Лекции по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:58, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 Понятие, предмет и методы административного права.
ЛЕКЦИЯ № 2. Административно-правовые нормы и административно- правовые отношения

Файлы: 1 файл

КУРС лекций адм право.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Информационно-аналитическое  и организационно-правовое обеспечение  деятельности Премьер-Министра и Правительства осуществляется Канцелярией Премьер-Министра.

      Для выработки предложении по вопросам компетенции Правительства образуются Комиссии, советы и иные консультативно-совещательные  органы, предложения которых носят  рекомендательный характер. 

            Литература:

  1. Назарбаев Н.А. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной науке. Послание Президента народу Казахстана, 19 марта 2004 г7 // Казправда, 2004, 19 марта
  2. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общпя  часть. А., 2002 г.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
  4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
  5. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
  6. Овсянко С.В. Административное право РФ. С., 2002 г.
  7. Тлеубаев К.О. К вопросу о функциях Правительства РК. // Вестник КазНУ, № 3 (35) 2005 г.

                            Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РК от 30 августа 1995т.
  2. «О Президенте Республики Казахстан». Конституционный Закон РК от 26 декабря 1995 г.
  3. «О Правительстве Республики Казахстан». Конституционный Закон РК от 26 декабря 1995 г.
  4. Закон РК «Об административно-территориальном устройстве РК» от 8.12.1993 г (в редакции 11.05.2004 г.)
  5. «О структуре Правительства Республики Казахстан». Указ Президента от 22 января 1999 г.
  6. Указ президента РК от 29 марта 2002 года «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти» ( с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.09.2005) Положение о порядке согласования, назначения и освобождения от должности политических государственных служащих и иных руководящих должностных лиц центральных и местных государственных органов РК ( утв. Президентом РК от 29.03.02 г.)
 

Лекция  № 5. Центральные  исполнительные органы власти. 

Цель лекции:  Уяснить роль и значение Центральных исполнительных органов власти в системе исполнительной власти РК. 

Задачи  лекции:

  • Рассмотреть правовой статус ЦИО власти как входящих в состав Правительства, так и не входящих в состав Правительства
  • Рассмотреть структуру и вопросы организации деятельности министерств и агентств
  • Рассмотреть вопросы взаимодействия ЦИО в иными государственными органами
 

Основные  термины:

        Министерство, Министр,  Агентство, Председатель  Агентства,  Структура  ЦИО, коллегия, департамент, управление, компетенция ЦИО,  др. 

      Центральные исполнительные органы являются самым крупным звеном в системе исполнительных органов, которые осуществляют основные функции государственного управления и регулирования в сферах жизнедеятельности общества и государства.

      Эти органы подразделяются на два вида: входящие в состав Правительства  и не входящие в состав Правительства, то есть непосредственно подчиненные  Президенту Казахстана.

      К органам входящим в состав Правительства  относятся и министерства и агентства. Их перечень установлен Указам Президента « О структуре Правительства», в настоящее время к ним относятся все министерства (16) и ряд агентств (5). К исполнительным органам непосредственно подчиненным Президенту относятся: Агентство финансовой полиции, Агентство по делам государственной службы, Счетная Комиссия и ряд других.

      Отличительные признаки этих органов заключаются  в том, что  они создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом. Их руководители назначаются и снимаются  с должности лично главой государства и подотчетны только ему.

      С 1997 года структура и сама система  центральных исполнительных органов  в Казахстане строятся по французской  модели.

      Министерство  – центральный исполнительный орган, входящий в состав Правительства  Республика Казахстан и осуществляющий руководство соответствующей отраслью государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию. Они создаются Президентом по представлению Премьер - Министра. Министерства можно подразделить на три блока: политические, экономические, социальные.

      Цели, задачи и компетенция Министерства определяется Положением о нем, утверждаемым Правительством по представлению Министра. Структура министерства утверждается министром.

      Министерство  возглавляется Министром, назначаемым Президентом по представлению Премьер-министра. Руководитель министерства имеет заместителей – Вице - министров, как правило их 4 (один из которых первый). Они назначаются Правительством по представлению министра., который и распределяет  полномочия между ними. Наиболее общие задачи и полномочия министра регулируются Положением о министре Республики Казахстан от 29 апреля 1999 г.

      Для решения наиболее важных вопросов при  министре создается коллегия министерства, который является консультативно-совещательным органом. Численный и персональный состав коллегии определяется министром. Вопросы выносимые на рассмотрение коллегии решаются голосованием, при этом право решающего голоса имеет министр.

      Структурными  единицами министерства являются департаменты, количество которых и их функции  определяются министром. Департаменты подразделяются на 2 вида: являющиеся юридическим лицом и не являющиеся юридическим лицом. Положения о департаменте являющемся юридическим лицом, а также его Директор назначается Правительством по представлению Министра.

      Департаменты  в свою очередь подразделяются на территориальные и управления.

      Акты  министерства вступают в юридическую  силу с момента утверждения их в форме приказа, подписываемого Министром. Они действуют по территории всего Казахстана в отношении подведомственных ему органов и организации.

      Агентства в отличии от министерств являются более гибкими органами государственного управления и их целями является реализация единой государственной политики на территории республики, а также  наделены функциями межотраслевой координации.

      Статус  Агентства зависит от его подчиненности. В соответствии с Конституционным  законом «О Правительстве Республики Казахстан» под понятием агентства  понимается государственный орган не входящий в состав Правительства. Однако, в соответствии с Указом Президента «О структуре Правительства» от 20 января 1999 года ряд агентств входит в состав Правительства, соответственно их руководители являются членами Правительства.

      Агентства создаются по представлению Премьер - Министра Президентом, соответственно реорганизуются и ликвидируются им.

      Руководители  Агентств непосредственно подчиненных  Президенту назначаются им лично. И  несут индивидуальную ответственность  перед ним.

      В состав Агентства входят департаменты, в том числе и территориальные. Однако, ниже областных они не «спускаются», единственным исключением является АЧС (Агентство по чрезвычайным ситуациям).

            Литература:

  1. Назарбаев Н.А. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной науке. Послание Президента народу Казахстана, 19 марта 2004 г7 // Казправда, 2004, 19 марта
  2. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Общая часть. А., 2002 г.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
  4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
  5. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
  6. Овсянко С.В. Административное право РФ. С., 2002 г.
  7. Дауранов И.Н. Организация государственного управления. Из-во НВШГУ, 1997 г.
  8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекции. М., Юрид. лит-ра, 1997 г.
  9. Тлеубаев К.О. К вопросу о функциях Правительства РК. // Вестник КазНУ, № 3 (35) 2005 г.

                            Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РК от 30 августа 1995т.
  2. «О Президенте Республики Казахстан». Конституционный Закон РК от 26 декабря 1995 г.
  3. «О Правительстве Республики Казахстан». Конституционный Закон РК от 26 декабря 1995 г.
  4. Закон РК «Об административно-территориальном устройстве РК» от 8.12.1993 г (в редакции 11.05.2004 г.)
  5. «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Закон РК от 23 января 2001 г.
  6. «О структуре Правительства Республики Казахстан». Указ Президента от 22 января 1999 г.
  7. Указ президента РК от 7 сентября 1999 г. «Об упорядочение государственных контрольных и надзорных функции.
 

    Лекция  № 6. Местные исполнительные органы власти.

Цель  лекции:  Уяснить  роль и значение местных  исполнительных органов  власти в системе  исполнительной власти РК. 

Задачи  лекции:

  • Рассмотреть правовой статус МИО власти, в частности Акима и акимата
  • Рассмотреть структуру и вопросы организации деятельности акиматов
  • Рассмотреть вопросы взаимодействия акиматов и Акима в иными государственными органами, в том числе и в местными представительными органами власти
 

Основные  термины:

      Аким, Акимат, Маслихат, коллегия, местное государственное  управление, коммунальная собственность, вотум  недоверия, администрация, территориальное  разделение и др. 

      Деятельность  местных исполнительных органов власти регулируется Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 25.04.2001г. Государственное управление на местах осуществляется специально уполномоченным на то должностным лицом – Акимом и акимиатом (местной администрацией). Аким- представитель Президента на местах, политический государственный служащий. К его основным задачам относятся: 1. Обеспечение исполнения Конституций, Законов, Указав Президента и иных правовых актов на порученной ему территории; 2. Обеспечение развития и процветания порученной ему территории.

      Областные Акимы (14), приравненные к ним Акимы  города республиканского значения и  столицы назначаются президентом  по представлению Премьер-Министра. Акимы районов, городов, районные в  городах назначаются областными акимами с согласия Президента. Поселковые акимы избираются местным населением.

      К компетенции Акима и акимата  относятся вопросы обеспечения  населения коммунальными благами, управление коммунальной собственностью, развитие аграрного сектора, развитие предпринимательства, регулирование земельных вопросов, обеспечивает охрану общественного порядка и безопасности, обеспечивают реализацию права граждан на образование и здравоохранение, обеспечивают благотворительной и социальной помощью, а также его культурное развития и др. С согласия акима назначаются руководители территориальных подразделении центральных исполнительных органов.

      Деятельность  Акима контролируется со стороны  местных представительных органов  – маслихата. Маслихат утверждает местный  бюджет, программы развития территории, принимает отчеты об исполнениях и об исполнении бюджета, изменения в расходную часть которого вносятся только с дозволения маслихата. На основании отчета акима маслихат вправе объявить ему ввотум недоверия. Однако, вопрос о снятии решается лицом назначившим акима.

      Аким  подотчетен вышестоящим исполнительным органам (должностным лицам) и маслихату  по вопросам отнесенным законодательством. Аким издает решения и распоряжения. Заместитель акима издает распоряжения.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"