Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование государственного регулирования деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербурга).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть эволюцию роли и функций общественных объединений;
 рассмотреть общественные объединения в системе норм международного права;

Оглавление

Введение..................................................................................................
Глава 1 Общественное объединение как институт гражданского общества...................................................................................................
1.1Эволюция роли и функций общественных объединений.......
1.2 Общественные объединения в системе норм международного права……………………………………………
Вывод………………………………………………………………..
Глава 2 Деятельность общественных объединений в современной России............................................................................................
2.1 Регулирование деятельности общественных объединений
в Российской Федерации..............................................................
2.2 Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении общественных объединений...........................................................
Вывод………………………………………………………………..
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы .....................................................
Приложение....................................................................................................
1. Устав Санкт-Петербургского Союза дизайнеров............................
2. Петербургская Биеннале дизайна «Модулор».................................
3. Ежегодная выставка «Путешествие в Россию».................................
4. Выставка творческих работ молодых дизайнеров в ЛенЭкспо........
5. Проект Молодежного Дома творчества..........................................
6. Выставки в залах СПб СД...............................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Машкова Ольга(2).doc

— 1.12 Мб (Скачать)

      Важнейший признак общественного объединения - добровольность его формирования. При этом граждане имеют право  создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

      Общественные  объединения, создаваемые гражданами, либо регистрируются в установленном  порядке и приобретают права  юридического лица, либо функционируют  без государственной регистрации  и приобретения права юридического лица.

      Членами общественного объединения могут  быть физические 
и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями 
или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.

      Основными направлениями деятельности общественных объединений являются: решение социальных проблем, оказание помощи людям, пропаганда здорового образа жизни, развитие творческой и социальной активности граждан.34

      Законодательство  различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных  в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности35, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

      Каждое  из этих объединений имеет свои особенности.

      Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

      Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

      Высшим  руководящим органом является съезд (конференция) 
или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

      Общественным  движением является состоящее из участников 
и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) 
или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

      Общественный  фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений 
и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

      Руководящий орган общественного фонда формируется 
его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) 
или общем собрании.

      Общественное  учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами 
в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

      Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны 
с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

      Общественные  объединения могут добровольно  объединяться 
в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности 
ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

      В ст. 15 ФЗ об общественных объединениях закреплены принципы создания и деятельности общественных объединений. «Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается 
на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация 
об их учредительных и программных документах – общедоступной».

      В ст. 37 ФЗ о предпринимательской деятельности общественных объединений записано «Общественные объединения могут  осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

      Специфика общественного объединения как  субъекта административного права  проявляется во взаимоотношениях объединения 
с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.

      Регистрационные отношения возникают в процессе оформления общественного объединения  и наделения его правами и  обязанностями юридического лица. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной стороны, выступает федеральное Министерство юстиции или его территориальные органы в субъектах Федерации, а с другой – учредители общественного объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие о предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные отношения носят добровольный характер – деятельность объединения в соответствии с Федеральным законом 
об общественных объединениях не обусловлена фактом государственной регистрации. Такие отношения не возникают, если учредители не желают регистрировать объединение как юридическое лицо. Однако, общественные объединения несут ответственность за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет, в соответствии со ст. 41 Закона 
об общественных объединениях.

      Основополагающее  значение в роли общественных объединений 
как субъектов административно-правовых отношений имеют 
их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных объединениях лишь декларирует запрет 
на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц 
в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные правовые формы.

      Недостаточная конкретность содержания регистрационных  отношений создает основу для  злоупотреблений должностных лиц, - Законом 
об общественных объединениях предусмотрено восемь юридических оснований для отказа в регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие различное толкование соответствующей нормы. Закон содержит декларативные положения о противоправности создания 
и деятельности объединений, цели и действия которых направлены 
на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства и т.п. Обычно эти понятия в бытовом понимании идентифицируются с доктриной «фашизма», но и ее признаки не закреплены правом. Однако, ограничение деятельности общественных объединений или, тем более, отказ в регистрации на основе вышеуказанных положений учредители вправе расценивать в качестве злоупотребления должностного лица. Неубедительным с правовой точки зрения является отказ в регистрации объединения, если его название оскорбляет нравственность национальные 
и религиозные чувства граждан. Такая регистрация допускается в случае, если признаки, расцениваемые в качестве противоправных, содержатся 
в уставе общественного объединения и не отражены в его наименовании.

      Регистрационные отношения возникают также и  в случае изменений 
и дополнений уставов общественных объединений. Стоит ли в этом случае представлять повторно сведения об учредителях объединения 
и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов, если  персональный состав остался неизменным? Только в качестве подтверждения.

        В процессе осуществления контрольных  полномочий органов юстиции за  соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также финансовыми органами, в соответствии с их компетенцией, возникают административно-правовые отношения. В этом случае предусмотрено право органов, осуществляющих контроль, запрашивать распорядительные документы объединений, однако, законом не закреплена обязанность по их предъявлению и ответственность объединений в связи 
с отказом в ходатайстве контрольных органов.

      Закон предусматривает и другой метод  реализации органами юстиции своих  контрольных полномочий. Органы «вправе направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях»36. Закон не уточняет, какие именно мероприятия имеются 
в виду. Государственные органы вправе осуществлять контроль далеко 
не во всех сферах деятельности объединений. Органы юстиции вправе 
и обязаны контролировать лишь мероприятия, осуществляемые руководящими и контрольно-ревизионными органами объединений.

      Контрольные полномочия органов юстиции не связаны  с фактом регистрации. В соответствии с Законом об общественных объединениях принятие решений о создании объединения, утверждении его устава 
и о формировании его руководящих и контрольно-ревизионных органов, означает, что объединение несет все права за исключением прав юридического лица, и принимает на себя все обязанности, предусмотренные действующим законодательством об общественных объединениях. Следовательно, контрольные полномочия органов юстиции могут осуществляться с момента создания объединения.

      В случае совершения общественным объединением, в том числе 
не зарегистрированным в органах юстиции, нарушения законодательства оно несет установленную законом ответственность. При нарушении законодательства общественными объединениями, не зарегистрированными в органах юстиции, ответственность за совершенные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. При совершении объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие 
в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины 
за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены 
и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

      Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ.

      Как гласит ст. 17 Закона об общественных объединениях «Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ».

      Применение  органами юстиции санкций к общественным объединениям, допустившим противоправные действия предусмотрено законом в двух случаях:

      - выявление нарушения законодательства  Российской Федерации;

      - совершение действий, противоречащих  их уставным целям.

      Это дает органам юстиции право осуществлять функции, свойственные судебным органам. Это толкование законов и применение санкций, влекущих те или иные правовые последствия, наступает, когда письменные предупреждения выносились дважды, причем объединение не обжаловало 
их в судебном порядке. В этом случае деятельность объединения по решению суда может быть приостановлена.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу