Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование государственного регулирования деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербурга).
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть эволюцию роли и функций общественных объединений;
 рассмотреть общественные объединения в системе норм международного права;

Оглавление

Введение..................................................................................................
Глава 1 Общественное объединение как институт гражданского общества...................................................................................................
1.1Эволюция роли и функций общественных объединений.......
1.2 Общественные объединения в системе норм международного права……………………………………………
Вывод………………………………………………………………..
Глава 2 Деятельность общественных объединений в современной России............................................................................................
2.1 Регулирование деятельности общественных объединений
в Российской Федерации..............................................................
2.2 Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении общественных объединений...........................................................
Вывод………………………………………………………………..
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы .....................................................
Приложение....................................................................................................
1. Устав Санкт-Петербургского Союза дизайнеров............................
2. Петербургская Биеннале дизайна «Модулор».................................
3. Ежегодная выставка «Путешествие в Россию».................................
4. Выставка творческих работ молодых дизайнеров в ЛенЭкспо........
5. Проект Молодежного Дома творчества..........................................
6. Выставки в залах СПб СД...............................................................

Файлы: 1 файл

Диплом Машкова Ольга(2).doc

— 1.12 Мб (Скачать)

      Приостановление деятельности общественного объединения  и его ликвидация представляют собой  два взаимосвязанных процессуальных действия, различающихся по содержанию возникающего правоотношения. Полномочиями в приостановления деятельности объединений обладают органы юстиции и прокуратура, а ходатайства о ликвидации объединений  возбуждаются только по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров субъектов Федерации. Приостановление деятельности общественного объединения не влечет 
за собой запрет предпринимательской или производственно-творческой деятельности, а ликвидация означает утрату всех правомочий юридического лица.

      Формы взаимодействия общественных объединений и органов власти делятся на административную и представительную37.

      Административная  форма характеризуется индивидуальным сотрудничеством конкретного общественного  объединения с органами государственной  власти и местного самоуправления.

      Механизмы взаимодействия административных форм:

  • целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты);
  • заключение любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг;
  • социальный заказ на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений.

      Представительная  форма характеризуется участием представительных общественных объединений  в работе, созданных при органах  государственной власти и местного самоуправления, различных экспертных групп, консультативных советов, комитетов, коллегий и т.п.

      Механизмы взаимодействия представительных форм:

  • общественный совет, комиссия;
  • экспертный совет;
  • консультационный совет;
  • координационный совет;
  • общественная палата и пр.

      Только  пять процентов от числа всех зарегистрированных 
на территории Санкт-Петербурга общественных объединений принимают участие в деятельности советов и других консультативных и совещательных структур.

     Рассмотрим  подробнее один из механизмов - Общественную палату, сформированную в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»38. Общественная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, 
ФЗ «Об Общественной палате», федеральных конституционных законов, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов, защиты прав 
и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

     Общественная  палата формируется на основе добровольного  участия 
в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и некоммерческих организаций, в соответствии с настоящим Федеральным законом, из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.  Общественные объединения и иные   объединения граждан Российской Федерации, которые не вошли в Общественную палату, могут привлекаться самой Общественной палатой к ее работе. Это решение принимается советом Общественной палаты.

      Роль  Общественной палаты во взаимодействии общественных объединений и государства:39

      - привлечение граждан и общественных  объединений к реализации государственной  политики;

      - выдвижение и поддержки гражданских  инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

      - выработка рекомендаций органам  государственной власти Российской  Федерации при определении приоритетов  в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.

      Деятельность  общественных объединений регламентирована законодательством Российской Федерации, которое закрепляет права общественных объединений и субъектов, входящих в их системы. Общественные объединения главным образом ориентированы на решение социальных проблем, пропаганда здорового образа жизни, развитие творческой и социальной активности граждан, поддержка молодежи 
и ветеранов.

      Существует  пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения 
и органа общественной самодеятельности, фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций.

      Важнейший признак общественного объединения  – добровольность 
его формирования. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Принципы их взаимоотношений закреплены в действующем Федеральном законе «Об общественных объединениях».

      Формы взаимодействия общественных объединений  и органов власти делятся на административную и представительную. Одним из механизмов представительной формы взаимодействия является Общественная палата, 
в которую входят общественные организации.
 

2.2 Государственная  политика Санкт-Петербурга  в отношении общественных  объединений  

     Общественные  объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, действующие в Санкт-Петербурге, 
это самостоятельный динамично развивающийся общественный сектор, решающий задачи формирования и выражения интересов жителей города. 
На современном этапе характерными чертами третьего сектора являются возросший профессионализм участников, укрепляющаяся материально-техническая база, широкий спектр оказываемых населению услуг 
и стремление принимать активное участие в реализации городских программ, выработке нормативных правовых актов, затрагивающих их права 
и законные интересы.

     Согласно  сведениям ведомственного реестра  Управления Федеральной регистрационной  службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области количество зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга общественных объединений составило 6540. Из них: общественных организаций - 5381 (включая профсоюзы, количество которых составляет 1487), общественных движений (113), общественных фондов (720), общественных учреждений (60), органов общественной самодеятельности (6).40 В среднем на тысячу жителей Санкт-Петербурга приходится 
1,6 общественных объединений, что соответствует среднему показателю 
по странам Западной Европы.

     Количество  жителей Санкт-Петербурга, которым  общественными объединениями и  другими государственными  некоммерческими организациями ежегодно оказываются социальные услуги на безвозмездной основе, достигает 320 тыс. Эти услуги оказываются дополнительно 
к социальным услугам, которые предоставляют органы исполнительной власти Санкт-Петербурга и коммерческие организации.

     На  основе международных норм и федеральных  законов Российской Федерации формируется  региональное законодательство, регулирующее предоставление поддержки общественным объединениям, в частности 
в Санкт-Петербурге:

      - Закон Санкт-Петербурга «О грантах  Санкт-Петербурга для общественных объединений» от 26 октября 2001 года № 697-8541;

      - Закон Санкт-Петербурга «О государственной  поддержке общественных объединений  ветеранов войны и труда, инвалидов  и жертв политических репрессий»  от 22 мая 1997 года № 76-2442;

      - Закон Санкт-Петербурга «О молодежи  и молодежной политике Санкт-Петербурга»  от 17 марта 1998 года № 28-643;

      - Закон Санкт-Петербурга «О грантах  Санкт-Петербурга 
на производство и размещение социальной рекламы» от 26 октября 2001 года  
№ 701-8844;

      - Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008-2011 годы (одобрено Постановлением Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 года)45.

     Кратко  рассмотрим региональное законодательство.

     Закон «О грантах Санкт-Петербурга для  общественных объединений» направлен  на регулирование правоотношений, возникающих  при выделении из бюджета Санкт-Петербурга средств в виде грантов для общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории 
Санкт-Петербурга.

     В соответствии с этим законом Комитет  по молодежной политике 
и взаимодействию с общественными организациями объявляет конкурс 
на право получения субсидий в виде грантов Санкт-Петербурга 
для общественных объединений и приглашает принять участие в конкурсе 
путем размещения извещения о его проведении на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга. В конкурсе могут принимать участие общественные объединения, регистрация которых была осуществлена 
в установленном законодательством порядке не менее чем за 1 календарный год. 
 Гранты могут быть предоставлены для реализации проектов 
по следующим направлениям:

     - социальная и правовая помощь  лицам, нуждающимся в социальной 
и правовой защите, правовое образование, защита прав человека;

     - охрана здоровья граждан и  окружающей природной среды; 
 - охрана памятников истории и культуры, сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей;

     - развитие добровольческих инициатив,  направленных на решение социальных  проблем жителей Санкт-Петербурга;

     - становление гражданского общества  и демократического правового  государства;

     - культурное, духовно-нравственное, интеллектуальное  и физическое развитие;

     - развитие образования, науки,  культуры, искусства и спорта;

     - поддержка и развитие инициативы  молодежи.

     Условием  предоставления грантов является соответствие общественных объединений следующим  требованиям:

     - наличие государственной регистрации  в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления деятельности на территории Санкт-Петербурга не менее одного календарного года;

     - принятие в установленном порядке  решения о реализации проекта 
по одному или нескольким направлениям, указанным в статье 2 Закона 
Санкт-Петербурга;

     - наличие проектной и разрешительной  документации, сметно-финансовых расчетов  с обоснованием запрашиваемых  объемов финансирования проекта;

    • предоставление гарантии долевого финансирования проекта;
    • отсутствия сведений, подтверждающих нецелевое использование ранее предоставленных средств из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
    • определения размера одного гранта из расчета не более 25 % 
      от общего объема средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга 
      на выплату грантов на соответствующий финансовый год. 

     Конкурсная документация может быть получена всеми заинтересованными общественными объединениями при предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации. Заявки на участие 
в конкурсе принимаются в запечатанном виде. Вскрытие конвертов происходит членами конкурсной комиссии в присутствии представителей участников конкурса.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности общественных объединений в современной России (региональный аспект: на примере Санкт-Петербу