Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.
Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.
Введение
1. Территориальное устройство государства
1.1 Унитарное государственное устройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративной государственности России
3.2 Конституционная модель российского федерализма
3.3 Проблемы Российского федерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия - унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников
Оглавление
Введение
Общепризнанно, что
элементы составляющие государство, -
это территория, население и публичная
власть. Среди элементов государства
особо выделяется именно её территория.
Так как без собственной
Проблема форм
государственного устройства является
традиционной для теории государства
и права. Вместе с тем рассматриваемая
тематика имеет важное теоретическое
и практическое значение. Ее актуальность
обусловлена теми процессами, которые
характерны как для государственного
строительства в России, так и
для формирования межгосударственных
отношений в эпоху
В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.
Отдельно будет
рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации
является одной из самых дискуссионных.
А именно, вопрос о том, в каком
качестве её рассматривать - как особую
форму государственного устройства,
либо как территориальную
1. Территориальное устройство государства
В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 157.. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.
Внутреннее деление
государства, правовое положение его
частей, их взаимоотношения друг с
другом и с центральными органами
власти охватываются понятием "территориальное
устройство государства" Спиридонов
Л. И. Теория государства и права.
М., 1996. С. 60.. В учебной и научной
литературе прослеживается единство в
характеристике этого термина. На сегодняшний
день выработаны только две бесспорные
формы государственного устройства
- унитарная (простая) и сложная. Иванов
В. В. Вопросы теории государственного
устройства // Журнал российского права.
2002. № 1. С. 92. За основу типологизации
формы государственного устройства
здесь берут критерий "простоты".
Примитивность и алогичность
подобного подхода очевидна. В
дальнейшей классификации ведутся
споры. В частности, современные
учёные третьей формой государственного
устройства выделяют конфедерацию, тогда
как другие определяют её лишь как
союз государств. Также появилось
такое понятие, как региональное
государство, это понятие ещё
не воспринято основными законами,
хотя является научным термином. Также
в классификации сложных
1.1 Унитарное государственное устройство
Унитарное государство
- это единое цельное государство,
состоящее из административно-
Унитарная форма
государственного устройства имеет
ряд признаков, которые характеризуют
ее с различных аспектов. На территории
унитарного государства действует
одна конституция, единая система законодательства,
одно гражданство. В нем функционирует
единая денежная система, проводится обязательная
для всех административно-
Территория унитарного
государства состоит из определённых
частей, которые принято именовать
административно-
Управление административно-
Форма унитарного
государства даёт возможность более
полной концентрации ресурсов в руках
"центра", она может способствовать
ускорению экономического и культурного
развития страны, складыванию единой
нации. Именно в этих целях в ряде
развивающихся стран
В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") Ромашов Р. А., Сергевнин С. Л. Указ. соч. С. 4..
1.2 Сложное государственное устройство
Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.
Протекторат - это
международный договор, по которому
одно государство обязывается
Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи Спиридонов Л. И. Указ. соч. С. 61..
В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.
2. Федерация
Федеративную
форму государственного устройства
называют "сложной", поскольку
федерация представляет собой союзное
государство, части которого обладают
признаками государственностиhttp://www.
территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
верховная законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежит
федеральным государственным
субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
существует единое
союзное гражданство и
основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)
одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации
как правило, субъекты
федерации лишены права сецессии,
т.е. не могут в одностороннем
порядке выйти из федерации История
России. Мультимедиа-учебник [Электронный
ресурс]. URL: http://www.history.ru/index.
Федерации образуются
либо в результате договора между
независимыми государствами, осознавшими
необходимость государственного объединения
для совместной реализации своих
общих интересов и
Государственные образования, входящие в состав федерации, считаются субъектами федерации. Этим подчеркивается производность суверенитета федерации от суверенитетов государственных образований. Это верно лишь отчасти. Формирование федеративного государства можно представить в виде логической схемы суммирования суверенитетов, которые субъекты добровольно передали "центру". Однако, суверенитет в государстве неделим, т.е. он не может быть одновременно и у "центра" и у частей государства.Т.о. если составные части передали свой суверенитет "центру", то у передавших его больше нет. Поэтому в федеративном государстве на всей его территории действуют федеральные законы. Сапельников А. Б., Честнов И. Л. Указ. соч. С. 98-99.
2.1 Модели федерализма
Этимологически
в основе понятия "федерация" лежит
латинское "feod-eration" - чем-то созвучное
со словом "союз". В государственно-правовом
аспекте под "федерацией" следует
понимать соединение нескольких государств
или территориальных
"Конституционный
федерализм" считается наиболее
демократической формой
Информация о работе Форма территориального-государственного устройства понятия и виды.