Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью квалификационной работы стал правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних.
В задачи работы входит:
- рассмотреть нормативные, фактические и процессуальные основания административной ответственности,
- охарактеризовать механизм привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..…………3
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности………..…8
1.1 Понятие и сущность административной ответственности…………………...8
1.2 Административное правонарушение и наказание……………………….…..16
Глава 2. Механизм привлечение к административной ответственности
несовершеннолетних………………………………………………..…….40
2.1. Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности........................................................................................................40
2.2. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности…………………………………………………………………...44
2.3. Особенности назначения несовершеннолетним наказаний………….……46
Глава 3. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в отношении несовершеннолетних ..…………….48
Заключение…………………………………….…………………………………...72
Источники и литература …………………………………………………..………77
Приложение ……………………………………………………………………….79

Файлы: 1 файл

Адм отв несов.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

             Преступление – это деяние, закрепленное уголовным законом, а административное правонарушение — это деяние, запрещенное административным и некоторым другим законодательством. Одни и те же деяния могут расцениваться как более или менее опасные, и, следовательно, признаваться преступлениями или административными правонарушениями.

           Административные   правонарушения   необходимо   отличать   от дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок конкретной организации, а также на отношения трудовой служебной или военной дисциплины. Такие отношения не являются объектами административного правонарушения. Если административные правонарушения закреплены нормами административного права, то описание дисциплинарных проступков содержится в нормах права лишь в общем виде, т.е. без описания конкретных признаков такого деяния. Административное   правонарушение   заключается   в   нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному коллективу. А дисциплинарный проступок - это неисполнение лицом обязанностей, возложенных на него, именно как на члена данного коллектива. За дисциплинарные правонарушения применяются дисциплинарные взыскания. Они отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правонарушений); правовыми последствиями применения; порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право их применения. Дисциплинарные взыскания могут налагать только руководители предприятий, учреждений,  организаций  на своих  подчиненных, а административные взыскания налагают указанные в законе органы административной юрисдикции. В некоторых случаях одно и то же деяние одновременно признается и дисциплинарным и административным правонарушением. Например, распитие спиртных напитков на производстве. В этом случае лицо привлекается и к административной, и к дисциплинарной ответственности.

            Административное правонарушение по ряду признаков отличается от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают гражданско-правовые деликты значительно уже. Сюда относятся только имущественные и личные не имущественные отношения. Гражданско-правовой деликт - это нарушение субъективных прав лица, административный проступок представляет собой, как правило, нарушение объективного права. Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях может быть признано не деяние, в то время как вина является неотъемлемым средством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть физические и юридические лица, а административный проступок - это деяние физического лица. Кодекс об административных правонарушениях содержит общие признаки,   присущие   всем   без   исключения   административным правонарушениям. Но каждый вид правонарушений имеет свои специфические признаки, характеризующие само деяние, его последствия и личность правонарушителя. Совокупность таких признаков называется составом административного правонарушения. Описание признаков того или иного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса, но в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида правонарушения и необходимы для его отграничения от других правонарушений и от правомерного поведения. Указания на иные признаки состава, которые являются общими для всех административных проступков, содержатся в нормах Общей части Кодекса. Каждый административный проступок обладает рядом разнообразных признаков. Например, мелкое хулиганство может быть совершено на улице или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время, лицом, состоящим в состоянии опьянения или в трезвом виде и т.д. Но не все признаки имеют юридическое значение. Надо выделять только те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния. Такие признаки закрепляются в нормах права и становятся обязательными.

             Общим объектом административного правонарушения  являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев - трудового, земельного, финансового и других отраслей права. При этом общим объектом административных правоотношений могут быть не все общественные отношения, а лишь те из них, которые охраняются правом (административными взысканиями).

           В основу классификации административных проступков положен родовой объект. Родовым объектом признается однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве родового объекта административного проступка выступают государственный и общественный порядок, отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Видовой объект - разновидность родового объекта, обособленная  группа общественных отношений,  общих для ряда проступков одного рода. Он широко используется законодателем для установления специальными актами административной ответственности, например за нарушение Правил дорожного движения, административные таможенные правонарушения. Непосредственный объект административного правонарушения (проступка) - конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство, охраняемое нормами административного права. Для характеристики объективной стороны административного проступка важное значение имеют не только внешние признаки действий субъекта, но и обстоятельства, связанные с их совершением. Деяние - это основа, вокруг которой группируются иные  черты объективной стороны: способ, время, место совершения административного правонарушения. В правоведении различают субъектов права и субъектов правоотношения и соответственно субъектов административного права и административного правоотношения. В юридической литературе подчеркивается их различное назначение в  структуре общественных отношений и, как следствие этого, различное значение образующих их специфических элементов (признаков) для теоретического осмысления. Под субъектом права обычно понимается участник общественных отношений,  которого соответствующая юридическая норма наделяет правами и обязанностями.

             По мнению А. А. Алексеева, понятие субъекта права образуют два характерных момента: специальный, когда субъект имеет единую волю, и способы ее осуществления (персонифицированный субъект является носителем соответствующих прав и обязанностей и способен участвовать в правоотношениях).

