Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:49, лекция
АП - самостоятельная отрасль российского права, объективно связано с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)
относительно молодая отрасль - вторая половина 19 века.
Возникло АП как право "полицейское". 3 фактора обособления:
1. необходимость регламентации общественного порядка в крупных гор
ДЗ: вопр.6-11, зад. 1-5
Гречина Любовь Александровна. Административное право. Экзамен
в понедельник 2пара
Литература: Бахрах Д.Н., Попов Л. Л., Старилов Ю.Н., Конин Н.М., Тихомиров Ю.А., Студеникина М.С.
АП - самостоятельная отрасль российского права, объективно связано с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)
относительно молодая отрасль - вторая половина 19 века.
Возникло АП как право "полицейское". 3 фактора обособления:
1. необходимость регламентации
общественного порядка в
появление полицейских учреждений - "полицейское право"
2. потребность в регламентации гос. управления
Лоренц фон Штейн "право управления"
3. обеспечение реализации прав граждан в сфере гос. управления
появляется термин "административное право"
3 группы отношений:
1. полицейские
2. управленческие
3. административная юстиция (защита прав и свобод граждан)
1917 - 1921 - запрет АП, 1928 - 1937
1938 - реабилитация АП
Совет. АП интересовало только отношения, связанные с гос. управлением.
1) соц. управление: понятие, признаки, виды
2) понятие и признаки гос. управления
3) принципы и функции гос. управления
4) проблемы совершенствования гос. управления, административная реформа
Управление (управлять)- направлять деятельность, руководить кем-либо, чем-либо
Признаки:
1. управление - функция организованных систем различной породы
2. основными элементами являются субъект (управляющий) и объект (управляемый)
3. служит интересам
4. наличие иерархии структуры управления
5. управление неразрывно
связано с информацией, кот.
передаётся через сигналы,
6. управление всегда
7. управление предполагает подчинение объекта субъекту
Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений
Виды: Техническое, Биологическое, Социальное
Соц. управление - общественно-значимая деятельность людей, кот. осуществляется с целью обеспечения и упорядочивания согласованности совместной деятельности людей и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач.
Особенности:
1. система, организация людей
2. совместная деятельность людей для достижения общих целей
3. главным назначением
имеет упорядочивающее
4. управление носит волевой, сознательный характер. соподчинённость воль людей
5. властный характер
6.осуществляется в рамках управленческих отношений.
7. связано с определ. формами, методами, ср-вами воздействия субъекта на объект.
Виды соц. управления:
1. общественное управление
2. религиозное
3. семейное
4. международное
5. муниципальное
6. государственное
Гос. управление - практическая организующая и регулирующая воздействие гос-ва на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочивания, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Широкий смысл - все органы гос. власти
Узкий смысл - спец. субъектами исполнительной власти:
По своему назначению представляет собой вид гос.-властной деятельности, в рамках которой осуществляется исполнительная власть
Признаки:
1. деятельность осуществляется спец. субъектами - органами гос. управления
2. исполнительно-
3. универсальный (непрерывный) характер деятельности
4. предметный характер (гос. власть опирается на обширные территории, контингенты людей, информационные, правовые и иные ресурсы)
5. наличие спец. большого
и иерархического аппарата
6. подзаконный характер управленческой деятельности ( осуществл. в строгом соответствии с законом)
7. издание большого числа подзаконных нпа
Принципы - основополагающие начала, идеи, на которых базируется система, структура и процесс гос. управления
Принципы:
1. верховенство закона
2. народовластие
3. ответственность
4. обеспечение прав и свобод человека и гражданина
5. разделение властей
6. федерализм
7. гласность
8. законность
9. сочетание единоначалия и коллегиальности
10. научность
11. делегирование полномочий
Функции управления - вид деятельности, с помощью которого субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект
Функции:
1. разработка и реализация гос. политики в различных сферах общ. жизни
2. функция по оказанию гос. услуг
3. управление гос. имуществом
4. контроль и надзор
в установленной сфере
1)Предмет АП
2) Метод АП
3) Принципы АП
4) Соотношение АП с другими отраслями права
5) система АП
6) Источники АП
Предмет отрасли - совокупность оо, кот. регулирует та или иная оп.
Особенности:
1. отношения управленческие по своей природе
2. в этих о всегда
присутствует властный субъект,
Важно, что бы в этих отношения властный субъект вступал в связи и по поводу осуществления своей управленческой компетенции
3. наличие публично-правового или гос. интереса
4. характерно множество и разнообразие оо, входящих в предмет АП
3 группы оо:
1) полицейские
2) управленческие
3) административная юстиция
АП - отрасль российской пс, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих оо, кот. возникают в связи и по поводу осуществления гос. управленческой деятельности, охраной общ. порядка, разрешением админ. - прав. споров
Метод отрасли - совокупность способов, приёмов, с помощью которых отрасль регулирует о, входящие в её предмет.
3 средства:
1) предписание
2) запреты
3) дозволение
Предмет отрасли права диктует и ос-ти метода этой отрасли:
1. поскольку АП регулирует управленческие отношения, то для него в большей степени характерно предписание
2. предполагается
3. метод запрета также
может использоваться в
АП отнош. - властеотношения, кот. регулируются чаще всего с помощью метода предписания
1) История: как отрасль права начало формироваться в 19 веке.
3 фактора:
1. необходимость регламентации охраны общественных отношений
2. потребность в регулировании различных аспектов гос. управления
3. требование обеспечения реализации прав граждан в сфере гос. управления
Административное право исторически развивалось как совокупность полицейского и управленческого права, а также административной юстиции. После 1917 развитие данной отрасли приостанавливается, а с 1938 приобретает новую окраску. Советское АП замкнулось на изучении и совершенствовании управленческих общественных отношений. В настоящее время АП находится в стадии реформивания, значение и содержание отрасли пересматриватся с учётом исторической правопреемственности.
2) Гос. управление - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Это реальность, без которой не может работать гос.-властной механизм. Государственное управление в широком смысле осуществляется всеми органами власти.
Задачи:
4) а) гос. и общ. управление
+виды управления
-понятие общ. управление шире, гос. - один из видов общ. управления
б) гос. и религиоз. управление
+виды соц. управления
- разные принципы и методы
в)гос. и муниципальное управление
ДЗ:
тема1 до конца. вопр3-12. зад.2,3,4,,6-8
вопрс. 5-12, зад. 2,3, 7 , 8
Задания:
2)
1.
2. критерии
а. по методу регулирования
б. по предмету
в. субъект
г. принципы
д. источники
е. институты
3)
4) а) гос. и общ. управление
+виды управления
-понятие общ. управление шире, гос. - один из видов общ. управления
б) гос. и религиоз. управление
+виды соц. управления
- разные принципы и методы
в)гос. и муниципальное управление
ДЗ: тема2 источники и нормы АП: вопросы и зад.
принцип АП - выраженные в нормах АП нормативно-руководящие положения, определяющие содержание данной отрасли права, придающие ей целостность и единство
Принципы: Законность, федерализм и единство системы исполн. власти, научная обоснованность, взаимная ответственность гос-ва и граждан, доступность для понимания масс, принцип активного гражданства, гарантированная помощь и защита прав граждан в сфере гос. управления
1. с КП: по предмету
2. соотношение с ГП: по методу правового регулирования
3. с ТП: по предмету и методу
4. с ФинП, ЗемП, ТамП, ЭколП:
5. с УП: предмет
6. с МунП: по уровню управления (федер. \ местн.)
1) как отрасли права:
организованная совокупность нпп, институтов , сведённых в подотрасли
2) как науки и уч. дисциплины:
1. Общая - гос. управление в целом
2. Особенная (отраслевая)
- определяет специфику
- внешние формы выражения АП норм.
НПА
Особенность: разнообразие и множество источников, отсутствие системо-образующего источника, мобильность и изменчивость,
Система источников:
критерии: 1)по уровню принятия
а)международные акты б) федеральные акты в)акты субъектов РФ г)локальные нпа
2) по юридической силе
а)законодательные акты б)подзаконные нпа
Семинар
1)1. О полиции, О гос. служащих, о воинской обязанности
2. Закон субъекта: КоАП Яр. области, о гос. и гражд. службе, о системе органов власти
3. КоАП
4. Указ президента: О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, вопросы министерства обороны
5. Постановление Пленума ВС
6. Устав: ЯрГУ
7. Положение:
8. Инструкция:
9. Правила:
3)КОАП Статья 2.1. Административное правонарушение
ИМПЕРАТИВНАЯ РЕГУЛЯТИВНАЯ
2. Юридическое лицо признается
виновным в совершении
ВОДНЫЙ КОДЕКС
ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ИМПЕРАТИВНАЯ
Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
Статья 1.3. КОАП Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению Российской
Федерации в области
1) общих положений и
принципов законодательства об
административных
2) перечня видов
3) административной
4) порядка производства
по делам об административных
правонарушениях, в том числе
установление мер обеспечения
производства по делам об
5) порядка исполнения
постановлений о назначении
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
Статья 27.6.КОАП Место и порядок содержания задержанных лиц
1. Задержанные лица содержатся
в специально отведенных для
этого помещениях органов,
2. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
3. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.
4) постановление ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2005 г. N 718 О НАГРАЖДЕНИИ ОРУЖИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О НАГРАДАХ И ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ (в ред. Законов г. Москвы от 10.07.2002 N 39, от 22.06.2005 N 29, от 13.12.2006 N 62, от 05.03.2008 N 9, от 02.07.2008 N 31, от 11.11.2009 N 2, от 03.02.2010 N 4)
7 сентября 2010 года N 1099 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