Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование государственного регулирования деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербурга).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть эволюцию роли и функций общественных объединений;
 рассмотреть общественные объединения в системе норм международного права;

Оглавление

Введение..................................................................................................
Глава 1 Общественное объединение как институт гражданского общества...................................................................................................
1.1Эволюция роли и функций общественных объединений.......
1.2 Общественные объединения в системе норм международного права……………………………………………
Вывод………………………………………………………………..
Глава 2 Деятельность общественных объединений в современной России............................................................................................
2.1 Регулирование деятельности общественных объединений
в Российской Федерации..............................................................
2.2 Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении общественных объединений...........................................................
Вывод………………………………………………………………..
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы .....................................................
Приложение....................................................................................................
1. Устав Санкт-Петербургского Союза дизайнеров............................
2. Петербургская Биеннале дизайна «Модулор».................................
3. Ежегодная выставка «Путешествие в Россию».................................
4. Выставка творческих работ молодых дизайнеров в ЛенЭкспо........
5. Проект Молодежного Дома творчества..........................................
6. Выставки в залах СПб СД...............................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Машкова Ольга(2).doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Закон Санкт-Петербурга «О государственной  поддержке общественных объединений  ветеранов войны и труда, инвалидов и жертв политических репрессий» обеспечивает создание благоприятных условий для деятельности общественных объединений ветеранов войны и труда, инвалидов и жертв политических репрессий Санкт-Петербурга и реализации Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста 
и инвалидов» в Санкт-Петербурге.

      Закон «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга» закрепляет гарантии правовой и социальной защищенности молодежи 
и общие цели, понятия, порядок, принципы и формы поддержки молодежи 
и осуществления молодежной политики с участием органов государственной власти, граждан, организаций, молодежных и детских общественных объединений Санкт-Петербурга.

     Государственная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, осуществляющих поддержку молодежи, оказывается  в Санкт-Петербурге 
в следующих формах:46

      - целевое финансирование отдельных  общественно полезных программ молодежных и детских общественных объединений

      - предоставление в соответствии  с действующим законодательством  льгот по уплате налогов, иных  сборов и платежей в пределах  сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга;

      - предоставление компенсаций по оплате коммунальных услуг;

      - предоставление в безвозмездное  пользование либо в аренду 
на льготных условиях, в том числе по ставкам арендной платы, установленным для государственных учреждений социальной сферы, помещений государственного нежилого фонда, а также предоставление 
в пользование имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;

      - иные формы государственной поддержки  Санкт-Петербурга, установленные законами  Санкт-Петербурга

      Порядок и условия предоставления указанной  государственной поддержки устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга, если иное не установлено законами Санкт-Петербурга

      Закон «О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы» направлен  на регулирование правоотношений, возникающих  при выделении из бюджета Санкт-Петербурга средств в виде грантов на производство и размещение социальной рекламы.

     Гранты  могут быть предоставлены для  реализации в Санкт-Петербурге проектов по следующим направлениям:47

      - профилактика СПИДа, туберкулеза  и других опасных инфекционных заболеваний;

      - профилактика наркомании, алкоголизма,  токсикомании, табакокурения;

      - профилактика преступлений против  личности;

      - защита прав потребителей, в том  числе защита от недобросовестной  рекламы;

      - поддержание чистоты и благоустройство;

      - гармонизация межнациональных отношений  и формирование толерантного  сознания в области межнациональных  отношений;

     - профилактика демографического  кризиса, укрепление семейных  ценностей;

     - патриотическое воспитание, укрепление  воинских и гражданских традиций.

      12 февраля 2008 года на заседании  Правительства принята Концепция  взаимодействия исполнительных  органов государственной власти 
Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008-2011 годы.

      Принятая  Концепция определяет основные направления  деятельности органов власти Санкт-Петербурга по созданию условий для развития общественно-государственного партнерства  как системы отношений между государственной властью и гражданским обществом, обеспечивающей соблюдение прав, свобод и реализацию законных интересов жителей города при формировании и осуществлении государственной политики 
Санкт-Петербурга. Концепция предусматривает, в частности, создание консультативных советов при исполнительных органах власти города, 
а также совершенствование механизмов предоставления грантов общественным объединениям. Реализация Концепции будет способствовать повышению социальной активности горожан.

      Также был принят план мероприятий по исполнению положений Концепции, в числе которых предусмотрены разработка методических рекомендаций о порядке создания и функционирования советов при исполнительных органах власти города, проведения ярмарки социальных проектов и программ общественных объединений под названием «Петербуржцы-Петербургу», создание единой электронной базы данных общественных объединений и некоммерческих организаций, издание ежеквартального печатного издания, посвященного общественно-государственному партнерству.

      Основными формами взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными  объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями  в являются:48

      - участие общественных объединений  и иных негосударственных некоммерческих организаций в подготовке общественно значимых решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

     - мониторинг общественными объединениями  и иными негосударственными некоммерческими  организациями процесса 
и результатов реализации общественно значимых решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

     - общественное обсуждение проектов  нормативных правовых актов исполнительных  органов государственной власти;

     - совместные мероприятия и информационный обмен;

     - участие общественных объединений  и иных негосударственных некоммерческих  организаций в реализации социальной  политики 
Санкт-Петербурга и государственная поддержка их деятельности.

     Развитие  партнерства обеспечивается за счет расширения участия общественных объединений в разработке и реализации государственной политики Санкт-Петербурга по ряду направлений.

     Реализация  Концепции позволит активизировать процессы самоорганизации гражданского общества, обеспечить развитие общественного  самоуправления и механизмов общественного контроля, повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями, что позитивно отразится на качестве социальных услуг, предоставляемых жителям Санкт-Петербурга.

      Над объемистой концепцией целых два  года работали специалисты нескольких комитетов Смольного, центра «Стратегия»  и ряда самих некоммерческих структур. Чтобы предметно отшлифовать  цели и задачи общественно-государственного партнерства, найти приемлемые формы взаимодействия органов власти и неформальных организаций, проводились многочисленные общественные слушания, заседания экспертных советов, всевозможных рабочих групп и т. д. В итоге и родилась концепция, призванная к 2011 году не только четко структурировать 
все многочисленные общественные объединения горожан, но и наладить 
их конструктивное взаимодействие с районными администрациями 
и профильными комитетами исполнительной власти на благо города 
и горожан.

      Председатель  Совета при Президенте Российской Федерации 
по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э.А.Памфилова в своем выступлении оценила принятие Концепции как большой вклад в развитие общественно-государственного партнерства 
в России, и опыт Петербурга, по её словам, будет востребован как на федеральном уровне, так и в регионах49.

      Губернатор  Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко подчеркнула, 
что принятая Концепция закладывает основу сотрудничества, партнерских отношений государственной власти и общественных объединений. «Огромный потенциал заложен в общественных объединениях 
и некоммерческих организациях, - отметила В.И.Матвиенко,- но он пока 
не востребован в полной мере. Мы партнеры, и должны разговаривать 
на равных. Нужно использовать общественную инициативу, чтобы петербуржцы могли активно участвовать в жизни города»50.

      Принципы  организации взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной  власти Санкт-Петербурга:

      Партнерство – взаимодействие равноправных сторон для достижения общей цели на основе документов, в которых прописаны их права, обязанности и ответственность.      

      Качество - оказание качественных услуг обеспечивается сопричастностью представителей органов  власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, бизнес сообщества к конечному результату; каждый  ощущает ответственность за результат.

      Открытость  – доступность и понятность информации 
для общественного ознакомления, обсуждения и контроля за деятельностью органов власти и местного самоуправления, общественных объединений 
и некоммерческих организаций, бизнес сообщества. Все стороны взаимодействия действуют гласно.

     Дальнейшее  развитие взаимоотношений НКО и  власти (после 2011 года) должно привести к тому, что:

  1. Горожане предпочтут через участие в НКО решать проблемы своих взаимоотношений с властями.
  2. Получают массовое развитие (признание и поддержку) организации 
    по месту жительства («соседские организации»), а также тематические сообщества без регистрации.
  3. Горожане участвуют в благотворительности и волонтерских программах и склонны больше доверять НКО.
  4. Сектор НКО постепенно становится саморегулируемым; развиваются механизмы общественного контроля деятельности НКО.
  5. По мере укрепления механизмов саморегулирования появляются новые возможности для участия представителей НКО в процессах государственного и муниципального управления, расширяются объемы финансовой и иной поддержки, причем условия конкурсов позволяют учитывать добровольную «сертификацию» НКО.
  6. Значительная часть НКО присоединилась к одному или нескольким «кодексам этичного поведения», на основании которых формируются более детальные профессиональные стандарты и механизмы проверки их соблюдения.
  7. Реестры молодежных, экологических и прочих НКО, создаваемые 
    с целью отбора организаций для оказания поддержки, формируются 
    на основе саморегулирования (отбор производят не чиновники, 
    а сообщество НКО, для чего разработаны соответствующие критерии 
    и механизмы).
  8. Развита Интернет-инфраструктура для взаимодействия НКО и органов власти, в частности, созданы и легализованы Интернет платформы для самоотбора представителей НКО для участия в различных консультативных советах и форумах.
  9. Деятельность всех консультативных (общественных) советов носит открытый характер; созданы соответствующие типовые положения, определена ответственность.
  10. Разработан специальный формат и осуществляются мероприятия 
    по обсуждению стратегических городских программ, бюджета и пр. 
    с НКО.
  11. Через отлаженный механизм самоотбора представители НКО получают возможность участвовать ключевых событиях городской политической жизни (оглашения послания губернатора, форумы и пр.).
  12. НКО и соседские организации активно участвуют в делах местного самоуправления, в частности, в контроле за бюджетом, реализацией программ благоустройства и пр. Получают полномочия от органов местного самоуправления.
  13. НКО являются для горожан признанным источником информации 
    о проблемах города, городского управления и деятельности органов власти, в частности, через механизм специальных запросов. Специальный запрос – это запрос к органу власти в интересах неопределенного круга лиц. Законом закреплены обязанности органов государственной власти СПб по подготовке ответов, которые, например, должны быть размещены на официальном сайте, опубликованы и пр.
  14. НКО получают право проводить тематические слушания, на которые обязаны приезжать чиновники, ответственные за решение обсуждаемой проблемы. Создан механизм назначения слушаний, приглашения и пр.
  15. Обсуждается право законодательной инициативы для НКО 
    и возможность передачи им значительного перечня публичных функций органов власти на основе саморегулирования.

     В ряду общественных организаций Санкт-Петербурга значительное место занимают общественные творческие объединения, способствующие укреплению имиджа Санкт-Петербурга как  культурной столицы России, такие как Союз художников, Союз архитекторов, Союз театральные деятелей, Союз кинематографистов, Союз композиторов, Союз писателей, Союз журналистов, Союз дизайнеров и др.

     Рассмотрим  взаимодействие Правительства Санкт-Петербурга 
с общественными объединениями на примере работы Общественной региональной творческой организации Союза дизайнеров России 
«Санкт-Петербургского Союза дизайнеров» (СПб СД).

     СПб СД руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Союзом дизайнеров России и своим Уставом 
(см. приложение 1) на принципах равноправия его членов, законности 
и гласности. Устав зарегистрирован в Управлении юстиции 
Санкт-Петербурга. СПб СД на основании Устава разработан ряд Положений: «Положение 
о Конференции», «Положение о Ревизионной комиссии», «Положение 
о приеме», «Положение о членских взносах».

     СПб СД является юридическим лицом с  момента его государственной  регистрации с соответствующими правами и обязанностями. Комитетом  управления городским имуществом Санкт-Петербурга с момента основания СПб СД  предоставлено в безвозмездную  аренду помещение нежилого фонда. Поступающие в СПб СД вступительные и членские взносы, а также гранты, субсидии и благотворительные взносы не облагаются налогами.

     Основная  деятельность СПб СД направлена на разработку 
и реализацию социально-значимых для города проектов, позволяющих поднять на более высокий уровень творческую составляющую дизайна, 
а также привлечь к нему внимание промышленников и бизнесменов, как 
к средству решения экономических проблем.

      СПб СД на протяжении многих лет принимает  участие в работе Координационного Совета творческих Союзов и активно взаимодействует 
с Комитетом по культуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитетом 
по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитетом 
по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Представители СПб СД являются постоянными членами Координационного Совета творческих Союзов, а также Большого 
и Малого градостроительных Советов, Комиссии по премиям Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, а также Комиссии по праздничному оформлению города (при Комитете по печати).

Информация о работе Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу