Лекции по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения

Файлы: 1 файл

КУРС лекций адм право.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

    Нормативно-правовые акты:

    1. Закон РК «О принудительном лечении лиц больных заразной формой туберкулеза»
    2. Закон РК «Об административном надзоре за лицами,вышедшими из мест лишения свободы»
    3. Указ Президента, имеющий силу Закона «О принудительном лечении лиц признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»
    4. Указ Президента, имеющий силу Закона «Об органах внутренних дел-
 
 

            Лекция № 14. Административная  ответственность. 

Цель  лекции:  Рассмотреть  и проанализировать институт административной ответственности  и его правовое регулирование.

Задачи  лекции:

    • Рассмотреть понятие административной ответственности и цели ее применения
    • Рассмотреть состав и понятие административного правонарушения
    • Рассмотреть виды мер административного взыскания и производства по делам об административных правонарушении

Основные  термины:  

    Административная  ответственность, административное правонарушение, состав административного  правонарушения, административное взыскание, производство по делам об административных правонарушениях, Кодекс об административных правонарушениях.  

В юридическом  смысле под ответственностью понимается отрицательная оценка обществом  и государством противоправного поведения субъекта общественных отношений, урегулированное нормами права. Лицо же нарушившее ту или иную норму права, признается нарушителем и вступает в правоохранительные отношения с государством, в ходе реализации которых происходит привлечение виновного к юридической ответственности.

Основанием  привлечения к юридической ответственности  является  правонарушение, то есть неисполнение (ненадлежащее исполнение) или нарушение  норм права, что в свою очередь  влечет для нарушителя ограничения  его прав. П.1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан гласит «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека и нравственности населения».

Эти основания  более детально можно разграничить следующим образом:

  1. При чрезвычайных обстоятельствах, то есть при тех обстоятельствах, когда ограничение прав и свобод граждан является объективной  необходимостью. Так, например,  введение карантина направлено на пресечение распространения инфекционного заболевания, но сам по себе карантин предполагает наложение дополнительных обязанностей и ограничений (прохождение медосмотра, вакцинация, ограничение права свободного передвижения и др.)
  2. В связи с должностными полномочиями или, если это связанно, с общественно полезной деятельностью. То есть это тот случай когда человек может выбирать между полным объемом прав и свобод и должностью или специальным статусом, так как они не всегда совместимы. Так, например, государственным служащим запрещено заниматься коммерческой или иной оплачиваемой деятельностью, или совершать действия направленные против интересов государства.
  3. В целях обеспечения государственной безопасности. Например, введение одного из видов административного режима: секретности, пограничного, военного. Это само по себе предполагает введение механизма контроля за деятельностью граждан и организации со стороны государственных органов, наделенных специальными полномочиями.
  4. При совершении нарушения законодательства, то есть при правонарушениях. Именно за это предусмотрена юридическая ответственность.

 В  самом общем виде юридической  ответственности присущи следующие  черты:

   1. К юридической ответственности  может быть привлечено только  то лицо, которое совершило какое-либо указанное в законодательстве правонарушение и вина которого установлена.

   2. Привлечение к юридической ответственности  влечет для виновного наступление  негативных последствии – личного,  имущественного или иного характера.

   3. При привлечении к юридической  ответственности происходит осуждение  виновного со стороны государства.

   4.Меры  юридической ответственности   направлены на воспитание или  перевоспитание нарушителя, а также  носят предупредительный характер, во избежание новых правонарушении.

      Привлечение к юридической ответственности  преследует правовостановительные  и карательные цели.

      Правовостановительная цель достигается путем применением  мер защиты, которые направлены на пресечение правонарушения, устранение причиненного  правонарушением вреда, на восстановление нарушенных правоотношении, а также наложением обязанности реализовать  невыполненные обязанности.

      В свою очередь карательная цель предполагает применение к нарушителю специально уполномоченными органами мер принуждения, состоящее в наложении на виновного дополнительных обязанностей или ограничения его прав и свобод.

      Административная  ответственность является одним  из видов юридической ответственности. Необходимо отметить, что административная ответственность это наиболее распространенный вид. Так только за первую половину 2002 года прокуратурой г.Алматы зарегистрировано более 20 тысяч административных правонарушении.  Ежедневно совершаются огромное количество административных правонарушений, что вызвано очень широким спектром охраняемых административными нормами отношений. И с этим приходится считаться.

      Основанием  применения данного вида юридической  ответственности является только административное правонарушение. Причем ее применение не отрицает возможность применения иных мер взыскания, например, дисциплинарной ответственности. Так, например, за распитие спиртных напитков в общественном месте применяется административная санкция (доставление в медвытрезвитель и штраф), при этом копия протокола обязательно направляется  по месту учебы или работы, что соответственно влечет применение дисциплинарных мер со стороны администрации учреждения (предприятия).

      Круг  деянии, подпадающих под административно  наказуемые нарушения, определяется Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001года. Данный акт определяет основания, порядок привлечения и является основным  документом « Иные законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс» п.1 ст.1 КоАП.

      Еще одной особенностью, привлечения  к административной ответственности, следует считать то, что ее субъектами могут быть как физические, так  и юридические лица. Как уже  отмечалось выше, круг действия административных норм довольно широк и фактически, именно посредством угрозы применения мер административного взыскания и их применением государство реально регулирует и контролирует деятельность  юридических лиц.

      Правом  налагать меры административного взыскания, то есть административной юрисдикцией, наделены свыше 20 государственных исполнительных органов, в том числе специальной юрисдикции , суд и Комитет Национальной Безопасности. Уголовная же ответственность налагается только судом, а дисциплинарная руководителями органов, организации.

      Привлечение к административной ответственности  предполагает наложение специальных  мер – мер административного  взыскания, которые по своей природе  и степени тяжести отличны  от иных мер взыскания. Применение этих мер также несет для виновного неблагоприятные последствия как личного, так и имущественного характера и нацелено на наказание виновного, восстановления нарушенных прав и предупреждения совершения повторного или нового  правонарушения.

      Однако, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Административное правонарушение не является общественно опасным (как преступление), а носит характер общественно вредного деяния и соответственно не требует столь суровых мер со стороны государства. Но законодательство Республики Казахстан определяет, что лицо привлеченное к административной ответственности в судебном порядке в течении одного года : а) не может быть   выдвинуто кандидатом на выборы в представительные органы власти и б) не может претендовать на поступление на государственную службу, как на политическую, так и на  административную. Это обусловлено ужесточением требовании к претендующим на должности, наделенные государственно-властными полномочиями.

            Суммируя все вышеизложенное  можно выделить следующее определение административной ответственности. Административная ответственность – это применение уполномоченными на то законодательством государственными органами в порядке установленном законом мер административного взыскания и иных мер процессуального и профилактического характера к лицам совершившим административное правонарушение в целях восстановления нарушенных прав и правопорядка, устранения причиненного вреда, наказания и воспитания нарушителя и предупреждение совершения им новых противоправных деянии.

    Литература:

    1. Жатканбаева А.Е. Законодательство РК по делам об административных правонарушениях. А., 2003 г.
    2. Жетписбаев Б.А. Административная ответственность. А., 2000 г.
    3. Жетписбаев Б.А. Административный процесс (производство по делам об административных правонарушениях. А., 2004 г.
    4. Таранов А.А. Административная ответственность А., 1998 г.
 

    Нормативно-правовые акты:

1. Кодекс  об административных правонарушениях  от 30 января 2001 года.

2. Инструкция  по применению КоАП РК от 20 января 2001 года. 

    Лекция № 15. Режим законности в сфере осуществления исполнительной власти.

    Цель: рассмотреть и проанализировать систему мер направленных на обеспечение соблюдения законности в области деятельности исполнительных органов власти РК

    Задачи:

  • Рассмотреть  полномочия Прокуратуры и суда по обеспечению законности в области деятельности исполнительных органов власти РК.
  • Рассмотреть полномочия исполнительных органов власти РК по обеспечению законности в деятельности подчиненных и неподчиненных им органов власти РК.
  • Рассмотреть понятие и виды проверок и административного надзора.
 

Основные  термины:  

    Законность, проверка, административный надзор, санкция, представление, постановление, административное обжалование, отраслевое подчинение, контрольные  органы, плановые и внеплановые проверки, комплексные проверки и др. 

          Законность  является ключевым принципом деятельности исполнительных органов власти, чья  деятельность должна строиться на основе Закона и во исполнение Закона.

          В целях обеспечения законности предпринимается  комплекс мер, в том числе и контрольно-надзорные мероприятия как со стороны вышестоящих государственных органов, прокуратуры и суда.

          Контроль  – один из видов деятельности по обеспечению законности. Виды –  постоянный и периодический; ведомственный  и вневедомственный; комплексный и по отдельным направлениям деятельности; плановый и внеплановый.

          Надзор  – составная часть контроля, отличается временными рамками, вводится в случае выявления нарушении законности и более узким, но углубленным  изучением деятельности.

          Прокуратура вправе проводить контрольно-надзорные  мероприятия в рамках общего надзора, в случае поступления заявлении  и публикации в СМИ, на основаниях представлении вышестоящей прокуратуры  и пр. Вправе требовать устранения нарушении и привлечения виновных к ответственности.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"