Лекции по Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:49, лекция

Краткое описание

АП - самостоятельная отрасль российского права, объективно связано с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)
относительно молодая отрасль - вторая половина 19 века.
Возникло АП как право "полицейское". 3 фактора обособления:
1. необходимость регламентации общественного порядка в крупных гор

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 77.36 Кб (Скачать)

ДЗ: вопр.6-11, зад. 1-5

Гречина Любовь Александровна. Административное право. Экзамен

в понедельник 2пара

Литература: Бахрах Д.Н., Попов Л. Л., Старилов Ю.Н., Конин Н.М., Тихомиров Ю.А., Студеникина М.С.

Введение

АП - самостоятельная отрасль  российского права, объективно связано  с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)

относительно молодая  отрасль - вторая половина 19 века.

Возникло АП как право "полицейское". 3 фактора обособления:

1. необходимость регламентации  общественного порядка в крупных  городах

 появление полицейских  учреждений - "полицейское право"

2. потребность в регламентации  гос. управления

Лоренц фон Штейн "право  управления"

3. обеспечение реализации  прав граждан в сфере гос. управления

появляется термин "административное право"

3 группы отношений:

1. полицейские

2. управленческие

3. административная юстиция (защита прав и свобод граждан)

1917 - 1921 - запрет АП, 1928 - 1937

1938 - реабилитация АП

Совет. АП интересовало только отношения, связанные с гос. управлением.

Понятие и содержание гос. управления

1) соц. управление: понятие,  признаки, виды

2) понятие и признаки  гос. управления

3) принципы и функции  гос. управления

4) проблемы совершенствования  гос. управления, административная реформа

1.

Управление (управлять)- направлять деятельность, руководить кем-либо, чем-либо

Признаки:

1. управление - функция организованных  систем различной породы

2. основными элементами являются субъект (управляющий) и объект (управляемый)

3. служит интересам взаимодействия  составляющих ту или иную систему  элементов

4. наличие иерархии структуры  управления

5. управление неразрывно  связано с информацией, кот.  передаётся через сигналы, символы  и др.

6. управление всегда целенаправлено

7. управление предполагает  подчинение объекта субъекту

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений

Виды: Техническое, Биологическое, Социальное

Соц. управление - общественно-значимая деятельность людей, кот. осуществляется с целью обеспечения и упорядочивания согласованности совместной деятельности людей и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач.

Особенности:

1. система, организация  людей

2. совместная деятельность  людей для достижения общих  целей

3. главным назначением  имеет упорядочивающее воздействие  на участников совместной деятельности. при этом обеспечивается согласованность  индивид. действий участников  совместной деятельности, выполняются  общие функции

4. управление носит волевой,  сознательный характер. соподчинённость  воль людей

5. властный характер

6.осуществляется в рамках  управленческих отношений.

7. связано с определ. формами, методами, ср-вами воздействия субъекта на объект.

Виды соц. управления:

1. общественное управление

2. религиозное

3. семейное

4. международное

5. муниципальное

6. государственное

2.

Гос. управление - практическая организующая и регулирующая воздействие гос-ва на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочивания, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Широкий смысл - все органы гос. власти

Узкий смысл - спец. субъектами исполнительной власти:

По своему назначению представляет собой вид гос.-властной деятельности, в рамках которой осуществляется исполнительная власть

Признаки:

1. деятельность осуществляется  спец. субъектами - органами гос. управления

2. исполнительно-распорядительная  деятельность

3. универсальный (непрерывный)  характер деятельности 

4. предметный характер (гос. власть опирается на обширные территории, контингенты людей, информационные, правовые и иные ресурсы)

5. наличие спец. большого  и иерархического аппарата управления  и большого корпуса гос. служащих

6. подзаконный характер  управленческой деятельности ( осуществл. в строгом соответствии с законом)

7. издание большого числа  подзаконных нпа

3. Принципы и функции

Принципы - основополагающие начала, идеи, на которых базируется система, структура и процесс гос. управления

Принципы:

1. верховенство закона

2. народовластие

3. ответственность

4. обеспечение прав и  свобод человека и гражданина

5. разделение властей

6. федерализм

7. гласность

8. законность 

9. сочетание единоначалия  и коллегиальности

10. научность

11. делегирование полномочий

Функции управления - вид деятельности, с помощью которого субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект

Функции:

1. разработка и реализация  гос. политики в различных сферах общ. жизни

2. функция по оказанию  гос. услуг

3. управление гос. имуществом

4. контроль и надзор  в установленной сфере деятельности

4.

Сущность  АП

1)Предмет АП

2) Метод АП

3) Принципы АП

4) Соотношение АП с другими  отраслями права

5) система АП

6) Источники АП

1. Предмет АП

Предмет отрасли - совокупность оо, кот. регулирует  та или иная оп.

Особенности:

1. отношения управленческие  по своей природе

2. в этих о всегда  присутствует властный субъект,  наделённый властными полномочиями

Важно, что бы в этих отношения  властный субъект вступал в связи  и по поводу осуществления своей  управленческой компетенции

3. наличие публично-правового  или гос. интереса

4. характерно множество  и разнообразие оо, входящих в предмет АП

3 группы оо:

1) полицейские

2) управленческие

3) административная юстиция

АП - отрасль российской пс, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих оо, кот. возникают в связи и по поводу осуществления гос. управленческой деятельности, охраной общ. порядка, разрешением админ. - прав. споров

2.

Метод отрасли - совокупность  способов, приёмов, с помощью которых отрасль регулирует о, входящие в её предмет.

3 средства:

1) предписание

2) запреты

3) дозволение

Предмет отрасли права  диктует и ос-ти метода этой отрасли:

1. поскольку АП регулирует  управленческие отношения, то  для него в большей степени  характерно предписание

2. предполагается односторонность  воляизъявления участника отношений (желание или согласие другой стороны на вступление в эти отношения не являются обязательным условием для их изменения, прекращения и появления)

3. метод запрета также  может использоваться в регулировании  предмета АП (админ. ответственность и принуждение)

АП отнош. - властеотношения, кот. регулируются чаще всего с помощью метода предписания

Семинар1

1) История: как отрасль  права начало формироваться в  19 веке.

3 фактора: 

1. необходимость регламентации  охраны общественных отношений

2. потребность в регулировании различных аспектов гос. управления

3. требование обеспечения  реализации прав граждан в  сфере гос. управления

Административное право  исторически развивалось как  совокупность полицейского и управленческого  права, а также административной юстиции. После 1917 развитие данной отрасли  приостанавливается, а с 1938 приобретает  новую окраску. Советское АП замкнулось на изучении и совершенствовании  управленческих общественных отношений. В настоящее время АП находится  в стадии реформивания, значение и содержание отрасли пересматриватся с учётом исторической правопреемственности.

2) Гос. управление - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Это реальность, без которой  не может работать гос.-властной механизм. Государственное управление в широком  смысле осуществляется всеми органами власти.

 

Задачи:

4) а) гос. и общ. управление

+виды управления

-понятие общ. управление  шире, гос. - один из видов общ. управления

б) гос. и религиоз. управление

+виды соц. управления

- разные принципы и  методы

в)гос. и муниципальное управление

 

ДЗ:

тема1 до конца. вопр3-12. зад.2,3,4,,6-8

вопрс. 5-12, зад. 2,3, 7 , 8

Задания:

2)

1.

2. критерии

а. по методу регулирования

б. по предмету

в. субъект

г. принципы

д. источники

е. институты

3)

4) а) гос. и общ. управление

+виды управления

-понятие общ. управление  шире, гос. - один из видов общ. управления

б) гос. и религиоз. управление

+виды соц. управления

- разные принципы и  методы

в)гос. и муниципальное управление

ДЗ: тема2 источники и нормы  АП: вопросы и зад.

лекция:

3. принципы АП

принцип АП - выраженные в нормах АП нормативно-руководящие положения, определяющие содержание данной отрасли права, придающие ей целостность и единство

Принципы: Законность, федерализм и единство системы исполн. власти, научная обоснованность, взаимная ответственность гос-ва и граждан, доступность для понимания масс, принцип активного гражданства, гарантированная помощь и защита прав граждан в сфере гос. управления

4. Соотношение АП с  другими отраслями

1. с КП: по предмету

2. соотношение с ГП: по  методу правового регулирования

3. с ТП: по предмету и  методу

4. с ФинП, ЗемП, ТамП, ЭколП:

5. с УП: предмет

6. с МунП: по уровню управления (федер. \ местн.)

5. Система АП

1) как отрасли права:

организованная совокупность нпп, институтов , сведённых в подотрасли

2) как науки и уч. дисциплины:

1. Общая - гос. управление в целом

2. Особенная (отраслевая) - определяет специфику управления  отдельными отраслями

6. Источники АП

- внешние формы выражения  АП норм.

НПА

Особенность: разнообразие и  множество источников, отсутствие системо-образующего источника, мобильность и изменчивость,

Система источников:

критерии: 1)по уровню принятия

а)международные акты б) федеральные  акты в)акты субъектов РФ г)локальные  нпа

2) по юридической силе

а)законодательные акты б)подзаконные  нпа

Семинар

1)1. О полиции, О гос. служащих, о воинской обязанности

2. Закон субъекта: КоАП Яр. области, о гос. и гражд. службе, о системе органов власти

3. КоАП

4. Указ президента: О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, вопросы министерства обороны

5. Постановление Пленума  ВС 

6. Устав: ЯрГУ

7. Положение: 

8. Инструкция:

9. Правила:

3)КОАП Статья 2.1. Административное правонарушение

ИМПЕРАТИВНАЯ  РЕГУЛЯТИВНАЯ

2. Юридическое лицо признается  виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим  Кодексом или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность,  но данным лицом не были  приняты все зависящие от него  меры по их соблюдению.

 

ВОДНЫЙ КОДЕКС

 

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ИМПЕРАТИВНАЯ

Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения  водного законодательства

 

1. Лица, причинившие вред водным  объектам, возмещают его добровольно  или в судебном порядке.

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ

Статья 1.3. КОАП Предметы ведения  Российской Федерации в области  законодательства об административных правонарушениях

 

1. К ведению Российской  Федерации в области законодательства  об административных правонарушениях  относится установление:

1) общих положений и  принципов законодательства об  административных правонарушениях;

2) перечня видов административных  наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной  ответственности за нарушение  правил и норм, предусмотренных  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

4) порядка производства  по делам об административных  правонарушениях, в том числе  установление мер обеспечения  производства по делам об административных  правонарушениях;

5) порядка исполнения  постановлений о назначении административных  наказаний.

 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ

Статья 27.6.КОАП Место и  порядок содержания задержанных  лиц

 

1. Задержанные лица содержатся  в специально отведенных для  этого помещениях органов, указанных  в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

2. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

3. Несовершеннолетние, в  отношении которых применено  административное задержание, содержатся  отдельно от взрослых лиц.

 

4) постановление  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2005 г. N 718 О НАГРАЖДЕНИИ ОРУЖИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О НАГРАДАХ И ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ (в ред. Законов г. Москвы от 10.07.2002 N 39, от 22.06.2005 N 29, от 13.12.2006 N 62, от 05.03.2008 N 9, от 02.07.2008 N 31, от 11.11.2009 N 2, от 03.02.2010 N 4)

7 сентября 2010 года N 1099 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация о работе Лекции по Административное право