Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью квалификационной работы стал правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних.
В задачи работы входит:
- рассмотреть нормативные, фактические и процессуальные основания административной ответственности,
- охарактеризовать механизм привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Введение…………………………………………………………….……..…………3
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности………..…8
1.1 Понятие и сущность административной ответственности…………………...8
1.2 Административное правонарушение и наказание……………………….…..16
Глава 2. Механизм привлечение к административной ответственности
несовершеннолетних………………………………………………..…….40
2.1. Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности........................................................................................................40
2.2. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности…………………………………………………………………...44
2.3. Особенности назначения несовершеннолетним наказаний………….……46
Глава 3. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в отношении несовершеннолетних ..…………….48
Заключение…………………………………….…………………………………...72
Источники и литература …………………………………………………..………77
Приложение ……………………………………………………………………….79
26
Министерство образования и науки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения
Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответсвенности
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Работа допущена к защите
«____» ____________ 2011 г.
Председатель УМК
_____________ В.И. Павлова
Челябинск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности………..…8
1.1 Понятие и сущность административной ответственности…………………...8
1.2 Административное правонарушение и наказание……………………….…..16
Глава 2. Механизм привлечение к административной ответственности
несовершеннолетних………………………………
2.1. Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности...............
2.2. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности………………………………………
2.3. Особенности назначения несовершеннолетним наказаний………….……46
Глава 3. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в отношении несовершеннолетних ..…………….48
Заключение…………………………………….……………
Источники и литература …………………………………………………..………77
Приложение ……………………………………………………………………….79
Введение
Воспитание граждан, защита их прав и законных интересов являются важной задачей и непременным долгом общества. Особое значение для Российской Федерации, имеет в этом плане забота о подрастающем поколении, о несовершеннолетних, которые в условиях обостряющихся социальных проблем, связанных с падением уровня жизни и отсутствием должного контроля семьи, низким уровнем работы образовательных учреждений, распадом системы трудоустройства, все чаще становятся на путь совершения преступлений и правонарушений. В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет.
Данные обстоятельства настоятельно диктуют необходимость рассмотреть институт административной ответственности несовершеннолетних.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.
Административная ответственность – это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями. Термин ответственность достаточно многообразен. Его существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него, от его законов, нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сопоставлять поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. В свою очередь общество сопоставляет свои интересы и поведение с деятельностью субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение или наказывая нарушителя).
Актуальность темы административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. В связи с этим актуальным становится вопрос об основаниях применения данной ответственности, тем более что в Российском законодательстве появляются новые составы административных правонарушений, чему в том числе способствует нормотворческая работа субъектов РФ; изменяется административно-юрисдикционная деятельность: появляются новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вносятся коррективы в структуру таких органов и в содержание их полномочий; нарабатывается судебная практика, в т.ч. по таким субъектам административной ответственности как юридические лица, вносятся изменения в действующий порядок вынесения постановлений о наложении взысканий.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права. Точность в понятиях и оценках положений о данном виде ответственности, с учетом её конституционно-правовой природы, установление её согласованности внутри себя, а также с иными отраслями права, является важной предпосылкой согласованности и системности российского законодательства, способствует единообразию правоприменительной деятельности, укреплению законности и правопорядка.
В административной науке принято выделять три основания административной ответственности[1]: нормативное, фактическое и процессуальное. Этой позиции также придерживаются В.В. Денисенко, Н.М. Конин. Однако ряд авторов выделяют два вида оснований применения административной ответственности: нормативное и фактическое (A.M. Азбукин, М.Н. Бирюков, И.Н. Зубов, А.К. Мустафин, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов).
Субъект правонарушения – это физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного права.
Основания ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем, и форма принудительных мер к конкретному лицу. Говоря другими словами можно сказать, что: нормативное основание административной ответственности это то, чем установлена ответственность и не просто ответственность, а именно юридическая, и именно административная;
Фактическое основание административной ответственности, это те юридические факты, а именно виновные деяния (действия и/или бездействия) субъекта ответственности, за которые он может понести административную ответственность;
Поскольку ответственность это правоотношение, где с одной стороны субъектом выступает нарушитель, а с другой стороны уполномоченные органы государства или должностные лица, – процессуальные основания это те действия уполномоченных органов и должностных лиц, обличенные в форму правоприменительного акта, которые они должны совершить, чтобы конкретное лицо понесло конкретное наказание заведования конкретное правонарушение.
Объект исследования – правовое регулирование привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Предмет исследования – механизм привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.
Целью квалификационной работы стал правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних.
В задачи работы входит:
- рассмотреть нормативные, фактические и процессуальные основания административной ответственности,
- охарактеризовать механизм привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
- раскрыть понятие и правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
- выделить особенности административной ответственности несовершеннолетних
- раскрыть полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних
- рассмотреть порядок производства по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних;
Методология и методика исследования: Исследование избранной темы базируется на общем диалектико-материалистическом методе понимания государственно - правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).
Степень разработанности темы: Значительный вклад в разработку теоретических аспектов административной ответственности в целом, и административной ответственности несовершеннолетних в частности, внесли отечественные ученые как советского, так и постсоветского периода: Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, К.С. Бельский, М. Н. Бирюков, А.Б. Иванюженко, Е.Ю. Корчагина, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, С.Ф. Мазурин, Л.А. Стеблецова, Н.Г. Салищева, М.С Студеникина, А.П. Шергин, А.П. Клюшниченко, О.П. Мельниченко и др.
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности
1.1 Понятие и сущность административной ответственности
Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение («обязательных постановлений»). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы власти могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение штрафы, и установил, что правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идет о вопросах, не терпящих отлагательства). Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1962 года, сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь форму только штрафа или предупреждения).
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему: Административная ответственность – это правовая ответственность. Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу[2]. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права. Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность[3]. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права. Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами. В отличие от этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные - органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное - суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.
Информация о работе Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности