Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Административному праву".

Файлы: 1 файл

Ответы Адм-Право.docx

— 141.11 Кб (Скачать)

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями; – носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений.   Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

 Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

9. Граждане как субъекты  административного  права.

10. Обращения граждан.  Их виды и порядок  рассмотрения.

Административно-правовой статус гражданина – это составная  часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и  иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения  реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов  административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

– экономические;– политические;– идеологические;– организационные;– юридические.

Способы защиты субъективных права и свобод:– самозащита;– судебная защита;

– внесудебная защита.

Граждане  вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие  органы и к вышестоящим должностным  лицам в порядке их подчиненности.

При этом:

– граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

– граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

– рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения  граждан за защитой:

– предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

– заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

– жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как названные  действия (решения), так и послужившую  основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

К официальной  информации относятся сведения в  письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих, совершивших  действия (принявших решения), с установленным  авторством данной информации, если она  признается судом как основание  для совершения действий (принятия решений).

Обращение граждан за защитой в суд можно  разделить на два вида: исковое  заявление; заявление. 

11. Субъекты административной  опеки, их административно-правовой  статус.

Административная   — система государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не связанную с их  общественно-полезной деятельностью.

Среди субъектов   опеки  следует выделить две категории лиц:

•       слабых по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей  малочисленных народностей Крайнего Севера и др.);

•       жертв экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий). Содержание государственной помощи (административной опеки) 

23. Основы административно-правового  статуса государственного  служащего.

Государственный служащий России, как и всякий субъект  права - гражданин Российской Федерации, имеет права, свободы и обязанности  человека и гражданина, установленные  Конституцией и рядом других нормативных  правовых актов. Вместе с тем после  издания полномочным органом  или должностным лицом правового  акта о назначении этого лица на конкретную должность, указанную в  соответствующем перечне должностей государственной гражданской, военной, правоохранительной службы, он становится субъектом государственно-служебных  отношений: наделяется особыми правами  и обязанностями, на него возлагается  ответственность за исполнение обязанностей, появляется возможность быть поощренным за их исполнение. При этом следует  различать, во-первых, должностные права  и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных  гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы независимо от замещаемых ими должностей.

Должностные права и обязанности государственного служащего производны от функций  и полномочий государственного органа, где он проходит службу. Это может  быть должность руководителя, другого  должностного лица или рядового государственного служащего. 
 

12. Особенности административно-правового  статуса беженца  и вынужденного  переселенца.

Административно-правовой статус беженцев определен Законом  РФ «О беженцах». Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ, стал жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны; Не могут быть признаны беженцами лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, пожелавшее быть признанным беженцем и достигшее  возраста 18 лет, должно обратиться с  соответствующим ходатайством либо в дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской Федерации. После рассмотрения этого  ходатайства принимается решение  либо о признании данного лица беженцем (с выдачей ему соответствующего удостоверения), либо об отказе в признании  беженцем. Лицо признается беженцем на срок до трех лет.

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение  услуг переводчика и получение  информации о своих правах и обязанностях, содействие в обеспечении проезда  и провоза багажа к месту пребывания в Российской Федерации; получение  питания и пользование коммунальными  услугами в центре временного размещения до убытия к месту постоянного  пребывания, медицинской и лекарственной  помощи; содействие в направлении  на профессиональное обучение или в  трудоустройстве; социальную защиту, в  том числе социальное обеспечение  и др.

Лицо, признанное беженцем, обязано: соблюдать Конституцию  РФ и российские законы, установленный  порядок проживания; сообщать о намерении  переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ; проходить  ежегодный переучет и др.

Правовой  статус вынужденных  переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом « О вынужденных переселенцах» ФЗ « О вынужденных переселенцах» (от 22.08.2004г. №122-ФЗ) Вынужденный переселенец- гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам: те же (см.выше).

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин  Российской Федерации, вынужденный  покинуть место жительства на  территории иностранного государства  и прибывший на территорию  Российской Федерации;

2) гражданин  Российской Федерации, вынужденный  покинуть место жительства на  территории одного субъекта Российской  Федерации и прибывший на территорию  другого объекта Российской Федерации.

3. Иностранный  гражданин или лицо без гражданства,  постоянно проживающие на законных  основаниях на территории Российской  Федерации.

4. Вынужденным  переселенцем признается также  гражданин бывшего СССР, (беженец).  

Вынужденные переселенцы имеют  права на:

получение единовременного денежного пособия  на каждого члена семьи, медицинскую  и лекарственную помощь, провоз багажа в месту временного поселения, проживание в центре временного размещения вынужденных  переселенцев, получение питания  по установленным нормам и т.п. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, присваивается статус вынужденного переселенца сроком на пять лет и  выдается удостоверение, действительное на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"