Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование государственного регулирования деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербурга).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть эволюцию роли и функций общественных объединений;
 рассмотреть общественные объединения в системе норм международного права;

Оглавление

Введение..................................................................................................
Глава 1 Общественное объединение как институт гражданского общества...................................................................................................
1.1Эволюция роли и функций общественных объединений.......
1.2 Общественные объединения в системе норм международного права……………………………………………
Вывод………………………………………………………………..
Глава 2 Деятельность общественных объединений в современной России............................................................................................
2.1 Регулирование деятельности общественных объединений
в Российской Федерации..............................................................
2.2 Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении общественных объединений...........................................................
Вывод………………………………………………………………..
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы .....................................................
Приложение....................................................................................................
1. Устав Санкт-Петербургского Союза дизайнеров............................
2. Петербургская Биеннале дизайна «Модулор».................................
3. Ежегодная выставка «Путешествие в Россию».................................
4. Выставка творческих работ молодых дизайнеров в ЛенЭкспо........
5. Проект Молодежного Дома творчества..........................................
6. Выставки в залах СПб СД...............................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Машкова Ольга(2).doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие 
на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН 
не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

    Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, 
а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом.

     Примеры партикулярных норм:

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 4 ноября  
    1950 г.24
  • Конвенция Международной Организации Труда о свободе ассоциации и защите права на организацию от 9 июля 1948 г.25

     В основополагающем универсальном документе Всеобщей декларации прав человека в ст. 20 записано: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию". В этом акте право на объединение, как и другие закрепленные в декларации права, признаются государствами-членами Организации Объединенных Наций за каждым человеком; государства выражают свое стремление обеспечить эти права путем "национальных 
и международных прогрессивных мероприятий".

     Международный пакт о гражданских и политических правах  закрепил в ст. 22 право  каждого человека "на свободу  ассоциации с другими". "Пользование  этим правом, - считают государства-участники - не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом.

     В Парижской хартии для новой Европы указано, что без какой-либо дискриминации  каждый человек имеет право на свободу ассоциаций 
и мирных собраний. При этом право на свободу ассоциаций стоит в одном ряду с правами на свободу мысли, совести, религии и убеждений, свободу выражения своего мнения, свободу передвижения. Предваряет закрепленный в Хартии перечень прав человека признание демократии, имеющей представительный и плюралистический характер, в качестве гарантии равенства возможностей для каждого человека.

     Государства-участники  Содружества Независимых Государств, подписывая Конвенцию о правах и  основных свободах человека, руководствовались  основополагающими международно-правовыми  документами в области прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах. Стороны констатировали, что соблюдение международных стандартов 
в области прав человека всеми государствами-участниками Содружества Независимых Государств, развитие и поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех будет содействовать углублению демократических преобразований, экономическому и социальному росту. 
В том числе в Конвенции закреплены права каждого на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций с другими (ч. 1 ст. 11).

     В ч. 2 ст. 12 Конвенции записано «Пользование этими правами 
не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует установлению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, правоохранительных или административных органов государства».

     Конвенция Международной Организации Труда  о свободе ассоциации и защите права на организацию признает принцип  свободы объединения как одно из средств, способных улучшить условия труда и обеспечить мир. Первый раздел Конвенции называется «Свобода ассоциации» и состоит из 10 статей. За трудящимися и предпринимателями признается право создавать 
по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, 
а также право вступать в такие организации. Организации трудящихся 
и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы 
и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти, в свою очередь, обязуются воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. За упомянутыми организациями также признается право создавать федерации и конфедерации и право присоединяться к ним. Каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей. Организации трудящихся 
и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению 
в административном порядке. При осуществлении прав, признанных Конвенцией, трудящиеся, предприниматели, их организации, так же как 
и другие лица или организованные коллективы, обязуются соблюдать законность. За национальным законодательством остается возможность определять, в какой мере гарантии, предусмотренные Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции.

     Анализируя  вышеизложенные положения международных  документов можно сделать вывод, что суть их не столько в закреплении прав, обязанностей и условиях деятельности объединения, сколько 
в международном признании права каждого человека на объединение, 
а также на обеспечение этого права в национальном законодательстве.

