Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью квалификационной работы стал правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних.
В задачи работы входит:
- рассмотреть нормативные, фактические и процессуальные основания административной ответственности,
- охарактеризовать механизм привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..…………3
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности………..…8
1.1 Понятие и сущность административной ответственности…………………...8
1.2 Административное правонарушение и наказание……………………….…..16
Глава 2. Механизм привлечение к административной ответственности
несовершеннолетних………………………………………………..…….40
2.1. Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности........................................................................................................40
2.2. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности…………………………………………………………………...44
2.3. Особенности назначения несовершеннолетним наказаний………….……46
Глава 3. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в отношении несовершеннолетних ..…………….48
Заключение…………………………………….…………………………………...72
Источники и литература …………………………………………………..………77
Приложение ……………………………………………………………………….79

Файлы: 1 файл

Адм отв несов.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Административная ответственность находит  свое выражение в наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные  наказания, за  дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях, административной ответственности присущ всеобщий характер, ибо  правила, за нарушение которых она наступает, являются обязательными для  всех граждан. Административные взыскания налагаются государственными органами  и должностными лицами на неподчиненных им по службе правонарушителей.  По этому признаку    административная ответственность  отличается от  дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в  основном  в  порядке  подчиненности  вышестоящим  органом,  должностным  лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры  материальной  ответственности (администрацией   за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.). Применение административного взыскания не влечет судимости и  увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока. Законодательством установлен особый порядок   привлечения к  административной ответственности. Он отличается от уголовного процесса большей простотой, что создает условия для оперативности и экономичности его применения, но создает необходимые гарантии законности.  Меры административной ответственности  применяются в  соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица[4].

В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли). Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга. Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением. Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя  и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток   времени)   совершение  деяния,   содержащего   признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

«Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями является неотвратимость воздействия на правонарушителя…законность, справедливость, гуманизм…борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами»[5]. Административная ответственность имеет ряд принципов:

1. Законности, означает, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке установленном законодательством. Это значит, что такие меры могут быть применены компетентными органами только к виновным лицам, с соблюдением всех установленных сроков и правил.

2. Ответственность за вину, означает, что к лицу, совершившему административное  правонарушение,  должны  быть  применены  меры административного взыскания, то есть оно понесет ответственность за вину.

3. Индивидуализация наказания, этот принцип выражается в том, что учитывается   характер   правонарушения,   имущественное   положение правонарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

4. Целесообразность, означает то, что государственные органы и должностные лица воздействуют на лицо, которое совершило правонарушение. Цель этого воздействия заключается в следующем:

а) воспитание правонарушителя;

б) предупреждение   правонарушителя   от  совершения   новых правонарушений.

5) Гласность, этот принцип проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. Дела могут рассматриваться по месту нахождения самого государственного органа, который рассматривает дело и в иных местах.

Как и в других видах юридической ответственности, в административной ответственности имеются свои особенности, начиная с ее структуры. Структуру административной ответственности составляют следующие ее элементы:

- основания административной ответственности;

-субъекты административной ответственности;

-условия административной ответственности;

-меры  административной  ответственности  (административные взыскания);

-процедура, порядок привлечения к ответственности, иначе административный процесс.

Административная ответственность имеет ряд особенностей: она не менее сурова, чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется. Хотя здесь необходимо оговориться, что правовые последствия наложения административного взыскания все-таки имеются и определены законодателем во временном интервале в один год. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания - не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного. Административная  ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе. Меры административной ответственности налагаются специальными на то органами и должностными лицами. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Под законодательными основами административной ответственности понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие после его введения. Если по закону административная ответственность после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых норм, а не тех, которые действовали в момент его совершения. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства действующего по месту совершения правонарушения. С учетом возможности несовпадения места совершения административного правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего  по месту рассмотрения дела об  административном правонарушении. Основным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс  об административных правонарушениях, состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.     

Установить административную ответственность, означает возвести в норму права правило, за нарушение которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства,  субъект ответственности,  основания,  условия,  меры ответственности, порядок привлечения к ответственности. Установление   административной   ответственности   относится   к компетенции высшего законодательного органа, но здесь имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают   местные   представительные   и   исполнительные   органы государственной власти и управления[6]. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях.

