Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения
Нормативно-правовые акты:
Лекция № 14. Административная
ответственность.
Цель лекции: Рассмотреть и проанализировать институт административной ответственности и его правовое регулирование.
Задачи лекции:
Основные термины:
Административная
ответственность, административное
правонарушение, состав
административного
правонарушения, административное
взыскание, производство
по делам об административных
правонарушениях, Кодекс
об административных
правонарушениях.
В юридическом смысле под ответственностью понимается отрицательная оценка обществом и государством противоправного поведения субъекта общественных отношений, урегулированное нормами права. Лицо же нарушившее ту или иную норму права, признается нарушителем и вступает в правоохранительные отношения с государством, в ходе реализации которых происходит привлечение виновного к юридической ответственности.
Основанием
привлечения к юридической
Эти основания более детально можно разграничить следующим образом:
В
самом общем виде юридической
ответственности присущи
1. К юридической ответственности может быть привлечено только то лицо, которое совершило какое-либо указанное в законодательстве правонарушение и вина которого установлена.
2.
Привлечение к юридической
3.
При привлечении к юридической
ответственности происходит
4.Меры
юридической ответственности
направлены на воспитание или
перевоспитание нарушителя, а также
носят предупредительный
Привлечение к юридической ответственности преследует правовостановительные и карательные цели.
Правовостановительная цель достигается путем применением мер защиты, которые направлены на пресечение правонарушения, устранение причиненного правонарушением вреда, на восстановление нарушенных правоотношении, а также наложением обязанности реализовать невыполненные обязанности.
В свою очередь карательная цель предполагает применение к нарушителю специально уполномоченными органами мер принуждения, состоящее в наложении на виновного дополнительных обязанностей или ограничения его прав и свобод.
Административная
ответственность является одним
из видов юридической
Основанием применения данного вида юридической ответственности является только административное правонарушение. Причем ее применение не отрицает возможность применения иных мер взыскания, например, дисциплинарной ответственности. Так, например, за распитие спиртных напитков в общественном месте применяется административная санкция (доставление в медвытрезвитель и штраф), при этом копия протокола обязательно направляется по месту учебы или работы, что соответственно влечет применение дисциплинарных мер со стороны администрации учреждения (предприятия).
Круг
деянии, подпадающих под
Еще одной особенностью, привлечения к административной ответственности, следует считать то, что ее субъектами могут быть как физические, так и юридические лица. Как уже отмечалось выше, круг действия административных норм довольно широк и фактически, именно посредством угрозы применения мер административного взыскания и их применением государство реально регулирует и контролирует деятельность юридических лиц.
Правом налагать меры административного взыскания, то есть административной юрисдикцией, наделены свыше 20 государственных исполнительных органов, в том числе специальной юрисдикции , суд и Комитет Национальной Безопасности. Уголовная же ответственность налагается только судом, а дисциплинарная руководителями органов, организации.
Привлечение к административной ответственности предполагает наложение специальных мер – мер административного взыскания, которые по своей природе и степени тяжести отличны от иных мер взыскания. Применение этих мер также несет для виновного неблагоприятные последствия как личного, так и имущественного характера и нацелено на наказание виновного, восстановления нарушенных прав и предупреждения совершения повторного или нового правонарушения.
Однако, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Административное правонарушение не является общественно опасным (как преступление), а носит характер общественно вредного деяния и соответственно не требует столь суровых мер со стороны государства. Но законодательство Республики Казахстан определяет, что лицо привлеченное к административной ответственности в судебном порядке в течении одного года : а) не может быть выдвинуто кандидатом на выборы в представительные органы власти и б) не может претендовать на поступление на государственную службу, как на политическую, так и на административную. Это обусловлено ужесточением требовании к претендующим на должности, наделенные государственно-властными полномочиями.
Суммируя все вышеизложенное можно выделить следующее определение административной ответственности. Административная ответственность – это применение уполномоченными на то законодательством государственными органами в порядке установленном законом мер административного взыскания и иных мер процессуального и профилактического характера к лицам совершившим административное правонарушение в целях восстановления нарушенных прав и правопорядка, устранения причиненного вреда, наказания и воспитания нарушителя и предупреждение совершения им новых противоправных деянии.
Литература:
Нормативно-правовые акты:
1. Кодекс
об административных
2. Инструкция
по применению КоАП РК от 20
января 2001 года.
Лекция № 15. Режим законности в сфере осуществления исполнительной власти.
Цель: рассмотреть и проанализировать систему мер направленных на обеспечение соблюдения законности в области деятельности исполнительных органов власти РК
Задачи:
Основные термины:
Законность,
проверка, административный надзор, санкция,
представление, постановление, административное
обжалование, отраслевое подчинение, контрольные
органы, плановые и внеплановые проверки,
комплексные проверки и др.
Законность является ключевым принципом деятельности исполнительных органов власти, чья деятельность должна строиться на основе Закона и во исполнение Закона.
В целях обеспечения законности предпринимается комплекс мер, в том числе и контрольно-надзорные мероприятия как со стороны вышестоящих государственных органов, прокуратуры и суда.
Контроль – один из видов деятельности по обеспечению законности. Виды – постоянный и периодический; ведомственный и вневедомственный; комплексный и по отдельным направлениям деятельности; плановый и внеплановый.
Надзор – составная часть контроля, отличается временными рамками, вводится в случае выявления нарушении законности и более узким, но углубленным изучением деятельности.
Прокуратура
вправе проводить контрольно-