Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Административному праву".

Файлы: 1 файл

Ответы Адм-Право.docx

— 141.11 Кб (Скачать)

42. Задачи и принципы  законодательства  об административных  правонарушениях

Действенным способом воздействия государства  на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность  характеризуется  тремя специфическими признаками:

1) представляет  собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения  ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему  правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в  действие санкция нарушенной нормы  права.

Основное  отличие юридической ответственности  от иных форм государственного принуждения  состоит в том, что она применяется  за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется  отрицательными последствиями для  правонарушителя. Такие последствия  могут быть:

– психологическими;

– имущественными;

– организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении  конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в  частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы  на определенный срок или пожизненно.

Таким образом, юридическая ответственность –  это психологические, имущественные  и иные лишения, которые по решению  компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме  правового регулирования юридическая  ответственность выполняет три  функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовос-становительную.

Частнопревентивная  функция ответственности состоит  в применении санкции к правонарушителю  конкретной нормы.

Правовосстановительная  функция юридической ответственности  направлена на восстановление нарушенного  права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.

В числе  основных принципов юридической  ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической  ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного  к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности  за одно и то же правонарушения два  и более раз. 
 
 
 
 
 
 
 
 

43. Административное  правонарушение. Общая  характеристика.

44. Состав административного  правонарушения.

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Признаки  административного  правонарушения:

– административным правонарушением является деяние: действие или бездействие;

– деяние является противоправным, т. е. нарушает установленные в государстве нормы поведения;

– деяние должно быть виновным;

– за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность.

С точки зрения состава  административного  правонарушения необходимо рассматривать его:

– субъект; – субъективную сторону; – объект; – объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.

С точки  зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического  лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности.

Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и  желало наступления таких последствий  или сознательно их допускало  либо относилось к ним безразлично.

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий  либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. 

45. Отграничение административного  правонарушения от  преступления.

Административное  правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы  их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень  общественной опасности этих правонарушений. Общественная опасность - это не абстрактная  категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих  отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Установление юридического состава является наиболее сложной  и важной профессиональной задачей  любого правоприменителя - суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных  лиц. Отграничение проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ "Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них", отграничивается от административного равонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для отграничения применяется  такой показатель, как наличие или  отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет - как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров месячной оплаты труда. Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление. Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением (мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, считается административным правонарушением а свыше одного МРОТ – преступлением).  
 
 

46. Понятие и основные  черты административной  ответственности.  Освобождение от  административной  ответственности.

Административная  ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством  об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться  и другими актами.

За  совершение административных правонарушений устанавливается  административные взыскания:

1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного гражданину; 6) исправительные работы на срок до двух месяцев; 7) административный арест на срок до 15 суток.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Органы, управомоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: суды, административные комиссии при органах МСУ, органы полиции, разного рода государственные  инспекции и др. гос. органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается  давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или  вышестоящий по подчиненности орган. Дисциплинарная ответственность применяется  за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется ТК РФ, уставами о дисциплине и другими  нормативно-правовыми актами. Согласно ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины применяются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор  и увольнение. Последняя мера может применяться за наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, в том числе: 1) за систематическое неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей; 2) прогул; 3) появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 4) совершение по месту работы хищения. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут предусматриваться и иные дисциплинарные взыскания.

ОСВОБОЖДЕНИЕ  ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

Выделяют  следующие виды оснований освобождения от административной ответственности:

– малозначительность; – невменяемость лица; – замена другим видом наказания; – другие основания. (Ст. 2.9).

КоАП Российской Федерации не содержит никаких указаний на то, какие правонарушения можно  считать малозначительными. В то же время при применении ст. 2.9 следует  учитывать разъяснения, данные высшими  судебными органами (Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально  и содержащее признаки состава административного  правонарушения, но с учетом характера  совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда  и тяжести наступивших последствий  не представляющее существенного нарушения  охраняемых общественных правоотношений).

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное  положение привлекаемого к ответственности  лица, добровольное устранение последствий  правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Хотя при  применении ст. 2.9 КоАП рФ нарушитель и  освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется  такая мера государственного реагирования, как устное замечание.

Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность  за некоторые административные правонарушения по дисциплинарным уставам).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"