Лекции по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения

Файлы: 1 файл

КУРС лекций адм право.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

          Субъектами административно-правовых  отношении могут быть как физические, так и юридические лица, например  гражданин, обращается в акимат  с целью получения жилья или  объединение подает заявление  в Министерство юстиции для  регистрации себя в качестве юридического лица. Но как уже отмечалось выше, обязательно хотя бы одной из сторон должен быть исполнительный орган власти, в данном случае Акимат и министерство.

Литература:

  1. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общая часть. А., 2002 г.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
  3. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
  4. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
  5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекции. М., Юрид. лит-ра, 1997 г.
  6. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые «Лазаревские чтения») Государство и право 2000, № 10, с. 13-42.
  7. Корнев А.П. Нормы административного права и их применение. М., Юридическая литература, 1978.
 

  ЛЕКЦИЯ № 3 Система исполнительных органов власти. 

Данная  тема является ключевой для изучения административного права, так как  рассматривает систему государственных  органов государственного управления. 

Цель  лекции – Рассмотреть систему исполнительных органов власти Республики Казахстан. 

Задачи  лекции:

  • Рассмотреть понятие исполнительной власти, ее роль и место в системе разделения властей.
  • Раскрыть особенности строения исполнительной власти в Республике Казахстан.
  • Раскрыть вопросы взаимодействия исполнительных органов власти с другими ветвями власти.
 

    Основные  термины:

Исполнительная  власть, государственное  управление, Правительство, министерство, агентство, Аким, ведомства, акты государственного управления. 

      В соответствии с Конституцией РК 1993, а затем и 1995 года государственная власть в Республике Казахстан подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

        Исполнительная власть представляет  собой самостоятельную ветвь  власти, состоящую из определенной системы органов, основной целью которой является обеспечение государственного управления в целом и отдельно каждой отрасли и  реализацию законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории и во всех отраслях.      

      Под органом исполнительной власти необходимо понимать «политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функции этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера».

Правовой  статус и компетенция исполнительных органов власти регулируется  Конституцией, Конституционным Законом «О Правительстве РК», законодательством о местном государственном управлении, положениями об этих органах.                                                                                                                                                                                                                                      

   Исполнительные  органы власти составляют единую иерархическую  систему, состоящую из трех звеньев:

  1. Высший исполнительный орган – Правительство Республики Казахстан.
  2. Центральные исполнительные органы власти:

    А) входящие в состав Правительства: Министерства и Агентства

    Б) не входящие в состав Правительства: Национальный Банк РК и Агентства не входящие в восстав Правительства.

  1. Местные исполнительные органы власти -  Аким и аппарат Акима.

   Исполнительные  органы власти осуществляют реализацию государственного управления в пределах своей компетенции, установленной  законодательством республики.

      Полномочия  исполнительных органов власти достаточно обширны и разнообразны: правотворческие, планирование, контрольные, надзорные, разрешительные, распорядительные и другие.

      Центральные исполнительные органы власти подразделяются на органы отраслевого управления, межотраслевой координации и  специализированные органы (Агентства).

      Система исполнительных органов власти строится  и действует на основе следующих  принципов: законности, единства системы  государственных органов, сочетая  централизации и децентрализации. 

            Литература:

  1. Назарбаев Н.А. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной науке. Послание Президента народу Казахстана, 19 марта 2004 г. // Казправда, 2004, 19 марта
  2. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общая  часть. А., 2002 г.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
  4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
  5. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
  6. Овсянко С.В. Административное право РФ. С., 2002 г.
  7. Тлеубаев К.О. К вопросу о функциях Правительства РК. // Вестник КазНУ, № 3 (35) 2005 г.
 

                            Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РК от 30.08. 1995 г.
  2. «О Президенте Республики Казахстан». Конституционный Закон РК от 26 декабря 1995 г.
  3. «О Правительстве Республики Казахстан». Конституционный Закон РК от 26 декабря 1995 г.
  4. «О Парламенте и статусе его депутатов» 25 декабря 1995 года.
  5. «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Закон РК от 23 января 2001 г.
 
 
 
 

  ЛЕКЦИЯ № 4  Правительство как высший исполнительный орган власти Республик Казахстан. 

Цель  лекции:  Уяснить  роль и значение Правительства  РК в системе разделения властей. 

Задачи  лекции:

  • Рассмотреть правовой статус Правительства РК
  • Рассмотреть структуру и вопросы организации деятельности Правительства РК
  • Рассмотреть компетенция и вопросы взаимодействия Правительства с другими государственными органами власти РК
 

Основные  термины:

      Правительство, Состав Правительства, структура Правительства, заседания  Правительства, Премьер-министр, министры, председатели Агентств, Постановления Правительства, государственная политика, вотум недоверия и др. 

   Правительство Республики Казахстан- это высший исполнительный орган власти республики. Его статус и компетенция регулируется Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом «О Правительстве» от 18 декабря 1995 г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г. Основными задачами Правительства являются руководство всей системой исполнительных органов власти Республики Казахстан и обеспечение исполнения Конституции, Законов, актов Президента.

   Состав  и структура Правительства определяется Президентом по представлению Премьер - Министра, который и осуществляет руководство органом. Премьер-Министр  назначается Президентом с согласия Парламента. В течений 10 дней после своего назначения Премьер-Министр обязан представить Президенту список членов Правительства. Они обязаны принести присягу на верность народу и Президенту Казахстана. В состав Правительства входят: Премьер-Министр,  его заместители, министры и председатели Агентств, руководитель Канцелярии Премьер - Министра. Структура Правительства определяется «О структуре Правительства Республики Казахстан» от 22 января 1999 года.

   В течении 2 месяцев Правительство  обязано представить на рассмотрение Парламента свою программу, то есть систему (план) действии и реформ в период своей компетенции, которая должна получить одобрение Парламента. Дважды полученный отказ в одобрении программы влечет за собой объявление вотума недоверия Парламента Правительству.

   Срок  полномочии Правительства в пределах срока полномочии Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

   Члены Правительства несут индивидуальную ответственность перед Премьер -Министром  и обязаны выполнять поручения  Президента, Премьер -Министра и Правительства. Как политические государственные служащие,  члены Правительства уходят в отставку. Заявление об отставке должно быть рассмотрено Президентом в течении 1 месяца. В случае отказа он обязан продолжать исполнение своих должностных обязанностей. Президент вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочии Правительства и Премьер-Министра. Освобождение Премьер-Министра обозначает отставку всего Правительства.

   Члены Правительства обязаны соблюдать  ограничения связанные  и со статусом государственного служащего  и ограничения определенные Конституционным Законом «О Правительстве». А также соблюдать регламент Правительства Республики Казахстан.

   К основным вопросам компетенции Правительства  относятся:

  1. Осуществление руководством государственной собственностью, с правом создания республиканских государственных предприятии
  2. Разработка и исполнение республиканского бюджета с отчетом о нем перед Парламентом
  3. Разрабатывает основные направления государственной социально-экономической политики государства.
  4. Разрабатывает государственные программы.
  5. Разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой политики государства.
  6. Разрабатывает и реализует основные направления государственной региональной политики.
  7. Осуществляет реализацию государственной правовой реформы, обеспечению законности, безопасности и обороноспособности республики, территориальной целостности и охраны государственных границ.
  8. Определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники, внедрению новых технологии, культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта и др.

      Форма работы – заседание, которое проводится не реже 1 раза в месяц под председательством  Премьер-Министра. Правительство издает Постановления имеющие юридическую  силу на территории  всей республики, Премьер-Министр принимает  распоряжения носящие  административно – распорядительный  характер.

      Взаимоотношения Правительства и Парламента –  это взаимоотношение двух ветвей власти, урегулированные законодательством.

      Правительство обладает правом законодательной инициативы, реализуемое исключительно в Мажилисе Парламента.

      В соответствии со ст. 13 Закона «О Правительстве» Правительство:

 а)  представляет парламенту республиканский  бюджет и отчет о его исполнении.

б) обеспечивает исполнение законов и контролирует их исполнение центральными и местными исполнительными органами.

в) дает ответы на запросы депутатов Парламента.

г) дает заключения по проектам законов республики, предусматривающих сокращение или  увеличение государственных расходов.

      Правительство может быть распущено Президентом  в случаях объявления ему со стороны  парламента ввотума недоверия. Процедура  и основания данной процедуры  регламентируются Конституцией Республики Казахстан. Основаниями могут быть: 1) дважды отклоненная программа Правительства, 2)дважды отклоненный  проект Закона «О республиканском бюджете», 3) дважды отклоненный проект закона инициатором которого являлось Правительство. Ввотум выносится 2\3 голосов от общего числа депутатов. При наборе соответствующего числа голосов вопросов ставится перед Президентом, который вправе распустить либо Правительство либо Парламент.

      Кроме того, Парламент вправе объявить вотум  недоверия отдельно взятому члену  Правительства. Вотум также объявляется 2/3 голосов, в случае отказа Президента члены Правительства могут вторично поднять вопрос о вотуме по истечении 6 месяцев после первого вотума недоверия.

      Правительство республики осуществляет руководство  деятельностью министерств, агентств и ведомств. По представлению их руководителей утверждаю положения об этих органах, лимит их штатной численности. Вправе полностью или частично приостанавливать действие актов центральных исполнительных органов.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"