Цель
лекции: Рассмотреть
вопросы правового
регулирования организации
института государственной
службы в РК.
Задачи
лекции:
- Рассмотреть
понятие государственной
службы
- Рассмотреть
этапы становления госслужбы
в Казахстане
- Рассмотреть
систему госслужбы в
Казахстане
Основные
термины:
Государственная
служба, кадровая
политика, Агентство
по делам государственной
службы, наемная система
госслужбы, карьерная
система госслужбы,
патронажная система
госслужбы, порядок
прохождения госслужбы,
законодательство о
госслужбе и др.
Вопросы
государственной службы регулируются
специальной законодательной базой,
основы которой заложены в Законе
РК «О государственной службе» от
23 июля 1999 года.
Президент
как высшее должностное лицо осуществляет
руководство вопросами кадровой
политики государственной службы. Непосредственное
управление осуществляется Агентством
по вопросам государственной службы.
Которое вправе вносить предложения
Президенту Казахстана касающиеся различных
аспектов государственной службы, осуществляет
защиту интересов служащих, а также контролирует
исполнение законодательства в данной
области.
Под
государственной службой понимается
профессиональная деятельность служащих
по реализации задач и функции государства.
В
мире существуют различные системы
государственной службы. Но к наиболее
распространенным и эффективным
относятся карьерная и наемная
системы.
Наемная
система существует только в трех
странах, а именно США, Канаде и Финляндии.
Ее признаки заключаются в том, что государственные
служащие нанимаются на определенный
срок (от 1 до 3 лет), контракт перезаключается
только при положительных характеристиках
о профессиональных качествах лица. Кроме
того, данная система предполагает узкопрофильность
специалистов.
Карьерная
система действует в ряде стран
Европы и Азии, например Великобритании,
Франции, Германии, Японии и др. В
последнее время путь на эту систему
взял и Казахстан. Карьерная система
предполагает следующие признаки: деление
службы и служащих на политически и административных;
пожизненность, то есть гарантированность
статуса государственного служащего;
поступление на службу возможно только
после сдачи специальных экзаменов.
Каждая
страна имеет свой особенности, которых
и не лишен и Казахстан.
Закон
РК «О государственной службе» регулирует
основные, базовые вопросы данного института,
а именно статус служащих, порядок поступления,
прохождения и прекращения служебных
отношении.
Государственная
служба РК основана на ряде принципов.
- Законности
– деятельность служащих должна базироваться
на соблюдении законов РК. Любые противоправные
действия наказуемы.
- Казахстанского
патриотизма – любовь к Казахстану, защита
его интересов.
- Единства
системы государственной службы, независимо
от разделения государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную. – Несмотря на службу в различного
рода инстанциях и системах государственные
служащие служат одному государству, обязаны
защищать его интересы, их правовой статус
регулируется единым законодательством.
- Приоритета
прав, свобод и законных интересов граждан
перед интересами государства. То есть
служащие должны руководствоваться прежде
всего принципом признания прав и свобод
граждан как высшей ценности, не ущемлять
права граждан и обеспечивать гражданам
полную возможность реализации своих
прав и свобод. В случаях возникновения
разногласии между интересами государства
и гражданина, прерогатива должна уделяться
интересам человека и гражданина.
- Общедоступности,
то есть равного права граждан республики
на доступ к государственной службе и
продвижения по государственной службе
в соответствии со своими способностями
и профессиональной подготовкой. Правом
поступления на государственную службу
обладают все граждане Казахстана достигшие
18 летнего возраста и имеющие соответствующий
претендуемой должности уровень образования
и подготовки. При этом все граждане равны
независимо от социального положения,
пола, национальности, языка, религии,
места жительства и др.
- добровольности
поступления на государственную службу.
Данный принцип означает, что никто не
может принуждать граждан поступать на
государственную службу.
- профессионализма
и компетентности государственных служащих
– затрагивает все этапы службы, а именно
прием на государственные должности должен
осуществляться на конкурсной основе
среди профессионалов с хорошим уровнем
подготовки. Кроме того, в процессе службы
проверяется уровень профессиональной
пригодности занимаемой должности (аттестация).
- равной оплаты
труда за выполнение равнозначной работы.
Оплата труда государственных служащих
производится в соответствии с Единой
системой оплаты труда, утвержденной Президентом
РК. Она зависит от категории, группы и
стажа работы в государственных органах.
Оплата должна обеспечивать достаточные
материальные условия для безупречного
и исчерпывающего исполнения служебных
обязанностей.
- Обязательности
исполнения решений, принятых вышестоящими
государственными органами и должностными
лицами в переделах полномочии, для подчиненных
государственных служащих и служащих
нижестоящих государственных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
приказов вышестоящих органов и должностных
лиц влечет за собой применение мер административного
и дисциплинарного принуждения.
- Подконтрольности
и подотчетности государственных служащих.
- Учета общественного
мнения и гласности, за исключением деятельности,
составляющей государственную тайну или
иную охраняемую законом тайну.
- Правовой
и социальной защищенности государственных
служащих. Государство берет на себя обязанность
социального обеспечения государственных
служащих и их правовую защиту, оказания
правовой помощи.
- Поощрения
государственных служащих за добросовестное,
инициативное исполнение должностных
обязанностей. Осуществляется как моральное,
так и материальное поощрение с целью
стимулирования деятельности служащих.
- личной ответственности
ха неисполнение либо ненадлежащее исполнение
своих должностных полномочии. То есть
каждый несет единоличную ответственность
за свои действия и причиненные им последствия.
- непрерывности
повышения квалификации государственных
служащих. Государственные служащие обязаны
повышать свою квалификацию как за счет
государства, так и при необходимости
за свои собственный счет (переаттестация).
Данные
принципы являются основополагающими
для всех видов службы (политической
или административной).
- Правовые
проблемы реформирования государственной
службы суверенного Казахстана: Монография
/Коллектив авторов. – Астана: Институт
законодательства Республики Казахстан,
2003 г.
- Турисбек
А. Государственная служба в Республике
Казахстан. -Астана: Академия государственной
службы при Президенте Республики Казахстан,
2004. - 221 с.
- Уваров В.Н.
Государственная служба и управление:
Учебник. – Петропавловск: Сев.Каз.юрид.академия,
2004 г.
- Закон Республики
Казахстан от 23 июля 1999 года № 453-I О государственной
службе (с изм.
и доп. по
состоянию на 08.07.05 г.).
- Закон Республики
Казахстан от 2 июля 1998 г. №265-1. «О борьбе
с коррупцией» (с изм.
и доп. по
состоянию на 11.05.2004 г.).
- Указ Президента Республики
Казахстан от 3 мая 2005 года №1567 Кодекс
чести государственных служащих Республики
Казахстан (Правила служебной этики государственных
служащих).
- Указ Президента
Республики Казахстан от 3 декабря 1999 года
№ 280 Вопросы Агентства Республики Казахстан
по делам государственной службы (с изм. и доп. по состоянию на 30.06.05
№ 1598).
- Указ Президента
Республики Казахстан от 10 марта 2000 года
№ 357 Об утверждении Положения о порядке
прохождения государственной службы
((с изм.
и доп. по
состоянию на 29.03.04 г. N 1322).
- Указ Президента
Республики Казахстан от 21 января 2000 г.
N 327 Об утверждении Правил проведения
аттестации административных государственных
служащих (с изм.
и доп. по
состоянию на 21.04.03 г. № 1071).
- Указ Президента
Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года
№1243 О кадровом резерве государственной
службы. (с изм.
и доп. по
состоянию на 03.08.2004 г.).
- Приказ Председателя
Агентства по делам государственной службы
Республики Казахстан от 23 января 2004 года
№02-01-02/9 Об утверждении Типовых квалификационных
требований к категориям административных
государственных должностей (с изм. и доп. по состоянию на 19.05.05
г. № 02-01-02/65).
- Приказ Председателя
Агентства Республики Казахстан по делам
государственной службы от 30 апреля 2003
года № 02-01-02/60 Об утверждении Правил, Программ
тестирования и Пороговых значений результатов
тестирования кандидатов на занятие вакантных
административных государственных должностей
(с изм. по состоянию на 19.05.05
г. № 02-01-02/65).
- Приказ Председателя
Агентства Республики Казахстан по делам
государственной службы от 19 мая 2005 года
№ 02-01-02/65 Об утверждении Правил, Программы
тестирования административных государственных
служащих, подлежащих аттестации, и внесении
изменений и дополнений в некоторые приказы
председателя Агентства Республики Казахстан
по делам государственной службы.
- Приказ Председателя
Агентства Республики Казахстан по делам
государственной службы от 24 декабря 2004
года № 02-01-02/138 Об утверждении Правил организации
переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих Республики
Казахстан в Академии государственного
управления при Президенте Республики
Казахстан, региональных центрах переподготовки
и повышения квалификации государственных
служащих, других организациях образованя.
Цель
лекции: Рассмотреть
вопросы правового
регулирования правового
статуса государственных
служащих Республики
Казахстан.
Задачи
лекции:
- Рассмотреть
понятие государственного
служащего, и классификацию
госслужащих.
- Рассмотреть
круг прав, свобод и
ограничении в отношении
госслужащих
- Рассмотреть
вопросы ответственности
госслужащих
Государственный
служащий, политические
госслужащие, административные
госслужащие, ограничения
в отношении госслужащих,
общие и должностные
права госслужащих,
общие и должностные
обязанности госслужащих,
дисциплинарная ответственность,
дисциплинарное правонарушение.
В
соответствии с Законом «О государственной
службе» государственными служащими
признаются граждане Республики Казахстан,
занимающие в установленном законом порядке
оплачиваемую из республиканского бюджета
или местных бюджетов либо из средств
Национального банка РК должность в государственном
органе и осуществляющие должностные
полномочия в целях реализации задач и
функции государства.
Государственными
служащими не являются лица осуществляющие
техническое обслуживание и обеспечивающих
функционирование государственных
органов. Перечень таких должностей
утвержден постановлением Правительства
от 30 декабря 19999 года.
Государственные
служащие, как уже отмечалось выше
подразделяются на административных и
политических. Соответственно статус
этих служащих зависит от принадлежности
к этим группам.
Под
правовым статусом понимается круг прав
и обязанностей государственных служащих
регулируемых законодательством.
Права
государственных
служащих. Они пользуются теми же правами,
что и остальные граждане РК. Однако
статус государственного представителя,
должностного лица требует определенных
ограничений и обязанностей. В целях чистоты
и авторитета кадров законодательством
предусмотрены ограничения с которыми
служащие должны быть ознакомлены и дать
подписку о соблюдении. В случае отказа
от их соблюдения или их нарушения служащие
либо не принимаются на госслужбу, либо
увольняются с таковой.
К
ограничениям относятся:
1. Им
запрещено быть депутатами представительных
органов власти и членами местного
самоуправления.
2. Запрещено
заниматься иной оплачиваемой
деятельностью, кроме педагогической,
научной, творческой.
3. запрещено
заниматься предпринимательской
деятельностью, в том числе
участвовать в управлении коммерческой
организацией, независимо от организационно-правовой
формы, если участие в управлении
коммерческой организацией не
входит в его должностные обязанности
в соответствии с законодательством РК.
4. бать
представителем третьих лиц в
государственном органе, в котором
он состоит по службе, либо
непосредственно ему подчиненном
или подконтрольном.
5.использовать
в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового
и информационного обеспечения его служебной
деятельности, другое государственное
имущество и служебную информацию
6.участвовать
в действиях, препятствующих нормальному
функционированию государственных
органов и выполнению служебных
обязанностей, включая забастовки.
7. в
связи с исполнением служебных
полномочий пользоваться в личных
целях услугами граждан и юридических
лиц.
Права
государственных служащих можно
разделить на общие (ими обладают
все государственные служащие несмотря
на категорию и должность) и должностные,
которые регулируются должностными инструкциями
и зависят непосредственно от занимаемой
должности.
К
общим правам относятся:
1. участвовать
в пределах своих полномочии
в рассмотрении вопросов и
принятии по ним решении, требовать
их исполнения.
2. получать
необходимую информацию и документы
для реализации своих полномочии
в установленном законом порядке.
3. посещать
в установленном порядке организации
для исполнения своих полномочии.
4. требовать
от руководителей точного исполнения
задач и объема служебных полномочии.
5. на
уважение личного достоинства,
уважительное и справедливое
отношение к себе как со
стороны руководства, коллег, так
и со стороны граждан.