Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью квалификационной работы стал правовой анализ административной ответственности несовершеннолетних.
В задачи работы входит:
- рассмотреть нормативные, фактические и процессуальные основания административной ответственности,
- охарактеризовать механизм привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..…………3
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности………..…8
1.1 Понятие и сущность административной ответственности…………………...8
1.2 Административное правонарушение и наказание……………………….…..16
Глава 2. Механизм привлечение к административной ответственности
несовершеннолетних………………………………………………..…….40
2.1. Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности........................................................................................................40
2.2. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности…………………………………………………………………...44
2.3. Особенности назначения несовершеннолетним наказаний………….……46
Глава 3. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в отношении несовершеннолетних ..…………….48
Заключение…………………………………….…………………………………...72
Источники и литература …………………………………………………..………77
Приложение ……………………………………………………………………….79

Файлы: 1 файл

Адм отв несов.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

         Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии по делам несовершеннолетних, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений, со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела. О дне заседания комиссии извещается прокурор. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних является правомочным при наличии не менее половины ее состава. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений. При рассмотрении вопросов о возбуждении ходатайств о досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене им назначенного наказания более мягким и других ходатайств в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательно-трудовой колонии и самого осужденного. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него, Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

а) вынести общественное порицание;

б) вынести предупреждение;

в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;

г) наложить штраф в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, а за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет или за распитие ими спиртных напитков на родителей или лиц, их заменяющих, штраф налагается в размере от одной третьей до одной второй минимального размера оплаты труда, за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения - в размере от одной второй до одного минимального размера оплаты труда.

д) прекратить дело;

е) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

ж) передать дело в органы прокуратуры.

         Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению[20]

          На заседании комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и секретарем. Комиссия по делам несовершеннолетних может проводить выездные заседания по месту работы или жительства лиц, дела о которых рассматриваются.

Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. В постановлении о применении меры воздействия указываются: наименование комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, и принятое по делу решение. Постановление подписывается председательствующим и секретарем и оглашается вслед за его принятием. О принятом постановлении комиссия, как правило, сообщает общественным организациям по месту работы, учебы или жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также по месту работы или жительства его родителей или лиц, их заменяющих.

         Обстоятельства, подлежащие установлению по делам данной категории

закрепленный в ст. 73 УПК РФ общий предмет доказывания по такого рода делам дополняется следующими обстоятельствами: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания, уровень психического раз-вития и иные особенности его личности; влияние старших по возрасту лиц; способность (неспособность) в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Последнее обстоятельство подлежит доказыванию, если имеются данные, свидетельствующие об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. Если возраст несовершеннолетнего устанавливается судебно-медицинской экспертизой, днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет считается, что лицо достигло предлагаемого экспертизой минимального возраста. В рамках установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего выясняется, состоял ли он на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. По делам о преступлениях данной категории устанавливаются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления лицами, не достигшими 18 лет. Суд должен реагировать на установленные в судебном заседании недостатки и упущения в их воспитании в семье, школе, в работе комиссий и подразделений по делам несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций. Выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

          При расследовании и рассмотрении дел о преступлениях подростков, совершенных с участием старших по возрасту лиц, выясняется характер взаимоотношений между ними, поскольку эти данные могут быть значимы для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в преступную или антиобщественную деятельность. Необходимо выяснять, не предшествовало ли преступлению несовершеннолетнего неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу. В целях установления данного факта следует производить судебно-психиатрическую экспертизу. Так, судебной экспертизой может быть не установлено психического заболевания, однако обнаружена серьезная задержка психического развития вследствие перенесенной им при родах травмы головного мозга, асфиксии и недоношенности. По уровню общего психического развития на момент обследования такой несовершеннолетний может быть признан несоответствующим паспортному возрастному периоду, считается не достигшим 14 лет и в силу интеллектуально-личностной незрелости, недостаточной способности к прогнозированию, контролю и выполнению критических функций как на момент обследования, так и во время совершения общественно опасного деяния, лицом, которое не могло полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

           По делам данной категории в судебное заседание вызываются законные представители несовершеннолетнего подсудимого. Если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, суд должен вызвать представителя органа опеки или попечительства, неявка которого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд не найдет его участие необходимым.

          Кого могут  привлечь к административной ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав? В соответствии с ч.1 статьи 2.3  КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица, достигшие  16 лет. В соответствии с ч. 1. ст. 23.2. КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних могут рассматривать правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также  предусмотренные ст.ст. 5.35., 5.36., 6.10., 20.22. КоАП РФ. По ст. 5.35. комиссии могут привлекать к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних. По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления. Примечание: К данным субъектам можно относить руководителей и должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; органы опеки и попечительства. По ч. 1 ст. 6.10. комиссии могут привлекать к административной ответственности любое вменяемое, достигшее возраста административной ответственности (16 лет) лицо, в действиях которого есть признаки правонарушения, предусмотренные данной нормой. По ч.2. ст. 6.10. к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних. По ст. 20.22. комиссии привлекают к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не смотря на то, что правонарушение совершено несовершеннолетним.

            Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет? Согласно  части 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего  во время  и по месту совершения административного правонарушения. Поскольку на момент совершения правонарушения подросток был несовершеннолетним, то материал должен рассматриваться КДН.

            Можно ли привлечь к административной ответственности родителей, являющихся военнослужащими, прокурорами или следователями прокуратуры? В соответствии со статьей 2.5. к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов. Но данный факт не освобождает их от иных видов ответственности.  Например, протокол, составленный по ст. 5.35. КоАП РФ на родителя (лей), который является военнослужащим или приравненным к нему лицом должен направляться по месту прохождения службы данным лицом, где к нему в соответствии с дисциплинарным уставом или специальным положением о прохождении службы должны быть применены меры дисциплинарной ответственности. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ», производство по делам о правонарушениях, совершенных прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

          Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних? Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9)? В соответствии с ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

           Необходимо отличать освобождение несовершеннолетнего от административной ответственности в порядке ч.2 ст. 2.3 КоАП и освобождение от административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9.). Какого-либо нормативного определения понятия малозначительного правонарушения не существует. Вместе с тем, отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо угроз для охраняемого законом объекта правонарушения. При освобождении от административной ответственности по данному основанию должен учитываться характер правонарушения, а не особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться комиссия, с предупреждением, которое в отличие от замечания является административным наказанием. Таким образом, в случае установления на заседании комиссии факта малозначительности правонарушения, комиссия по результатам рассмотрения дела объявляет устное замечание, которое нигде не фиксируется и выносит  постановление.   

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: общественное или государственное осуждение (порицание) виновного поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (в виде санкций - штрафа, исправительных работ, лишение специального права, конфискации и т.д.). С другой стороны административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)[21].

          Административная ответственность обладает рядом черт отличающих ее от других видов юридической ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты, основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда):

- административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях); административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность - гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права);

- в установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.

           К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектами исполнительной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных. Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

Информация о работе Привлечение несовершеннолетних к административной отвественности