Лекции по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения

Файлы: 1 файл

КУРС лекций адм право.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

   Министерство  Юстиции РК обязано проводить  юридическую экспертизу нормативно-правовых актов, а также регистрировать их с присвоением порядкового номера. Обязательной регистрации подлежат акты: ограничивающие права и  свободы  граждан и межведомственные договора.

   Акты  в которых не соблюдены определенные требования к оформлению, порядку  принятия вступления в силу или признанных ничтожными являются недействительными.

   Прекращения действия этих актов происходит в  случае их отмены: прекращение действия в случае истечения срока действия акта, новой редакции акта, принятия по данному вопросу нового акта.

   Следующим источником административного права, а так же актом государственного управления является административно-правовой договор.

   Административно-правовой договор – это вид юридического договора представляющий собой соглашение двух или более сторон заключаемой в сфере государственного управления.

   Как и все акты государственного управления административные договора принимаются  в процессе деятельности исполнительных органов власти, то есть административным признается договор одним из участником которых является исполнительный орган власти. Они принимаются как правило в интересах государственного управления, для реализации государственных задач и функции.

   Но  как управленческий акт, административный договор имеет свою особенность, а именно властный характер. Государство  диктует условия договора, может  изменить их в процессе реализации условии договора. Вторая сторона  вправе лишь заключать или не заключать договор.

   Административный  договор должен соответствовать  требованиям предъявляемым к  актам госуправления. Межведомственные договора подлежат обязательной экспертизе и регистрации в Минюсте.

   Виды  административных договоров:

  1. Межведомственные договора.
  2. Договора по разделу полномочии.
  3. Договора об учебе.
  4. Договора заключаемые с государственными служащими или контрактными военнослужащими.
  5. Договора об аренде или приватизации государственного имущества.
  6. Договора о государственных закупках.
  7. Договора о предоставлении услуг. И другое.

      Административные  договора это вид акта получивший распространение только в недавнем прошлом. И признание его вообще дисскурсионно. Но отрицать наличие  договорных, согласительных отношении  в современном государственном  управлении невозможно. Некоторые предлагают называть их административно-правовыми соглашениями.

Литература:

  1. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общая часть. А., 2002 г.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
  3. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
  4. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
  5. Овсянко С.В. Административное право РФ. С., 2002 г.
 

Нормативно-правовые акты:

    1. Закон РК «О нормативно-правовых актах» от 26 марта 1998 г
    2. Закон РК «Об административных процедурах» 2001 г
    3. Постановление Правительства РК «О порядке регистрации нормативно-правовых актов»
    4. Закон РК «О международных договорах РК» от 30 мая 2005 г.
 

    Лекция  № 12. Методы государственного управления. 

Цель  лекции:  рассмотреть и пронализировать методы государственного управления.

Задачи  лекции:

    • Рассмотреть понятие методов государственного управления
    • Рассмотреть виды методов государственного управления
 

Основные  термины:  Методы государственного управления, экономические методы государственного управления, административно-правовые методы государственного управления, метод убеждения и методов принуждения, административное принуждение, 

Понятие метода государственного управления очень  близко с понятием методов госуправления. В отличие от форм под методами государственного управления понимаются способы и приемы воздействия на управляемых, то есть практической реализации задач и функции исполнительной власти.

      Они различны и разнообразны.

      Административно-правовые методы включают в себя методы управляющего воздействия (внешнее выражение) – это непосредственное влияние, управление и регулирование деятельности, поведения управляемого объекта (физических и юридических лиц).

      Методы  организации работы аппарата управления (внутреннее выражение) имеют внутриаппаратное значение – организация деятельности внутренних структур, а также всей системы органов управления в целом.

      Кроме этого, методы госуправления принято  классифицировать на административные и экономические.

      Экономические методы воздействуют на поведение управляемых через их экономические интересы, например, повышение или занижение тарифных таможенных ставок, оказывает воздействие на ввоз или вывоз товара.  В данном случае государство лишь стимулирует деятельность, остальное зависит от экономической заинтересованности. Помимо этого существует возможность регулирования через вероятность применения экономических санкции, например лишения лицензии, штрафа и т.д. Это также стимулирует деятельность в соответствии с действующим законодательством.

      Административный  же метод государственного управления состоит из убеждения и принуждения, то есть это внеэкономическое, прямое воздействие непосредственно на объект управления.

      Убеждение, общепризнано считается самым эффективным  методом и заключается в воздействие на поведение через сознание управляемого. К убеждению можно отнести: воспитание, правовое воспитание, агитацию и пропаганду. Кроме этого, отдельным методом является поощрение, то есть стимулирование, которое подразделяется на материальное (повышенные стипендии, премии, ценные подарки) и моральное (звания, ордена, медали, почетные грамоты, значки и т.д.)

      Принуждение – это метод, который должен вступать в силу в случае неэффективности  убеждения. Принуждение эта мера воздействия на управляемых через его непосредственные интересы (материальные или непосредственное воздействие на личность). Под принуждением принято считать вспомогательные меры представляющие собой комплекс принудительных мер и юридической ответственности.

      Принуждение, как таковое делится на правовое и неправовое.

      Правовое  принуждение это меры, напрямую предусмотренные  законодательством, порядок и основания  их применения также регулируются специальными правовыми нормами.

      Неправовое  принуждение – это меры запрещенные к применению. Например, к нему можно отнести самосуд, бандократию, пытки с применением насилия, применение запрещенных специальных средств (электрошок, нервнопаралитические газы и др.).

      Соответственно, к методам государственного управления относится лишь правовое принуждение. Исходя из основании применения правовое принуждение подразделяется на уголовное, административное и дисциплинарное.

      Соответственно, все эти меры применяются при  определенных правонарушениях, а именно уголовная ответственность при  совершении преступления, гражданско-правовая при нарушении гражданского договора и нанесении материального ущерба, а дисциплинарная следует при нарушении внутренней дисциплины и порядка.  

    Литература:

    1. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общпя  часть. А., 2002 г.
    2. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
    3. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
    4. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
    5. Овсянко С.В. Административное право РФ. С., 2002 г.
 

    Лекция  № 13. Административное принуждение, понятие  и виды. 

Цель  лекции:  Рассмотреть  и пронализировать  административное принуждение  как  метод государственного управления.

Задачи  лекции:

    • Рассмотреть понятие административного принуждения и цели его принменения
    • Рассмотреть виды административно-принудительных мер
 

Основные  термины:  Административное принуждение, административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры возмещения причиненного ущерба, карательные и предупредительные меры. 

Особое  место занимает административное принуждение. Его применение является каждодневной практикой для государственных  органов различных уровней и  компетенции. Используется и в предупредительных  и в карательных целях, при  этом применяется и в отношении физических и в отношении юридических лиц.

        Административное принуждение как  вид государственного принуждения  есть воздействие на  сознание  и поведение субъектов с целью  понудить их, путем угрозы применения  предусмотренных в законодательстве административных санкции, к должному поведению,  к подчинению установленным запретам и ограничениям, а  равно применение мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личного, организационного, материального характера. Административное принуждение в свою очередь по основаниям и целям применения делится на меры предупреждения, пресечения и ответственности.

      Меры  административного  предупреждения применяются для предотвращения  самой возможности совершения правонарушения (преступления, административного проступка и др.), так и иного события, которое могло бы повлечь негативные последствия для общества и личности (эпидемии, аварии и др.). Такие меры как введение карантина, проверка документов, приостановление движение транспорта, временное закрытие государственной границы, отстранение от работ, медицинское освидетельствование и ряд других являются мерами административного предупреждения и носят превентивный характер.

      Меры  пресечения в свою очередь направлены на прекращение уже совершаемого противоправного действия и предотвращения его вредных последствии. Цель – не дать довести до конца уже начатое правонарушение. Ученные – административисты подразделяют эти меры на  три блока: общие, специальные и процессуальные.

      К общим относят принудительное лечение и административный надзор за лицами прибывшими из мест лишения свободы. К специальным относят меры непосредственного или физического воздействия, то есть применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Процессуальные же меры применяются для обеспечения реализации процессуальных действии, к ним относят привод, задержание, доставление, личный досмотр, досмотр транспорта, багажа и др.

      Как уже отмечалось выше, эти меры применяются  государственными органами (должностными лицами) в зависимости от ситуации. При этом они должны использовать их основываясь на принципах законности, наименьших затрат и целесообразности.

     Законодательство регулирует основания,  сроки и процедуру применения  этих мер. Однако, именно в данной отрасли законодательства имеется наибольшее количество пробелов и проблем. Большинство таких актов являются ведомственными  инструкциями государственных органов используемых для внутреннего использования, то есть закрытыми для широкого круга аудитории. Что приводит подчас к грубым нарушениям законности в области охраны прав и свобод человека, так как эти меры направлены на непосредственное воздействие, в том числе и физическое. 

    Литература:

    1. Жетписбаев Б.А. Административное принуждение. А., 2002 г.
    2. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общая  часть. А., 2002 г.
    3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
    4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
    5. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
    6. Овсянко С.В. Административное право РФ. С., 2002 г.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"