Форма территориального-государственного устройства понятия и виды.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.
Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

Оглавление

Введение
1. Территориальное устройство государства
1.1 Унитарное государственное устройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративной государственности России
3.2 Конституционная модель российского федерализма
3.3 Проблемы Российского федерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия - унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

Безусловно, нельзя игнорировать и национальные моменты. Уникальность и своеобразие Российской Федерации состоят в сочетании  в себе национального и территориального начала. Но на территории любого субъекта федерации сейчас проживает много  национальностей. Поэтому одной  из актуальных проблем является обеспечение  единства федеративного государства  в сочетании национального и  территориального факторов.

Почему одна нация  находится под особой защитой  и гарантией со стороны государства, а другие нации попадают под общие  условия защиты и реализации своих  прав? Принцип защиты национальных меньшинств нельзя противопоставлять  другим конституционным принципам  государственного устройства РФ, его  нельзя отрицать, но нельзя и абсолютизировать. Политика страны не должна идти по пути национальной обособленности и размежевания, усиливая эту тенденцию внеконституционными  процессами наделения территорий особым статусом. Многие положения характеризуют  не столько особый правовой статус административно-территориальных единиц, сколько перечень мер идеологического  плана.

Складывающееся  национально-государственное устройство является механизмом, обеспечивающим "возмещение неравенства", которое  на практике означает не что иное, как  перераспределение общегосударственных  ресурсов и средств в пользу малых народов за счёт больших. Макаров А.В., Бессонова В.В. Сочетание национального и территориального факторов при обеспечении единства федеративного государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. С. 18.

Проблема определения  компетенции федеральных органов  власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может  обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная  власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время, они не хотят утратить свою самостоятельность и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это - объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Федерализм в  его современном прогрессивном  прочтении не противостоит ни идеям  самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам  регионов, их стремлениям к повышению  своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Очень важно, чтобы  стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 г. сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых  форм и методов. С од-

ной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали  надежные гарантии, препятствующие возрождению  унитаристских, авторитарных начал  в деятельности центра; субъекты Федерации  должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе  управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал  в противостоянии сепаратизму и  безудержному регионализму. Кетов Ю. М. Указ. соч. С. 25 - 26.

3.4 Четыре этапа российского федерализма

За 17 лет конституционного развития России с федерализмом произошли  довольно серьёзные метаморфозы. Можно  выделить четыре этапа этой трансформации.

Первый этап (1993 - 1995 гг.), можно назвать "стихийным". Это выражалось, прежде всего, в том, что "развитие федеративных отношений  в основном зависело от сиюминутных  политических интересов президента". Саква Р. Российский регионализм, выработка  политического курса и государственное  развитие // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 4. С. 101. При этом центр не вполне руководил происходящими процессами. На этом фоне происходило принятие региональных конституций, уставов  и законодательства, не учитывавших  положений федеральной Конституции  и законов.

Второй этап (1996 - 1999 гг.) - федерализм "направляемый". Центр по-прежнему слаб, но уже обретает какой-то контроль над ситуацией. Преимущественно  это происходит за счёт уступок требованиям  региональных властей и перераспределения  полномочий в пользу регионов. В  этот период становится очевидным, что  как минимум 50 конституций и уставов  противоречит федеральной Конституции. Начинается ревизия нормативной  базы, в том числе с участием Конституционного Суда РФ.

Третий этап (2000 - 2003 гг.) - так называемая федеративная революция В.В. Путина. В рамках его  программы были предприняты такие  основные меры, как:

создание федеральных  округов и института полномочных  представителей Президента в них;

изменение порядка  формирования Совета Федерации;

отказ от договоров  между федеральным центром и  субъектами;

приведение конституций  и законодательства субъектов в  полное соответствие с федеральной  Конституцией и законами.

Стоит отметить, что  регионы в целом не противились  против путинского курса, понимая необходимость  и неизбежность централизации.

Четвёртый этап. В 2004 году фактически начался переход  к административному федерализму. Наиболее существенными моментами  здесь явились: отказ от прямых выборов  глав субъектов; сужение сферы полномочий регионов. Если исходить из того, что  показателем федерализма должен быть достигнутый уровень децетрализации, дела у нас идут плохо. Спасение российского  федерализма - это мобилизация регионов для проведения преобразований "снизу  вверх". Сегодня в России лишь существующая неоднородность служат спасением  от трансформации федерализма реального  в "административный". Зуйков А. В. Указ. соч. С. 22 - 25.