     В соответствие с провозглашенными в  Конституции Российской Федерации принципами человек воспринимается как носитель неотъемлемых прав, принадлежащих ему от рождения. Государство признает их 
и гарантирует "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права".26 Эти принципы и нормы выражены также 
и в рассмотренных выше международных документах. В ст. 2 Всеобщей декларации прав человека зафиксировано "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит..." В соответствии с Декларацией (ст. 6) «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это означает, что государство воспринимает человека именно с присущими ему правами, признанными мировым сообществом.

     Об  этом же свидетельствуют положения  и других международных актов, например, Венской декларации от 9 октября 1993 г. о выполнении Европейской конвенции о правах человека.27 В Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (3 октября 
1991 г.)28, в том числе, зафиксировано единство государств-участников 
в понимании того, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка".

     С точки зрения мирового сообщества и  гуманистических позиций восприятие человека вне контекста его прав немыслимо. Характерная черта активности человеческого сообщества - это ее способность 
к самоорганизации, являющаяся его правом на объединение. Аналитики подчеркивают, что "субъективные характеристики, выраженные 
в соответствующих определенных, исторически приобретенных потенциях людей к кооперированным действиям к их организации и реализации" выступают основными составляющими способа и средств человеческой деятельности.29

      Потребность каждого государства в обеспечении прав человека способствовала выработке международных норм и правового обоснования для  контроля за их соблюдением.

      Изучение  международных документов в сфере прав защиты человека 
и сравнение различных правовых норм позволяет выделить три основные группы. Первая группа — это международные документы универсального характера, во вторую группу входят региональные международные соглашения, третья группа состоит из партикулярных документов.

      В соответствии с международными нормами пользование правами 
на создание общественных объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе.

     Провозглашенное мировым сообществом право на общественное  объединение, естественным образом проистекает из природной  потребности человека. Российским государством это право признается и гарантируется, так как базируется на международно-признанном принципе свободы ассоциаций.  
 
 
 

Вывод 

     Проанализировав историю развития роли и функций общественных объединений с древнейших времен до наших дней (развитие нко античности, средневековья, эпохи просвещения, революционных перемен XIX-XX вв. 
и современности) можно сделать вывод, что основная причина создания общественных объединений по профессиональным и другим интересам - это невозможность существования человека вне многообразных связей 
с другими людьми.

     Естественная потребность человека к объединению привела 
к необходимости выработки международных норм и правил и созданию правового обоснования для их выполнения.

      Пользование правами на создание общественных объединений,  закреплено международными нормами и не имеет ограничений, кроме тех случаев, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

     Во всех этих документах в первую очередь речь идет о правах 
и основных свободах человека, в том числе о праве на создание общественных объединений. Российская Федерация признает и гарантирует провозглашенные мировым сообществом права на общественные объединения.

ГЛАВА 2. Деятельность общественных объединений  
в современной России
 

2.1 Регулирование деятельности общественных объединений  
в Российской Федерации
 

      В соответствии с моделью функциональной дифференциации общества на подсистемы (сектора) традиционная трехсекторная модель представляет собой — государственный (первый сектор), коммерческий (второй сектор), некоммерческий (третий сектор). Так что же из себя представляет третий сектор в России? Характерным для мирового сообщества является объединение некоммерческих организаций гражданского общества, то есть неформальные негосударственные объединения одних граждан, созданные 
на благо другим гражданам. В мировой практике количество некоммерческих организаций и качество их работы во многом определяют степень развития демократии в стране. 

      В абз.1 ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. написано: «Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения». Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединяться в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.

      Деятельность рассматриваемых нами некоммерческих организаций 
в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    - Конституция  Российской Федерации (Ст. 30):

    - Гражданский  кодекс Российской Федерации30 (Ст. 118, ст. 119, 
    ст. 120);

    - Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ 
    «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.31;

    - Федеральный  закон Российской Федерации №  82-ФЗ 
    «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.32;

    - Федеральный  закон № 135-ФЗ «О благотворительной  деятельности 
    и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.33

     Конституционное право на объединение включает в  себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для  защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать 
в существующие общественные объединения либо воздерживаться 
от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить 
из общественных объединений. В этом суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях - права на свободу ассоциации с другими.

     В Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации "Об общественных объединениях", Федеральном законе Российской Федерации  «О некоммерческих организациях», Федеральном законе Российской Федерации «Об общественных объединениях», Федеральном законе «О благотворительной деятельности 
и благотворительных организациях» закреплены права граждан 
на объединение, основные государственные гарантии этого права, порядок 
их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу