Лекции по Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:49, лекция

Краткое описание

АП - самостоятельная отрасль российского права, объективно связано с таким явлением как administratio (служба, подчинение, деятельность под руководством)
относительно молодая отрасль - вторая половина 19 века.
Возникло АП как право "полицейское". 3 фактора обособления:
1. необходимость регламентации общественного порядка в крупных гор

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 77.36 Кб (Скачать)

1)Право - мера возможного дозволенного поведения гражданина

Абсолютные (безусловные) - гражданин  осуществляет самостоятельно без согласия на то властного субъекта,

относительные (условные)- требуется  разрешение властного субъекта

2)Обязанности - мера необходимого, должного, требуемого поведения гражданина

Абсолютные - возлагаются  на каждого гражданина \ относительные - из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими, а также из правонарушений

3)Гарантии - система средств, кот. устанавливаются гос-вом для создания необходимых условий реализации прав  и свобод граждан

4) Ответственность - возникает в случаях не исполнения обязанностей

Гражданин обладает определённым правовым свойством - административной правосубъектностью (А право\дее\деликто- способности)

Правоспособность - признаваемая законом за гражданином воз-ть быть субъектом АП

Дееспособность - предусмотренная правом способность субъекта лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и нести обязанности в сфере гос. управления

Частичная дееспособность

Деликтоспособность - предусмотренная правом способность субъекта лично нести юр. ответственность за совершённое АПН

2. Спец. АП статусы

Суть в том, что став добровольно \ по-принуждению субъектом того или иного спец. статуса гражданин приобретает для себя дополнительные права, льготы и об-ти либо на него налагаются доп. ограничения

1. статус членов администр. коллективов. субъекты: обучающиеся, гос. служащие.

Ос-ть: субъекты приобретают комплекс прав и об-тей, в т.ч. воз-ть привлечения к дисциплинар. ответственности по нормам АП

2. статус административной  опеки (инвалиды, чеченцы)

субъекты приобретают  дополнительные права и льготы

3. статус жителей территорий  с особым АП режимом (граница, ЧП)

дополнительные обязанности  и ограничения

4. статус субъектов разрешительной  системы

лица получили спец. разрешение на реализацию того или иного права

субъекты приобретают  спец. право + дополнительные об-ти, связанные с осуществлением данного права, расширение деликтоспообности

3. Ос-ти АП статуса иностранных граждан

ФЗ "О правовом положении  иностранных граждан"

Закон "О гражданстве"

Правосубъектность иностранцев  уже граждан РФ: ограничения в  правах - право избирать и быть избранным, об-ти равные, кроме защиты Отечества

Деликтоспособность одинакова

4. Право граждан на  обращение в органы гос. власти

1. защита прав граждан  от действий других граждан

2. защита от субъектов  власти

Конституция ст.33 "Право  граждан на обращение"

Граждане имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения  в ОГВ и оМСУ

Данная конституционная  норма находит своё дальнейшее развитие в ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" 2мая 2006 года

Обращение гражданина - направленные в гос. орган, орган МСУ или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа

Классификация обращений:

1)по субъектам:

а)индивидуальные

б)коллективные

2)по форме:

а)устные

б)письменные

в)в форме электронного документа

3)по адресату:

а)ОГВ

б)оМСУ

в)ДЛ

4)по содержанию:

а)предложения

б)заявления

в)жалоба п.2-4

 

обращение - предложение по улучшению

ф

жалоба - просьба о восстановлении нарушенных прав

Порядок подачи и рассмотрения обращений:

право на обращение имееют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства

 

граждане могут обращаться лично (ст.13 закона)

принятие и рассмотрение в срок обращений граждан - обязанность  органов и должностных лиц

(ответственность)

гражданин направляет письменное обращение непосредственно в  тот орган или ДЛ, в компетенцию  которого входит решение поставленных в обращении вопросов

 

В случае, если гражданин обратился "не по адресу", такое обращение в течение 7 дней должно быть направлено в компетентный орган (по-подведомственности)

Обязательный реквизит обращения - ст.7

анонимные обраще

права гражданина предусмотрены  ст.5

нет сроков для подачи обращения

 

письменное заявление  рассматривается в течение 30 днейния не рассматриваются

возможно прпринятие решения должностным лицом о без основательности очередного рассмотрения, на которые ему давались многократно ответы по существу

мотивированный ответ  по существу

 

право гражданина на жалобу

 

жалоба - просьба гражданина о восстановлении ил и защите его  нарушенных прав, либо прав своб и интересов других лиц

 

Виды жалоб:

 

1)по правовым признакам:

а)общая

б)специальная

 

 

2)в зависимости от способа  обжалования:

а)административные

б)судебные

 

3)по субъектам, подающим  жалобу:

 

а)индивидуальные

б)коллективные

4)по форме

устные, письменные, эл. документ

ДЗ: 12-19, зад.6-8

Общее право жалобы

право абсолютное, неограниченное, неотчуждаемое

Общая характеристика права  жалобы:

1. круг лиц права неограниченнеограниченно по содержанию

(обжалуются любые действия, решения органов и ДЛ)

 

в порядке, предсмотренном подразделом3 раздела2 ГПК в суде рассматриваются жалобы на решения только органов ГВ, МСУ, ДЛ, гос.\мун. служащего

органы или ДЛ обязаны  рассмотреть жалобу в установленные  сроки

по жалубе обязательно выносится решение (мотивированное и обоснованное)

 

решение по жалобе является обязательным для всех органов и  организаций, а также ДЛ, граждан  и подлежит исполнению на всей территории РФ

закон предусматривает альтернативный порядок обжалования

 

Ос-ти Администр. и суд. порядка обжалования:

Критерий:

Админ. порядок:

Суд. порядок:


 

ДЗ Правоотношения

2.

1)охр., внеаппарат., вертик., защ. в суд. пор., матер., краткосрочн.

2)регул., внеаппарат., вертик., краткосрочн., матер.

3)регулят., внутриаппарат., вертик., материал.

4) охранит., внеаппарат., вертикал., материал.

5)регулят., внеаппарат., горизонт.

6) регулятивн., горизонт.

7)регулят., внеаппарат., горизонт.

8)регулят., внутриаппарат., вертикал.

9)регулятив., вертикал.

10)регулят., внутриаппарат., вертик.

3.

1)событие, правоОБРАЗУЮЩЕЕ

2)деяние (действие), поступок, правообразующ. (акт)

3) действие, неправомерное,  админ. правонарушение

4)действие, акт, правообразующие

5)действие, акт, правообразующее

6)событие, правообразующее

7)событие, правопрекращающие

4.

Событие, т.к. не зависит от воли  людей

объекты: наводнение

содержание: борьба с наводнением

ДЗ: зад.4, тема граждане: общий\спец. статусы\статус ин.граждан вопрс.1-11, зад. 1-5

Админ. и судеб. порядки подачи жалоб

 

Административный порядок

Судебный порядок

1)Нормативная база

ФЗ 2006г.

ФЗ "Об обжаловании в суд", ГПК  РФ

2)Адресат

Орган \ должностное лицо, в компетенцию  которого входит решение поставленного  в жалобе вопросов

Суд

3) Сроки подачи

Не установлены

3 месяца - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права

1 месяц - со дня получения гражданином отказа удовлетворении жалобы органом или должностном лицом

1 месяц - со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ

4) Форма жалобы

Три формы

Только письменная форма

5)Сроки рассмотрения жалобы

30 дней со дня регистрации + продление  не более чем на 30 дней

10 дней, в ВС - 2 месяца

6)Решение по жалобе

Устное \ письменное

письменное

7)Количество обращений

 

Судья отказывает в принятии жалобы, если имеется решение суда, принятое по жалобе по данному делу и вступившее в законную силу


 

Специальное право жалобы

ограниченный круг субъектов, которые вправе её подавать

сокращённые сроки для  подачи и рассмотрения жалобы

особый порядок рассмотрения жалобы:

1)стадия первичной обработки  жалобы

2)стадия рассмотрения  жалобы

3)принятие решения по  жалобе

Органы  исполнительной власти как субъекты АП

1)понятие и правовой  статус органов исполнительной  власти

2)классификация органов

3)президент РФ

4)Правительство РФ

5) Система федер. органов исполнит. власти

6)Органы исполнит. власти  субъектов РФ

1. понятие и правовой  статус органов исполн. власти

ОИВ - часть системы органов гос. власти, учрежденная для исполнения и обеспечения законов и иных нпа, реализации функции гос. управления во всех сферах гос-ва и общества посредством использования спец. форм и методов осуществления управленческих действий, обладающих соответств. структурой, компетенцией, гос.-властными полномочиями и штатом гос. служащих

1)часть органов гос. власти РФ

2)организац.-функцион. и юридически обособленное учреждение

3)является органом гос. управления

4)сложно-организованный разветвлённый механизм, строящийся по иерархическому принципу

5)образуется вышестоящими  органами, подконтрольны и подотчётны  им

6)их образование, структура,  порядок деятельности, в основном, регламентируется нормами конституционного  и административного права

Общая характеристика АП-статуса органов:

2)компетенция

3)относит. юрид. самостоятельность

4)обладают гос.-властными полномочиями по изданию и реализации правовых норм

5)являются юридическими  лицами

6)права гарантированы  Конституцией РФ, Конституциями  и уставами субъектов

7)определ. механизм ответственности органов

2. Классификация органов  исполнит. власти

1)от федератив. устройства:

2 уровня власти

2)по характеру компетенции:

1. общей компетенции

2.отраслевой компетенции

3. межотраслевой компетенции

4. внутриотраслевые

3)по порядку разрешения  подведомственных вопросов:

1.коллегиальные

2. единоначальные

4)по организационно - правовым  формам:

1.правительство

2. администрация

3. комитеты

4. службы

5. министерства

6. департаменты

7.инспекции...

5)...

3. Президент РФ

глава4 К РФ

4. Правительство РФ

глава 6 Конституции

ФКЗ "О правительстве"

высший орган исполнительной власти, возглавляет систему федер. органов исполнит. власти

коллегиальный орган общей  компетенции

председатель, заместитель, фед. министры

постановления и распоряжения

Система федер. органов исполнит. власти

разграничение полномочий между  федерацией и субъектами

РФ: установление системы  фед.органов исполнит. власти, порядка их организации и деятельности, формирования,

система и структура - необходимо различать:

система - совокупность органов  и взаимосвязь между ними

структура - внутр. устройство, организация

стабильность (функции и  орган.-прав.формы), динамизм

Система определяется указом президента РФ "О системе и  структуре ...":

федер. министерства, службы, агентства

Министерство - фед. орган исполнит. власти, осуществляющий функции по выработке гос. политике и нормат.-правовому регулированию. возглавляется министром

функции:

1)выработка гос. политики в установл. сфере деятельности

2)нормат.-прав. регулирование

3)координация и контроль  деятельности находящихся в его  ведении фед. служб и агентств

Фед. службы - фед. орган исполнит. власти, осуществляющ. функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. возглавляется директором фед. службы

функции:

1)контрольно-надзорные функции

2) издание индивид.-прав. актов

Федеральные агентства - федер. орган исполнит. власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию юридических услуг, по управлению гос. имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору

функции:

1)оказание юр. услуг

2)управление гос. имуществом

по делам молодежи, строительству, коммунальной связи, рыболовству,

 

ведение:

министерства - президент \ правительство

агентства \ службы- президент \ правительство \ министерство

Органы исполнительной власти субъектов РФ

устанавливается ими самостоятельно в соответствие с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов исполнительной власти РФ

губернатор , правительство: зам.губер., аппарат, иные органы исполнит. власти области (департаменты, инспекции, агентства)

губернатор -высшее должностное  лицо области, руководитель правительства  области, замещает гос. должность РФ, избирается гражданами РФ, проживающими на территории области на основе избир. права,

требования: гражданство  РФ, 30 лет,

срок полномочий: 5 лет, ограничение - не более 2х сроков подряд

полномочия:

форма осуществлений полномочий: указы и распоряжения

Правительство - постоянно  действующий высший исполнительный орган исполнительной власти области. руководитель - губернатор (формируется  им)

правительство является ЮЛ

полномочия

ДЗ: зад.8, ОИВ: все вопросы и задачи

ОЛИМПИАДА

15 ноября - олимпиада по  избир. праву

Информация о работе Лекции по Административное право