Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Административному праву".
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Виды надзорной деятельности государства:
– отраслевой надзор (например, финансовый надзор);
– межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни.
Административным надзором занимаются:
– Государственный таможенный комитет РФ; – Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ; – Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; – Федеральный горный и промышленный надзор России; – Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
– Государственная налоговая служба РФ; – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Особенности административного надзора:
– является особой разновидностью государственного контроля;
– осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
– деятельность по надзору осуществляется систематически;
– цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
– осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
– оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:
– периодические проверки; – обследование поднадзорного объекта; – истребование и анализ документов;
– изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
– получение информации;
– применение мер административного предупреждения;
– применение мер административного пресечения;
– привлечение к административной ответственности;
– регистрация и учет;
– выдача разрешений (лицензий);
– нормотворчество.
69. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
– относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
– имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
– правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
– имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
– достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
– имеются ли ходатайства и отводы.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Дело об адм-ом правонарушении, по которому было проведено адм-ное расследование, рассматривается по местонахождению органа, проводившего административное расследование.
Дела об адм-х правонарушениях несовершеннолетних, а также иных рассматриваются по месту жительства.
Дело о лишении права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Дело об адм-ном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об адм-ном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
– о назначении административного наказания;
– прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
– наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных КоАП РФ;
– объявления устного замечания;
– прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
– о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;
– о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие
дело об административном правонарушении,
при установлении причин административного
правонарушения и условий, способствовавших
его совершению, вносят в соответствующие
организации и соответствующим
должностным лицам
73. Прокурорский надзор в системе исполнительной власти.
Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в РФ законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
Прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:
- верховенство закона;
- единство и укрепление законности;
- защиту прав и свобод человека и гражданина;
- охраняемые законом интересы общества и государства.
Надзор за законностью деятельности государственной администрации — одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями — данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реагирования.
Прокурор, а
также его заместитель, помощник
вправе по предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно входить на территорию
и в помещения государственных
и негосударственных
Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.
Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования:
- протест; - представление; -постановление; -заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным); -предостережение.
Протест прокурора — это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование о его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления.
Представление — это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения.
Заявление о признании правового акта противоречащим закону — это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным.
В целях
предупреждения правонарушений и при
наличии сведений о готовящихся
противоправных деяниях прокурор или
его заместитель объявляет в
письменной форме должностным лицам
предостережение о
При наличии
признаков преступления прокурор выносит
постановление о возбуждении
уголовного дела.
34.
Административно-
Административно-
Административно-
К
административно-
“-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- таможенный досмотр;
- спецконтроль
пассажиров и судов
- привод, регистрация
и официальное предостережение
о недопустимости
- изъятие
огнестрельного оружия у лиц
страдающих психическими
- проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);
- предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;
- закрытие
границы на участке,
- прекращение
движения транспорта при
- ограничение
движения транспорта при
- убой животных
в случаях заболевания их
- уничтожение недоброкачественных продуктов питания;
- ограничение права водопользования и т.п.
Административно-
Особую группу
составляют так называемые лечебно-предупредительные
меры принуждения, назначение которых
состоит не только в обеспечении
общественной безопасности, но и в
лечении опасных для общества
душевнобольных, алкоголиков, инфекционных
больных и т.д.