Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа
Целью данной работы является комплексное исследование государственного регулирования деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербурга).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть эволюцию роли и функций общественных объединений;
рассмотреть общественные объединения в системе норм международного права;
Введение..................................................................................................
Глава 1 Общественное объединение как институт гражданского общества...................................................................................................
1.1Эволюция роли и функций общественных объединений.......
1.2 Общественные объединения в системе норм международного права……………………………………………
Вывод………………………………………………………………..
Глава 2 Деятельность общественных объединений в современной России............................................................................................
2.1 Регулирование деятельности общественных объединений
в Российской Федерации..............................................................
2.2 Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении общественных объединений...........................................................
Вывод………………………………………………………………..
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы .....................................................
Приложение....................................................................................................
1. Устав Санкт-Петербургского Союза дизайнеров............................
2. Петербургская Биеннале дизайна «Модулор».................................
3. Ежегодная выставка «Путешествие в Россию».................................
4. Выставка творческих работ молодых дизайнеров в ЛенЭкспо........
5. Проект Молодежного Дома творчества..........................................
6. Выставки в залах СПб СД...............................................................
Партикулярные
(локальные) нормы распространяют свое
действие
на отношения с ограниченным кругом участников,
в большинстве случаев - на двусторонние
отношения. Их основным источником являются
договоры. Но существуют и обычные нормы
такого рода. Международный Суд ООН
не раз ссылался на региональные, локальные
обычаи.
Локальные
нормы по численности существенно превосходят
универсальные. Они выполняют важные функции
в отношении последних,
а именно: служат средством их конкретизации
применительно к частным случаям; способствуют
их реализации в этих случаях; регулируют
отношения, не охватываемые общим международным
правом.
Примеры партикулярных норм:
В
основополагающем универсальном документе
Всеобщей декларации прав человека в ст.
20 записано: "Каждый человек имеет право
на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Никто не может быть принуждаем вступать
в какую-либо ассоциацию". В этом акте
право на объединение, как и другие закрепленные
в декларации права, признаются государствами-членами
Организации Объединенных Наций за каждым
человеком; государства выражают свое
стремление обеспечить эти права путем
"национальных
и международных прогрессивных мероприятий".
Международный пакт о гражданских и политических правах закрепил в ст. 22 право каждого человека "на свободу ассоциации с другими". "Пользование этим правом, - считают государства-участники - не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом.
В
Парижской хартии для новой Европы
указано, что без какой-либо дискриминации
каждый человек имеет право на
свободу ассоциаций
и мирных собраний. При этом право на свободу
ассоциаций стоит в одном ряду с правами
на свободу мысли, совести, религии и убеждений,
свободу выражения своего мнения, свободу
передвижения. Предваряет закрепленный
в Хартии перечень прав человека признание
демократии, имеющей представительный
и плюралистический характер, в качестве
гарантии равенства возможностей для
каждого человека.
Государства-участники
Содружества Независимых
в области прав человека всеми государствами-участниками
Содружества Независимых Государств,
развитие и поощрение уважения к правам
человека и основным свободам для всех
будет содействовать углублению демократических
преобразований, экономическому и социальному
росту.
В том числе в Конвенции закреплены права
каждого на свободу мирных собраний и
на свободу ассоциаций с другими (ч. 1 ст.
11).
В
ч. 2 ст. 12 Конвенции записано «Пользование
этими правами
не подлежит никаким ограничениям, кроме
тех, которые предусматриваются законом
и необходимы в демократическом обществе
в интересах государственной и общественной
безопасности, общественного порядка,
охраны здоровья и нравственности населения
или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая
статья не препятствует установлению
законных ограничений пользования этими
правами для лиц, входящих в состав вооруженных
сил, правоохранительных или административных
органов государства».
Конвенция
Международной Организации
по своему выбору организации без предварительного
на то разрешения,
а также право вступать в такие организации.
Организации трудящихся
и предпринимателей имеют право вырабатывать
свои уставы
и административные регламенты, свободно
выбирать своих представителей, организовывать
свой аппарат и свою деятельность и формулировать
свою программу действий. Государственные
власти, в свою очередь, обязуются воздерживаться
от всякого вмешательства, способного
ограничить это право или воспрепятствовать
его законному осуществлению. За упомянутыми
организациями также признается право
создавать федерации и конфедерации и
право присоединяться к ним. Каждая такая
организация, федерация или конфедерация
имеет право вступать в международные
организации трудящихся и предпринимателей.
Организации трудящихся
и предпринимателей не подлежат роспуску
или временному запрещению
в административном порядке. При осуществлении
прав, признанных Конвенцией, трудящиеся,
предприниматели, их организации, так
же как
и другие лица или организованные коллективы,
обязуются соблюдать законность. За национальным
законодательством остается возможность
определять, в какой мере гарантии, предусмотренные
Конвенцией, будут применяться к вооруженным
силам и полиции.
Анализируя
вышеизложенные положения международных
документов можно сделать вывод,
что суть их не столько в закреплении
прав, обязанностей и условиях деятельности
объединения, сколько
в международном признании права каждого
человека на объединение,
а также на обеспечение этого права в национальном
законодательстве.
В
соответствие с провозглашенными в
Конституции Российской Федерации принципами
человек воспринимается как носитель
неотъемлемых прав, принадлежащих ему
от рождения. Государство признает их
и гарантирует "согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права".26
Эти принципы и нормы выражены также
и в рассмотренных выше международных
документах. В ст. 2 Всеобщей декларации
прав человека зафиксировано "Каждый
человек должен обладать всеми правами
и всеми свободами, провозглашенными Декларацией.
Кроме того, не должно проводиться никакого
различия на основе политического, правового
или международного статуса страны или
территории, к которой человек принадлежит..."
В соответствии с Декларацией (ст. 6) «Каждый
человек, где бы он ни находился, имеет
право на признание его правосубъектности».
Это означает, что государство воспринимает
человека именно с присущими ему правами,
признанными мировым сообществом.
Об
этом же свидетельствуют положения
и других международных актов, например,
Венской декларации от 9 октября 1993
г. о выполнении Европейской конвенции
о правах человека.27 В Документе
Московского совещания Конференции по
человеческому измерению СБСЕ (3 октября
1991 г.)28, в том числе, зафиксировано
единство государств-участников
в понимании того, что "вопросы, касающиеся
прав человека, основных свобод, демократии
и верховенства закона, носят международный
характер, поскольку соблюдение этих прав
и свобод составляет одну из основ международного
порядка".
С
точки зрения мирового сообщества и
гуманистических позиций
к самоорганизации, являющаяся его правом
на объединение. Аналитики подчеркивают,
что "субъективные характеристики,
выраженные
в соответствующих определенных, исторически
приобретенных потенциях людей к кооперированным
действиям к их организации и реализации"
выступают основными составляющими способа
и средств человеческой деятельности.29
Потребность каждого государства в обеспечении прав человека способствовала выработке международных норм и правового обоснования для контроля за их соблюдением.
Изучение
международных документов в сфере прав
защиты человека
и сравнение различных правовых норм позволяет
выделить три основные группы. Первая
группа — это международные документы
универсального характера, во вторую группу
входят региональные международные соглашения,
третья группа состоит из партикулярных
документов.
В
соответствии с международными нормами
пользование правами
на создание общественных объединений
не подлежит никаким ограничениям, кроме
тех, которые предусматриваются законом
и которые необходимы в демократическом
обществе.
Провозглашенное
мировым сообществом право на
общественное объединение, естественным
образом проистекает из природной
потребности человека. Российским государством
это право признается и гарантируется,
так как базируется на международно-признанном
принципе свободы ассоциаций.
Вывод
Проанализировав
историю развития роли и функций
общественных объединений с древнейших
времен до наших дней (развитие нко античности,
средневековья, эпохи просвещения, революционных
перемен XIX-XX вв.
и современности) можно сделать вывод,
что основная причина создания общественных
объединений по профессиональным и другим
интересам - это невозможность существования
человека вне многообразных связей
с другими людьми.
Естественная
потребность человека к объединению привела
к необходимости выработки международных
норм и правил и созданию правового обоснования
для их выполнения.
Пользование правами на создание общественных объединений, закреплено международными нормами и не имеет ограничений, кроме тех случаев, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Во
всех этих документах в первую очередь
речь идет о правах
и основных свободах человека, в том числе
о праве на создание общественных объединений.
Российская Федерация признает и гарантирует
провозглашенные мировым сообществом
права на общественные объединения.
ГЛАВА
2. Деятельность общественных
объединений
в современной России
2.1
Регулирование деятельности
общественных объединений
в Российской Федерации
В
соответствии с моделью функциональной
дифференциации общества на подсистемы
(сектора) традиционная трехсекторная
модель представляет собой — государственный
(первый сектор), коммерческий (второй
сектор), некоммерческий (третий сектор).
Так что же из себя представляет третий
сектор в России? Характерным для мирового
сообщества является объединение некоммерческих
организаций гражданского общества, то
есть неформальные негосударственные
объединения одних граждан, созданные
на благо другим гражданам. В мировой практике
количество некоммерческих организаций
и качество их работы во многом определяют
степень развития демократии в стране.
В абз.1 ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. написано: «Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения». Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединяться в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.
Деятельность
рассматриваемых нами некоммерческих
организаций
в Российской Федерации регулируется
следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации (Ст. 30):
- Гражданский
кодекс Российской Федерации30
(Ст. 118, ст. 119,
ст. 120);
- Федеральный
закон Российской Федерации № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» от 12
января 1996 г.31;
- Федеральный
закон Российской Федерации №
82-ФЗ
«Об общественных объединениях» от 19 мая
1995 г.32;
- Федеральный
закон № 135-ФЗ «О
и благотворительных организациях» от
11 августа 1995 г.33
Конституционное
право на объединение включает в
себя право создавать на добровольной
основе общественные объединения для
защиты общих интересов и достижения
общих целей; право вступать
в существующие общественные объединения
либо воздерживаться
от вступления в них, а также право беспрепятственно
выходить
из общественных объединений. В этом суть
и содержание права на свободу объединения
или, как принято формулировать в международных
документах и зарубежных конституциях
- права на свободу ассоциации с другими.
В
Гражданском кодексе Российской
Федерации, Федеральном законе Российской
Федерации "Об общественных объединениях",
Федеральном законе Российской Федерации
«О некоммерческих организациях», Федеральном
законе Российской Федерации «Об общественных
объединениях», Федеральном законе «О
благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» закреплены
права граждан
на объединение, основные государственные
гарантии этого права, порядок
их создания, деятельности, реорганизации
и (или) ликвидации.