Лекции по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения

Файлы: 1 файл

КУРС лекций адм право.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

6. на  стимулирование и оплату труда  в зависимости от занимаемой должности.

7. на  переподготовку и повышение квалификации  за счет государственных средств.

8.на  карьеру.

9.требовать  служебного расследования при  наличии безосновательных по  мнению служащего обвинениях.

10.на  охрану труда, отдых безопасные  и необходимые для высокопроизводительной деятельности условия труда.

11.на  социальную и правовую защиту.

      Обязанности государственных  служащих. Они также разделяются на общие и должностные. Основной обязанностью любого государственного служащего является соблюдение Конституции и законодательства РК, из которой вытекают остальные обязанности.

      В соответствии со ст. 9 Закона госслужащие  обязаны:

1. принести  присягу госслужащего в порядке  утвержденном Президентом РК.

2. обеспечить  соблюдение прав и свобод граждан  т юридических лиц, рассматривать обращения граждан в установленном порядке и сроки.

3. осуществлять  свои полномочия в пределах  предоставленных прав и обязанностей.

4.соблюдать  государственную и трудовую дисциплину.

5. соблюдать  этику государственного служащего.

6. соблюдать ограничения связанные с государственной службой.

7. выполнять  приказы и распоряжения вышестоящих  государственных органов и должностных  лиц.

8. сохранять  государственную и иную охраняемую  законом тайну.

9. обеспечивать  сохранность государственной собственности.

10.повышать  свою квалификацию и профессиональный  уровень.

      Ответственность государственных служащих регулируется  соответственно Уголовным Кодексом, КоАП РК и Правилами наложения  дисциплинарных взыскании на административных и политических государственных служащих.

      В зависимости от совершенных правонарушении госслужащие привлекаются к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Ответственность  возникает при совершении противоправных действии связанных с выполнением  должностных полномочии, в противном случае лицо привлекается как  обычный гражданин.

      Особое  значение играет борьба с коррупцией, то есть не предусмотренное законом  принятие лично или посредников  имущественных благ и преимуществ, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Основные положения борьбы с коррупцией регулируется соответствующим Законом от 2 июля 1998 года.

      Одним из видов ответственности применяемой  за коррупционные правонарушения является дисциплинарная. Предусмотрены отдельные  процедуры привлечения в отношении  политических и в отношении административных служащих.

      Основанием  является совершение дисциплинарного  правонарушения, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими  возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение коррупционных полномочии, правил служебной этики, государственной и трудовой дисциплины.

      Политические  служащие привлекаются к ответственности  вышестоящими должностными лицами или  госорганами, имеющими на то право. На них могут быть наложены: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; отказ в наделении соответствующими полномочиями; освобождение от выполнения государственных функции; понижение в должности и увольнение с занимаемой должности.

      Административные  государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности  руководителями государственного органа самостоятельно или  на основании  рекомендации дисциплинарной комиссии.  Дисциплинарные деяния делятся на незначительные, значительные и серьезные. При несогласии служащий вправе требовать служебного расследования, то есть процедуры связанной со сбором и проверкой материалов и сведении о проступке служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств совершения дисциплинарного правонарушения.

      И в том и в другом случае дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения правонарушения и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. Снимается по истечении 6 месяцев, со дня наложения взыскания.

  1. Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана: Монография /Коллектив авторов. – Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2003 г.
  2. Турисбек А. Государственная служба в Республике Казахстан. -Астана: Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, 2004. - 221 с.
  3. Уваров В.Н. Государственная служба и управление: Учебник. – Петропавловск: Сев.Каз.юрид.академия, 2004 г.

        Нормативные источники:

  1. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453-I О государственной службе (с изм. и доп. по состоянию на 08.07.05 г.).
  2. Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. №265-1. «О борьбе с коррупцией» (с изм. и доп. по состоянию на 11.05.2004 г.).
  3. Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года №1567 Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих).
  4. Указ Президента Республики Казахстан О дисциплинарных советах Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан № 1598 от 30 июня 2005 года.
  5. Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 1999 года № 280 Вопросы Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (с изм. и доп. по состоянию на 30.06.05 № 1598).
  6. Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 года № 317 Об утверждении Реестра должностей политических государственных служащих и Правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих (с изм. и доп. по состоянию на 13.07.05 г. № 1614).
  7. Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2004 года № 1282 Об утверждении Реестра должностей административных государственных служащих по категориям (с изм. и доп. по состоянию на 13.07.05 г. №1614).
  8. Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1999 года № 321 Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан (с изм. и доп. по состоянию на 30.06.05 г. № 1598).
 

    Лекция  № 11. Формы государственного управления.

Цель  лекции:  рассмотреть  и пронализировать  формы государственного управления.

Задачи  лекции:

    • Рассмотреть понятие форм государственного управления
    • Рассмотреть виды форм государственного управления
    • Рассмотреть виды актов государственного управления и  требования предъявляемые к ним

Основные  термины:  Правовые формы государственного управления, неправовые формы государственного управления,  Нормативно-правовой акт,  Административно-правовой договор, Индивидуальный акт государственного управления и др. 

Формы государственного управления иначе  можно трактовать как формы реализации исполнительной власти. Под ними понимаются деятельность органов государственного управления в пределах компетенции и их последствия.

      Каждый  государственный орган и его  должностное лицо наделено определенными  полномочиями, в рамках которых оно  осуществляет реализацию поставленных перед ним задач. Эта деятельность осуществляется в определенных формах, то есть действиях. Эти формы разнообразны и соответствующим образом юридически оформлены.Регламентация управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами.

      В зависимости от последствии формы  государственного управления делятся  на правовые и неправовые.

      К неправовым формам относятся действия, которые не влекут за собой каких  либо юридически значимых последствии. Как правило это внутриорганизационные  действия. Например, сбор информации и документов, их анализ, проведение конференции, собрании, обеспечительная деятельность и другое.

      К правовым  же формам относятся действия применение которых влечет за собой  появление тех или иных юридических  последствий. К правовым формам относят:

1. Принятие  нормативно-правового акта.

2. принятие  индивидуальных актов управления.

3. заключение  административных договоров.

Правовые  акты управления – основная форма  деятельности исполнительных органов  власти, через которые они реализуют свои задачи и функции. Правовые акты управления издаются только уполномоченными на то органами управления (должностными лицами), это юридически властное предписание принимаемое по инициативе государства и содержит юридически властное предписание, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет за собой применение принудительных мер. Принятие  правового акта всегда влечет возникновение, изменение или прекращение общественных отношении.

        Нормативно-правовой  акт – это письменный официальный документ, установленной формы, принятый на референдуме или уполномоченным на то должностным лицом, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. Законом «О нормативно-правовых актах» от 24 марта 1998 года регулируются требования предъявляемые к НПА, процедура их принятия, вступления в силу, прекращения действия, а также система нормативно-правовых актов.

      Нормативно-правовые акты имеют свои характерные, отличительные  черты, а именно:

  1. Не имеют конкретного адресата, а именно широкий круг субъектов. Они не персонифицированны. Эти акты имеют республиканское, областное, отраслевое, региональное значение.
  2. Закрепляют определенные правила поведения в сфере государственного управления, например, правила исчисления налогов, таможенные тарифы, правила дорожного движения и др.
  3. Это акты длительного применения. Как правило в них не конкретизируется срок их применения. Они прекращают свое действие после применения новых нормативных актов, либо после отмены.
  4. Нормативные акты принимаются в целях реализации органами государственного управления своих функции. Они конкретизируют нормы высшей юридической силы, определяют статус звеньев исполнительных органов, физических и юридических лиц.

Индивидуальные  акты отличны от нормативных и  имеют свою природу, отличия:

  1. Это правоисполнительные акты, они обеспечивают непосредственную реализацию нормативных актов в конкретных случаях, ситуациях. Индивидуальные акты должны соответствовать нормативным актам, в противном случае первые будут признаны противоправными и исполнению не подлежат.
  2. Они не содержат в отличии от нормативных никаких общеобязательных правил. Они принимаются для решения текущих индивидуальных дел. Это всегда распорядительные акты, выражающие юридически-властные волеизъявления исполнительных органов власти.
  3. Это персонифицированные акты, в них обязательно указывается адресат, то есть конкретное физическое или юридическое лицо.

   Акты  государственного управления должны соответствовать  определенным требованиям. А именно, они не должны противоречить Конституции, действующему законодательству и актам Президента. Издаются должностными лицами только в рамках их полномочии. В акте должны быть четко отражены цели, основания и юридические последствия издания этих актов.

   К техническим требованиям относится необходимость наличия определенных реквизитов, то есть названия госоргана, самого органа, герба, печати, штампа, подписи и др. По порядку принятия акты государственного управления делятся на коллегиальные и единоначальные.

   Коллегиальные акты применяются принимаются коллегиальными органами, например Правительством или комиссиями, путем голосования. Данные акты вступают в силу после подписания их руководителями данных органов. Индивидуальные акты вступают в силу после подписания таковых должностным лицом принимающим акт.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"