Субъектами административного права, как правило, являются участники управленческих общественных отношений, наделяемые в  соответствии с административно-правовыми нормами правами и обязанностями и способные вступать в административно-правовые отношения. Обычно субъекты права и субъекты правоотношения совпадают, поскольку правоотношения являются основным каналом, по которому осуществляется реализация норм права. Под субъектом правонарушения (проступка, преступления) в правоведении обычно понимают лицо (физическое или юридическое), совершившее правонарушение и обладающее при этом указанными в законе признаками (свойствами). Проблема субъектов правоотношений и ответственности является одной из ведущих в теории государства и права. Однако утверждать, что она всесторонне изучена, несмотря на наличие отдельных монографических исследований по ней, видимо,  нельзя. Несколько полнее разработка ее проведена отраслевыми науками - хозяйственным и международным правом. Среди ученых нет, в частности, единого мнения о том, кого следует считать субъектами административной ответственности.  Одни исследователи считают, что таковыми являются  исключительно физические  лица (граждане, иностранные граждане и лица без  гражданства). Другие относят к ним юридических лиц (предприятия, учреждения, организации). Сторонники первой концепции  обосновывают ее ссылкой на ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов,  налагаемых в административном порядке», отменившую наложение  штрафов в административном порядке на учреждения,  предприятия и организации  и устанавливающую  их взыскание  с  должностных лиц. Однако названная статья преследовала узкопрактические цели. Ею усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление  правопорядка на  порученных участках работы и устранялось обезличенное возложение на предприятия, учреждения, организации, поскольку на практике ответственностью покрывалась безответственность первых, конкретных виновников. Приведенная норма не нашла последующей реализации в действующем законодательстве. К юридическим лицам продолжают применяться административные штрафы за отдельные правонарушения, причем их наложение прямо предусматривается некоторыми нормативными  актами. Тенденция к законодательному закреплению законодательного института административной ответственности организаций, в том числе и юридических лиц, обрела мощный дополнительный стимул в условиях процесса приватизации,  появления и роста частного сектора в экономике государства. 

           По мнению авторов, можно выделить следующие особенности административной ответственности коллективных субъектов (являются юридическими лицами и  не являются таковыми). КоАП  на  действия коллективных субъектов   не распространяется, а ответственность регулируется другими нормативными правовыми актами: указами Президента и постановлениями Правительства. Наличие вины не является обязательным условием привлечения их к ответственности. В ряде случаев сам факт противоправного поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила. Презумпция невиновности на организации не распространяется. К коллективным  субъектам  применяются такие административные взыскания, как штраф, отзыв лицензии, ликвидация (запрещение деятельности), закрытие. С названными выше материально-правовыми признаками связаны и процессуальные особенности этой категории дел. Процессуальным основанием для рассмотрения дела в таких случаях часто является не протокол об административном правонарушении, а материал или акт проверки. Нельзя  также,  по мнению авторов,  рассматривать проблему административной ответственности юридических лиц без учета  виновности уполномоченных должностных лиц. К совершению административного правонарушения юридическим лицом приводит действие конкретного должностного лица, и его ответственность не должна выпадать из сферы применения административного взыскания.  В одних случаях ответственность должностных лиц может быть административной, если его действия образуют состав административного правонарушения, и дисциплинарной, поскольку совершение правонарушения должностным лицом  является следствием несоблюдения или нарушения своих служебных обязанностей. Должностными лицами называются служащие, выполняющие организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающие при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них  правил. Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов.

            Административной ответственности  подлежат лица, достигшие  к моменту совершения правонарушения 16- летнего возраста и вменяемые. Специальных субъектов административной ответственности можно классифицировать по разным основаниям. Так, по особенностям административно-правового статуса их целесообразно разделить на четыре группы: имеющие признаки, характеризующие их служебные, трудовые обязанности: а) должностное лицо; б) лицо, ответственное за соблюдение тех или иных специальных правил; в) работник предприятия торговли или общественного питания; г) механизатор; д) служитель культа; обладающие признаками, характеризующими специальные обязанности: а) водитель автомашины; б) судоводитель маломерного судна; в) призывник, военнообязанный; г) иностранец  и лицо без гражданства;  д) лицо, имеющее разрешение органа внутренних дел на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов; е) родители и лица, их заменяющие; имеющие признаки, касающиеся физического состояния лица: а) лицо, больное венерическим заболеванием, б) лицо, совершившие поступок в состоянии опьянения; обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение лица: а) поднадзорный, б) лицо, совершившее административный проступок повторно.

          В некоторых случаях лица, совершившие административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность за правонарушения - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД и др. Субъективная сторона правонарушения (проступка) характеризует прежде всего внутреннее психическое отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям. К ее признакам относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются по тем  же правовым  основаниям, что и  в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным  относится вина (в форме умысла или неосторожности),  к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность. Вина является условием административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

           «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на  их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть». Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке. Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение. Меры взыскания применяются в следующих целях:

-наказание виновных;

-предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;

-воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

          Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей. Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие). Все административные взыскания делятся на три группы:

1. Взыскания морального характера:

       - предупреждение

      - денежные и имущественные взыскания: штраф; конфискация; возмездное изъятие.

    2. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:

      - исправительные работы;

      - административный арест;

      - временное лишение специальных прав.

         Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки: они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения; они устанавливаются широким кругом органов; применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

        3. Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов. Административные взыскания делятся на:

       - единовременные;

       - длящиеся.

     К единовременным относятся:

       - штраф;

       - предупреждение;

      - конфискация;

       - возмездное изъятие.

     К длящимся относятся:

       - административный арест;

       - лишение специальных прав;

       - исправительные работы.

     Кроме того, административные взыскания делятся на:

       - основные;

       - дополнительные.

        Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным. Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными. За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения; исправительные работы; административный арест.

Информация о работе Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности