Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения
Министерство
Юстиции РК обязано проводить
юридическую экспертизу нормативно-правовых
актов, а также регистрировать их
с присвоением порядкового
Акты в которых не соблюдены определенные требования к оформлению, порядку принятия вступления в силу или признанных ничтожными являются недействительными.
Прекращения действия этих актов происходит в случае их отмены: прекращение действия в случае истечения срока действия акта, новой редакции акта, принятия по данному вопросу нового акта.
Следующим источником административного права, а так же актом государственного управления является административно-правовой договор.
Административно-правовой договор – это вид юридического договора представляющий собой соглашение двух или более сторон заключаемой в сфере государственного управления.
Как и все акты государственного управления административные договора принимаются в процессе деятельности исполнительных органов власти, то есть административным признается договор одним из участником которых является исполнительный орган власти. Они принимаются как правило в интересах государственного управления, для реализации государственных задач и функции.
Но как управленческий акт, административный договор имеет свою особенность, а именно властный характер. Государство диктует условия договора, может изменить их в процессе реализации условии договора. Вторая сторона вправе лишь заключать или не заключать договор.
Административный договор должен соответствовать требованиям предъявляемым к актам госуправления. Межведомственные договора подлежат обязательной экспертизе и регистрации в Минюсте.
Виды административных договоров:
Административные договора это вид акта получивший распространение только в недавнем прошлом. И признание его вообще дисскурсионно. Но отрицать наличие договорных, согласительных отношении в современном государственном управлении невозможно. Некоторые предлагают называть их административно-правовыми соглашениями.
Литература:
Нормативно-правовые акты:
Лекция
№ 12. Методы государственного
управления.
Цель лекции: рассмотреть и пронализировать методы государственного управления.
Задачи лекции:
Основные
термины: Методы государственного
управления, экономические
методы государственного
управления, административно-правовые
методы государственного
управления, метод убеждения
и методов принуждения,
административное принуждение,
Понятие метода государственного управления очень близко с понятием методов госуправления. В отличие от форм под методами государственного управления понимаются способы и приемы воздействия на управляемых, то есть практической реализации задач и функции исполнительной власти.
Они различны и разнообразны.
Административно-правовые методы включают в себя методы управляющего воздействия (внешнее выражение) – это непосредственное влияние, управление и регулирование деятельности, поведения управляемого объекта (физических и юридических лиц).
Методы организации работы аппарата управления (внутреннее выражение) имеют внутриаппаратное значение – организация деятельности внутренних структур, а также всей системы органов управления в целом.
Кроме этого, методы госуправления принято классифицировать на административные и экономические.
Экономические методы воздействуют на поведение управляемых через их экономические интересы, например, повышение или занижение тарифных таможенных ставок, оказывает воздействие на ввоз или вывоз товара. В данном случае государство лишь стимулирует деятельность, остальное зависит от экономической заинтересованности. Помимо этого существует возможность регулирования через вероятность применения экономических санкции, например лишения лицензии, штрафа и т.д. Это также стимулирует деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Административный же метод государственного управления состоит из убеждения и принуждения, то есть это внеэкономическое, прямое воздействие непосредственно на объект управления.
Убеждение, общепризнано считается самым эффективным методом и заключается в воздействие на поведение через сознание управляемого. К убеждению можно отнести: воспитание, правовое воспитание, агитацию и пропаганду. Кроме этого, отдельным методом является поощрение, то есть стимулирование, которое подразделяется на материальное (повышенные стипендии, премии, ценные подарки) и моральное (звания, ордена, медали, почетные грамоты, значки и т.д.)
Принуждение – это метод, который должен вступать в силу в случае неэффективности убеждения. Принуждение эта мера воздействия на управляемых через его непосредственные интересы (материальные или непосредственное воздействие на личность). Под принуждением принято считать вспомогательные меры представляющие собой комплекс принудительных мер и юридической ответственности.
Принуждение, как таковое делится на правовое и неправовое.
Правовое принуждение это меры, напрямую предусмотренные законодательством, порядок и основания их применения также регулируются специальными правовыми нормами.
Неправовое принуждение – это меры запрещенные к применению. Например, к нему можно отнести самосуд, бандократию, пытки с применением насилия, применение запрещенных специальных средств (электрошок, нервнопаралитические газы и др.).
Соответственно, к методам государственного управления относится лишь правовое принуждение. Исходя из основании применения правовое принуждение подразделяется на уголовное, административное и дисциплинарное.
Соответственно,
все эти меры применяются при
определенных правонарушениях, а именно
уголовная ответственность при
совершении преступления, гражданско-правовая
при нарушении гражданского договора
и нанесении материального ущерба, а дисциплинарная
следует при нарушении внутренней дисциплины
и порядка.
Литература:
Лекция
№ 13. Административное
принуждение, понятие
и виды.
Цель лекции: Рассмотреть и пронализировать административное принуждение как метод государственного управления.
Задачи лекции:
Основные
термины: Административное
принуждение, административно-
Особое место занимает административное принуждение. Его применение является каждодневной практикой для государственных органов различных уровней и компетенции. Используется и в предупредительных и в карательных целях, при этом применяется и в отношении физических и в отношении юридических лиц.
Административное принуждение
Меры административного предупреждения применяются для предотвращения самой возможности совершения правонарушения (преступления, административного проступка и др.), так и иного события, которое могло бы повлечь негативные последствия для общества и личности (эпидемии, аварии и др.). Такие меры как введение карантина, проверка документов, приостановление движение транспорта, временное закрытие государственной границы, отстранение от работ, медицинское освидетельствование и ряд других являются мерами административного предупреждения и носят превентивный характер.
Меры пресечения в свою очередь направлены на прекращение уже совершаемого противоправного действия и предотвращения его вредных последствии. Цель – не дать довести до конца уже начатое правонарушение. Ученные – административисты подразделяют эти меры на три блока: общие, специальные и процессуальные.
К общим относят принудительное лечение и административный надзор за лицами прибывшими из мест лишения свободы. К специальным относят меры непосредственного или физического воздействия, то есть применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Процессуальные же меры применяются для обеспечения реализации процессуальных действии, к ним относят привод, задержание, доставление, личный досмотр, досмотр транспорта, багажа и др.
Как уже отмечалось выше, эти меры применяются государственными органами (должностными лицами) в зависимости от ситуации. При этом они должны использовать их основываясь на принципах законности, наименьших затрат и целесообразности.
Законодательство регулирует
Литература: