Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:49, лекция
АП - самостоятельная отрасль российского права, объективно связано с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)
относительно молодая отрасль - вторая половина 19 века.
Возникло АП как право "полицейское". 3 фактора обособления:
1. необходимость регламентации общественного порядка в крупных гор
1)Право - мера возможного дозволенного поведения гражданина
Абсолютные (безусловные) - гражданин осуществляет самостоятельно без согласия на то властного субъекта,
относительные (условные)- требуется разрешение властного субъекта
2)Обязанности - мера необходимого, должного, требуемого поведения гражданина
Абсолютные - возлагаются на каждого гражданина \ относительные - из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими, а также из правонарушений
3)Гарантии - система средств, кот. устанавливаются гос-вом для создания необходимых условий реализации прав и свобод граждан
4) Ответственность - возникает в случаях не исполнения обязанностей
Гражданин обладает определённым правовым свойством - административной правосубъектностью (А право\дее\деликто- способности)
Правоспособность - признаваемая законом за гражданином воз-ть быть субъектом АП
Дееспособность - предусмотренная правом способность субъекта лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и нести обязанности в сфере гос. управления
Частичная дееспособность
Деликтоспособность - предусмотренная правом способность субъекта лично нести юр. ответственность за совершённое АПН
Суть в том, что став добровольно \ по-принуждению субъектом того или иного спец. статуса гражданин приобретает для себя дополнительные права, льготы и об-ти либо на него налагаются доп. ограничения
1. статус членов администр. коллективов. субъекты: обучающиеся, гос. служащие.
Ос-ть: субъекты приобретают комплекс прав и об-тей, в т.ч. воз-ть привлечения к дисциплинар. ответственности по нормам АП
2. статус административной опеки (инвалиды, чеченцы)
субъекты приобретают дополнительные права и льготы
3. статус жителей территорий с особым АП режимом (граница, ЧП)
дополнительные обязанности и ограничения
4. статус субъектов
лица получили спец. разрешение на реализацию того или иного права
субъекты приобретают спец. право + дополнительные об-ти, связанные с осуществлением данного права, расширение деликтоспообности
ФЗ "О правовом положении иностранных граждан"
Закон "О гражданстве"
Правосубъектность иностранцев уже граждан РФ: ограничения в правах - право избирать и быть избранным, об-ти равные, кроме защиты Отечества
Деликтоспособность одинакова
1. защита прав граждан от действий других граждан
2. защита от субъектов власти
Конституция ст.33 "Право граждан на обращение"
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в ОГВ и оМСУ
Данная конституционная норма находит своё дальнейшее развитие в ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" 2мая 2006 года
Обращение гражданина - направленные в гос. орган, орган МСУ или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа
Классификация обращений:
1)по субъектам:
а)индивидуальные
б)коллективные
2)по форме:
а)устные
б)письменные
в)в форме электронного документа
3)по адресату:
а)ОГВ
б)оМСУ
в)ДЛ
4)по содержанию:
а)предложения
б)заявления
в)жалоба п.2-4
обращение - предложение по улучшению
ф
жалоба - просьба о восстановлении нарушенных прав
Порядок подачи и рассмотрения обращений:
право на обращение имееют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства
граждане могут обращаться лично (ст.13 закона)
принятие и рассмотрение в срок обращений граждан - обязанность органов и должностных лиц
(ответственность)
гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или ДЛ, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов
В случае, если гражданин обратился "не по адресу", такое обращение в течение 7 дней должно быть направлено в компетентный орган (по-подведомственности)
Обязательный реквизит обращения - ст.7
анонимные обраще
права гражданина предусмотрены ст.5
нет сроков для подачи обращения
письменное заявление рассматривается в течение 30 днейния не рассматриваются
возможно прпринятие решения должностным лицом о без основательности очередного рассмотрения, на которые ему давались многократно ответы по существу
мотивированный ответ по существу
право гражданина на жалобу
жалоба - просьба гражданина о восстановлении ил и защите его нарушенных прав, либо прав своб и интересов других лиц
Виды жалоб:
1)по правовым признакам:
а)общая
б)специальная
2)в зависимости от способа обжалования:
а)административные
б)судебные
3)по субъектам, подающим жалобу:
а)индивидуальные
б)коллективные
4)по форме
устные, письменные, эл. документ
ДЗ: 12-19, зад.6-8
право абсолютное, неограниченное, неотчуждаемое
Общая характеристика права жалобы:
1. круг лиц права
(обжалуются любые действия, решения органов и ДЛ)
в порядке, предсмотренном подразделом3 раздела2 ГПК в суде рассматриваются жалобы на решения только органов ГВ, МСУ, ДЛ, гос.\мун. служащего
органы или ДЛ обязаны рассмотреть жалобу в установленные сроки
по жалубе обязательно выносится решение (мотивированное и обоснованное)
решение по жалобе является обязательным для всех органов и организаций, а также ДЛ, граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ
закон предусматривает альтернативный порядок обжалования
Ос-ти Администр. и суд. порядка обжалования:
Критерий: |
Админ. порядок: |
Суд. порядок: |
1)охр., внеаппарат., вертик., защ. в суд. пор., матер., краткосрочн.
2)регул., внеаппарат., вертик., краткосрочн., матер.
3)регулят., внутриаппарат., вертик., материал.
4) охранит., внеаппарат., вертикал., материал.
5)регулят., внеаппарат., горизонт.
6) регулятивн., горизонт.
7)регулят., внеаппарат., горизонт.
8)регулят., внутриаппарат., вертикал.
9)регулятив., вертикал.
10)регулят., внутриаппарат., вертик.
1)событие, правоОБРАЗУЮЩЕЕ
2)деяние (действие), поступок, правообразующ. (акт)
3) действие, неправомерное, админ. правонарушение
4)действие, акт, правообразующие
5)действие, акт, правообразующее
6)событие, правообразующее
7)событие, правопрекращающие
Событие, т.к. не зависит от воли людей
объекты: наводнение
содержание: борьба с наводнением
ДЗ: зад.4, тема граждане: общий\спец. статусы\статус ин.граждан вопрс.1-11, зад. 1-5
Административный порядок |
Судебный порядок | |
1)Нормативная база |
ФЗ 2006г. |
ФЗ "Об обжаловании в суд", ГПК РФ |
2)Адресат |
Орган \ должностное лицо, в компетенцию которого входит решение поставленного в жалобе вопросов |
Суд |
3) Сроки подачи |
Не установлены |
3 месяца - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права 1 месяц - со дня получения гражданином отказа удовлетворении жалобы органом или должностном лицом 1 месяц - со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ |
4) Форма жалобы |
Три формы |
Только письменная форма |
5)Сроки рассмотрения жалобы |
30 дней со дня регистрации + продление не более чем на 30 дней |
10 дней, в ВС - 2 месяца |
6)Решение по жалобе |
Устное \ письменное |
письменное |
7)Количество обращений |
Судья отказывает в принятии жалобы, если имеется решение суда, принятое по жалобе по данному делу и вступившее в законную силу |
ограниченный круг субъектов, которые вправе её подавать
сокращённые сроки для подачи и рассмотрения жалобы
особый порядок рассмотрения жалобы:
1)стадия первичной обработки жалобы
2)стадия рассмотрения жалобы
3)принятие решения по жалобе
1)понятие и правовой статус органов исполнительной власти
2)классификация органов
3)президент РФ
4)Правительство РФ
5) Система федер. органов исполнит. власти
6)Органы исполнит. власти субъектов РФ
ОИВ - часть системы органов гос. власти, учрежденная для исполнения и обеспечения законов и иных нпа, реализации функции гос. управления во всех сферах гос-ва и общества посредством использования спец. форм и методов осуществления управленческих действий, обладающих соответств. структурой, компетенцией, гос.-властными полномочиями и штатом гос. служащих
1)часть органов гос. власти РФ
2)организац.-функцион. и юридически обособленное учреждение
3)является органом гос. управления
4)сложно-организованный разветвлённый механизм, строящийся по иерархическому принципу
5)образуется вышестоящими органами, подконтрольны и подотчётны им
6)их образование, структура,
порядок деятельности, в основном,
регламентируется нормами
Общая характеристика АП-статуса органов:
2)компетенция
3)относит. юрид. самостоятельность
4)обладают гос.-властными полномочиями по изданию и реализации правовых норм
5)являются юридическими лицами
6)права гарантированы Конституцией РФ, Конституциями и уставами субъектов
7)определ. механизм ответственности органов
1)от федератив. устройства:
2 уровня власти
2)по характеру компетенции:
1. общей компетенции
2.отраслевой компетенции
3. межотраслевой компетенции
4. внутриотраслевые
3)по порядку разрешения подведомственных вопросов:
1.коллегиальные
2. единоначальные
4)по организационно - правовым формам:
1.правительство
2. администрация
3. комитеты
4. службы
5. министерства
6. департаменты
7.инспекции...
5)...
глава4 К РФ
глава 6 Конституции
ФКЗ "О правительстве"
высший орган исполнительной власти, возглавляет систему федер. органов исполнит. власти
коллегиальный орган общей компетенции
председатель, заместитель, фед. министры
постановления и распоряжения
разграничение полномочий между федерацией и субъектами
РФ: установление системы фед.органов исполнит. власти, порядка их организации и деятельности, формирования,
система и структура - необходимо различать:
система - совокупность органов и взаимосвязь между ними
структура - внутр. устройство, организация
стабильность (функции и орган.-прав.формы), динамизм
Система определяется указом президента РФ "О системе и структуре ...":
федер. министерства, службы, агентства
Министерство - фед. орган исполнит. власти, осуществляющий функции по выработке гос. политике и нормат.-правовому регулированию. возглавляется министром
функции:
1)выработка гос. политики в установл. сфере деятельности
2)нормат.-прав. регулирование
3)координация и контроль
деятельности находящихся в
Фед. службы - фед. орган исполнит. власти, осуществляющ. функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. возглавляется директором фед. службы
функции:
1)контрольно-надзорные функции
2) издание индивид.-прав. актов
Федеральные агентства - федер. орган исполнит. власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию юридических услуг, по управлению гос. имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору
функции:
1)оказание юр. услуг
2)управление гос. имуществом
по делам молодежи, строительству, коммунальной связи, рыболовству,
ведение:
министерства - президент \ правительство
агентства \ службы- президент \ правительство \ министерство
устанавливается ими самостоятельно в соответствие с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов исполнительной власти РФ
губернатор , правительство: зам.губер., аппарат, иные органы исполнит. власти области (департаменты, инспекции, агентства)
губернатор -высшее должностное лицо области, руководитель правительства области, замещает гос. должность РФ, избирается гражданами РФ, проживающими на территории области на основе избир. права,
требования: гражданство РФ, 30 лет,
срок полномочий: 5 лет, ограничение - не более 2х сроков подряд
полномочия:
форма осуществлений полномочий: указы и распоряжения
Правительство - постоянно действующий высший исполнительный орган исполнительной власти области. руководитель - губернатор (формируется им)
правительство является ЮЛ
полномочия
ДЗ: зад.8, ОИВ: все вопросы и задачи
15 ноября - олимпиада по избир. праву