекращение  движения транспорта при ремонте  дорог, электрокабелей;

- ограничение  движения транспорта при авариях,  овалах, обрывах линий электропередач;

- убой животных  в случаях заболевания их заразными  болезнями;

- уничтожение  недоброкачественных продуктов  питания;

- ограничение  права водопользования и т.п.

Административно-предупредительные  меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина  при эпидемиях и эпизоотиях и  т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или  иной категории организаций и  лиц (например, таможенных досмотр)

Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение которых  состоит не только в обеспечении  общественной безопасности, но и в  лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д. 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"