3.5 Россия - унитарная Федерация

Для истории европейского федерализма такой вопрос не стоит. Ещё в 1962 году немецким правоведом Конрадом Хессе ФРГ была охарактеризована, как "унитарная федерация". Такой  вывод связывался с возрастанием инициативы и влияния Федерации  в сфере законодательной, исполнительной и судебной властей. Немецкие субъекты регулировали лишь вопросы культуры, местной полиции и право общин. Российская Федерация в отдельных  аспектах ещё более унитарна, чем  ФРГ. В России отношения между  центром и субъектами продолжают строиться на жёсткой, централизованной основе. В первую очередь, унитаризация проявляется в сфере законодательства. Законодательная компетенция концентрируется  в руках федерального центра. И  на этом основании федеральный центр  в состоянии самостоятельно осуществлять законодательство по всем вопросам совместного  ведения. Вторым признаком унитаризации Российской Федерации служит существование  иерархически организованной вертикали  власти, как исполнительной, так  и законодательной. Президенту РФ предоставлено  право выносить предупреждения законодательным органам власти субъектов федерации. А в исключительных случаях внести в государственную думу проект о роспуске того или иного представительного органа субъекта федерации. Третьим признаком унитаризации РФ является сокращение договорной практики разграничения компетенций между Федерацией и её субъектами. Действует приоритет положений Конституции РФ перед положениями вышеназванных договоров. Таким образом, федеральному центру фактически предоставлена возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения положений договоров, заключаемых с субъектами федерации. Саленко А. В. Россия - унитарная федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. 2001. № 2. С. 63 - 72.

4. Конфедерация

Традиционно конфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в  этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной  организации союза государств. Однако в последнее время появилась  тенденция к выделению из формы  государственного устройства форм международных  объединений государств. Необходимо подчеркнуть, что когда речь идет о форме государственного устройства, всегда рассматривается организация  власти по территории именного государства, а не иного образования. Традиционный взгляд на конфедерацию и иные формы  объединений государств как на формы  государственного устройства основан  на том, что в теории государства  четко не определено место подобным образованиям, поэтому их рассматривают  в рамках сходного с ними института. Существуют сторонники точки зрения, согласно которой форму государственного устройства следует рассматривать  в широком смысле, тогда можно  полноправно включать в это понятие  и территориальное устройство союзов государств. Представляется, что такой  подход содержит в себе внутреннее противоречие. Если в рамках формы  государственного устройства рассматривать  устройство объединений государств, то мы должны будем прийти к выводу, что государство и объединение  государств - это практически идентичные понятия, и это сходство позволяет  нам рассматривать территориальное  устройство тех и других в рамках одного института. Однако, как известно, государство имеет признаки, которые  отличают его от всех иных образований.

Однако на международной  арене выступают не только государства, но и иные субъекты - различные государственные  объедения. В теории международного права они получили название - международные  организации. В доктрине международного права резюмируется наличие определенного  понятия "международная организация" или по меньшей мере наличие определенных признаков, достаточно адекватно ее характеризующих. И в доктрине международного права, и в международно-правовых договорах, выделяются признаки международной организации. Во-первых, это должна быть постоянно действующая межгосударственная организация. Причем должны быть соблюдены три основных требования для ее учреждения: а) учреждение организации в соответствии с международным соглашением; б) наличие у нее как минимум одного органа управления; в) учреждение организации в соответствии с нормами международного права. Во-вторых, должно существовать разграничение законных полномочий и целей между организацией и ее государствами-членами. В-третьих, международная организация должна обладать законными полномочиями, осуществляемыми на международном уровне. В-четвертых, она основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации. В-пятых, международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность.

Корме международных  организаций существуют объединения  государств, которые имеют иную правовую природу и которые ранее определяются через термин - конфедерация. Такие  объединения находятся как бы в промежуточном состоянии - это  уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это  международно-правовые объединения, в  которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано  и действует на основании международного договора, государства сохраняют  независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так  же тем, что решения общих органов  проводятся в жизнь решениями  и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это  не обязательно, если объединение обладает признаками национальности. В общие  войсковые формирования государство  добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.

В современной  теории государства и права нет  определения понятия "объединение  государств". В науке достаточно подробно исследуются проблемы происхождения  государств, его формы, функции, механизм, которые со своих позиций затрагивают  вопросы межгосударственного объединения. Многие аспекты объединения государств отражены в международном публичном  праве, однако здесь они изучаются, как правило, с позиции международных  организаций.

Используя метод  сравнительного анализа и опираясь на существующие научные позиции, имеющие  отношение к межгосударственным объединениям, можно дать определение  понятию "объединение государств" как государственному образованию, созданному на основе интеграции самостоятельных  государств для достижения определенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения и государственности.

Таким образом, при  характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства. В настоящее время в литературе некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, место объединений государств в теории государства и права. Представляется, что рассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимо отдельно от института формы государственного устройства. Лоханская О. С. Указ. соч.

Конфедерация - это  союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для  удовлетворения определенных общих  интересов и целей политического, экономического или оборонного характера. Конфедерации, как правило, носят  временный характер.

Для осуществления  совместных дел в конфедерациях  формируются некоторые общие  органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие  их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной  власти, свое законодательство и свое гражданство.

Заключение

Подводя итоги  можно сказать - исторически сложились  две "классические" формы государственного устройства: унитарное государство  и федеративное государство (федерация). Конфедерация не является самостоятельным  государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).

Информация о работе Форма территориального-государственного устройства понятия и виды.