Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Административному праву".

Файлы: 1 файл

Ответы Адм-Право.docx

— 141.11 Кб (Скачать)

– общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

– общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

– общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

– орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы;

– политическая партия.

2) в зависимости от объема прав:

– обладающие правами юридического лица (подлежащие государственной регистрации);

– не обладающие правами юридического лица (не регистрируемые);

3) в зависимости от территории деятельности:

– местные;

– региональные;

– межрегиональные;

– общероссийские. 
 
 
 
 
 

29. Понятие и виды  административно-правовых  форм реализации  исполнительной власти.

Правовая  форма государственного управления – это юридически оформленное  деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его  представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т. е. обладающее свойствами юридического факта.

Признаки:

– государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

– государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.

Особенности государственного управления:

– государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;

– государственное управление осуществляется непрерывно;

– государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

– государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных  черт:

– являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

– основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

– специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

– данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти.

Выделяют  следующие методы административного  права:

– метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому;

– метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

– метод согласования – характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга;

– метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

– метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой;

– метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. 

30. Правовые акты  управления, классификация  и их юридическое  значение.

Правовой  акт управления – вид юридического акта, основанное на законе, принятое в  установленном процессуальном порядке  и направленное на установление административно-правовых отношений.

Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.

Виды  правовых актов управления

1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме выражения: а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные (т.е. личным примером).

3. По сроку действия: а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

4. По территории действия: а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт: а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ; в) акты федеральных органов исполнительной власти; г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ; д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции: а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

7. По наименованиям: а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

8. По функциональной роли: а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др.

9. В зависимости от порядка принятия: а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

10. По степени сложности: а) простые (рутинные); б) сложные; в) уникальные.

Для того чтобы правовые акты управления обладали определенной юридической  силой, они должны соответствовать  ряду требований:

1) требования к подготовке и изданию нормативного акта: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта; наименование должности и ФИО подписавшего акт;

2) требования к содержанию: законность; целесообразность;

3) требование к форме: устная, письменная или конклюдентная; четкость и краткость изложения; полнота изложения материала; структура нормативно-правового акта;

4) требование к порядку вступления в законную силу.

31. Административно-правовой  договор.

В законодательстве этот термин не употребляется. В правовой науке существует две точки зрения:

  • АД - реальность, они уже применяются, это перспективная форма;
  • АД предшествуют юридически властной форме реализации исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются.

АД непосредственно  не порождает конкретных административных правоотношений, но на основании которого возникнет административное правоотношение.

Административный  договор - вид сделок, в которых  равноправие сторон, так или иначе  связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон  «О воинской обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор предшествует возникновению  административных правоотношений.

Черты АД:

  • имеют организационное содержание;
  • одной из сторон договора всегда является субъект Исполнительной Власти (ИВ);
  • в РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций;
  • как управленческой формы, связан с административно-правовым  актом и в этом плане предшествует принятию акта;
  • нормативной базой являются нормы АП.

Виды  договоров:

  • по содержанию:
    • АД о компетенции (разграничение, делегирование полномочий);
    • АД о совместной деятельности (между субъектами, один из которых АП субъект);
    • АД о выполнении государственных заказов;
  • по субъектам АП договоры могут быть:
    • между 2 субъектами,
    • между субъектом ИВ и гос. организациями,
    • между гос. и негос. организациями,
    • между субъектами управления и гражданами;
  • по взаимоотношению сторон договора:
    • АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу,
    • АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные  договоры — при  договорной практике все-таки у подчиненной  стороны есть возможность  обосновать свою позицию  и требовать финансового  равновесия, а также  право обосновать свою позицию, закрепить  в условиях договора. Вертикальный договор  позволяет предать  стабильность отношениям и гласность иерархическим  отношениям. 

32. Понятие и виды  административно-правовых  методов деятельности  исполнительной власти.

Методом административно-правового  регулирования является совокупность средств и способов воздействия  на управленческие отношения, на поведение  их участников.

Выделяют  следующие виды методов:

– метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

– метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации.

– метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, разными по правовому статусу;

– метод равенства – данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

– метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

– метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

По характеру  организующего воздействия выделяют: методы психологического воздействия; методы идеологического воздействия (призывы, агитация и т. д.); методы экономического воздействия (материальное поощрение и т. д.); методы административного воздействия (властного принуждения – приказ.)

По  средствам воздействия  выделяют следующие  виды:

– метод убеждения; – метод принуждения; – метод стимулирования.

Особенности административного  принуждения и  условия его применения:

– основывается на нормах административного права;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"