Согласно статье 5 КоАП определено два варианта участия местных органов   государственной   власти   и   управления   в   установлении административной ответственности. Первый вариант - это их право принимать решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Второй вариант - более сложный. Для административной ответственности характерна множественность государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся:

- административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и местных администрациях;

- исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов;

-районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

- районные (городские) суды (судьи);

- органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), указанные в третьем разделе КоАП.

 


1.2 Административное правонарушение и наказание.

 

             Современная правовая наука признает два основания юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности: закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение - административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности. Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляют именно закон и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.) участие местных представительных   и   исполнительных  органов  в  установлении административной ответственности, описанное выше, не колеблет этого положения.

            Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Анализ этого определения позволяет выявить общие признаки присущие всем административным правонарушениям, т.е. такие признаки, которые отличают административное правонарушение от правомерного поведения, от иных правонарушений. К числу таких признаков относятся:

общественная опасность;

противоправность;

виновность;

наказуемость.

            Наше законодательство (не только административное, а и уголовное, гражданское и т.д.) закрепляют два вида нарушения норм права с точки зрения степени опасности этих нарушений: противоправность и общественная опасность. Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие является правонарушением. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Существенным признаком административного правонарушения является общественная опасность. Существуют различные точки зрения, касающиеся вопроса об общественной опасности административного правонарушения. Одни авторы считают, что хотя термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, но в определении говорится о том, что правонарушением является деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин посягательства свидетельствует о наличии угрозы общественного отношения. Правомерность признания   административного   правонарушения   общественно-опасным, подтверждается анализом норм уголовного законодательства. Признавая общественную опасность признаком административного правонарушения, нужно заметить, что деяние лишенное этого признака не может квалифицироваться как административное правонарушение. Другие авторы считают, что ныне действующее законодательство сохраняет признак общественной опасности лишь за преступлением, все иные виды правонарушений, в том числе и административные проступки, квалифицируются не как общественные, а только как противоправные.

           Административный проступок — деяние виновное (в форме умысла или неосторожности). Это условие привлечения к ответственности обязательно во всех видах юридической ответственности. При этом не менее обязательным является требование о том, что доказывание виновности правонарушителя возложено на органы (должностные лица), привлекающие к ответственности, а доказывать свою невиновность правонарушитель не обязан. Кодекс об административных правонарушениях содержит статьи с обеими формами вины. Так, только умышленно могут быть совершены такие правонарушения, как мелкое хулиганство, хищения, изготовление и реализация спиртных напитков с нарушением правил и т.д. Неосторожными являются многие нарушения правил дорожного движения, правил охоты, правил строительства и ремонта и другие.

             Еще один признак административного правонарушения - наказуемость, т.е.  общественно-опасное деяние,  запрещенное законом,  признается административным правонарушением в том случае, если за его совершение предусматривается административная ответственность. Закон хочет тем самым подчеркнуть, что если нет решения о привлечении к административной ответственности, нет и административного проступка, хотя деяние, возможно и имело место, но в силу относительной его малозначительности, изменение обстановки или в положении правонарушителей не сочтено нужным привлекать лицо к административной ответственности. В таком случае считается и не имевшим место административный проступок. В числе оснований административной ответственности второго рода есть проступки особые, т.е. такие, которые, будучи фактически деянием одним, квалифицируются законом, однако, как проступки одновременно как административные, так и дисциплинарные, иначе говоря, проступки административно-дисциплинарные. С точки зрения служебной дисциплины это - рядовой, нередко встречающийся дисциплинарный проступок, за который выносится дисциплинарное взыскание (замечание, выговор и другие, вплоть до увольнения с занимаемой должности), с точки же зрения органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства, административный проступок, влекущий наложение на тоже лицо административного штрафа.

             Для   наличия   административного   правонарушения   необходима совокупность всех названных выше признаков. Отсутствие любого из них исключает привлечение к административной ответственности. Разграничение   административного   правонарушения   от   иных правонарушений является одной из первых задач лица, применяющего нормы административного права. Сложность решения этой задачи обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения. Все они являются опасными или вредными для общества и государства, и все они нарушают те или иные нормы, но они различаются по иным существенным признакам. По основному признаку - степени общественной опасности все правонарушения делятся на: преступления; проступки. Различие проводится в зависимости от тех норм, которыми регулируется данное деяние.

Информация о работе Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности