Форма территориального-государственного устройства понятия и виды.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.
Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

Оглавление

Введение
1. Территориальное устройство государства
1.1 Унитарное государственное устройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративной государственности России
3.2 Конституционная модель российского федерализма
3.3 Проблемы Российского федерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия - унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

Как правило, унитарное  государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения  является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с  монархической формой правления. Исторически  унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все  без исключения государственные  образования древности и средних  веков обладали этой формой государственного устройства.

В наше время, как  уже отмечалось ранее, унитарное  государство также существует, но это явление не носит столь  значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная  форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных  административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федеративное  государство. Это союзное государство, части которого обладают государственным  суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать  субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют  также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Сейчас эта  форма государственного устройства характерна в основном для крупных  и средних по территории демократических  государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение  в предоставлении государственности  в рамках федерации (Российская Федерация). Главное различие между обеими формами (федерация и унитаризм), заключается  в том, что при унитарной форме  территория государства состоит  из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы  представляют собой государственно-подобные образования или даже государства - субъекты федерации. Соответственно для федеративной формы, характерно конституционно установленное разграничение  компетенции между федерацией в  целом и ее субъектами, существование  и границы которых обычно гарантированы  конституцией, тогда как в унитарном  государстве компетенция территориальных  единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются  текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации  всегда обладают государственной автономией.

И наконец - конфедерация. Она не является формой государства, так как ни одно из государств, входящих в конфедерацию, не утрачивает своего суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют  свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для  решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или  иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных  органов управления; чаще всего создаются  консультативные, наблюдательные или  контрольные органы.

Исторически эта  форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается  крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше.

Однако существует мнение, что конфедерация может стать  со временем весьма распространенным явлением.

Следует также  указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в  том, что федерация - это форма  территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного  союза, то есть объединения независимых  государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Конфедерация, как и федерация, может  иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается  в том, что в отличие от актов  федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонять.

Список  использованных источников

1. Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12 дек. 1993г.: в ред. федер.  конституц. Законов от 30.12.2008. №  6-ФКЗ: от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Рос. газ. - 2008. - №7. 2. Бурбина Ю.В. Истоки федеративной государственности России // История государства и права. - 2009. - № 4. - С.7 - 10.

3. Зуйков А.В. Размышления  о российском федерализме // Государственная  власть и местное самоуправление. - 2008. - № 12. - С.21 - 25.

4. Иванов В.В. Вопросы  теории государственного устройства // Журнал Российского права. - 2002. - № 1. - С.91 - 100.

5. История России. Мультимедиа-учебник  [Электронный ресурс]. - Электрон  ст. - Режим доступа к ст.: http://www.history.ru/index. php? option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=1422&story=1192

6. Кетов Ю.М. Проблемы  федеративного устройства государства  // Конституционное муниципальное  право. - 2005. - № 9. - С. 19 - 24.

7. Козлова, Е.И. Конституционное  право России / Е.И. Козлова, О.Е.  Кутафин. - 4-е издание. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.

8. Крылова Е.Г. Федерализм  как демократическая территориальная  организация правового государства  // Конституционное и муниципальное  право. - 2007. - № 16. - С.14 - 21.

9. Лоханская, О.С. Объединения  государств: общетеоретические и  международные вопросы [Электронный  ресурс] / О.С. Николаева. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621. htm

10. Макаров А.В. Сочетание  национального и территориального  факторов при обеспечении единства  федеративного государства. / А.В.  Макаров, В.В. Бессонова // Государственная  власть и местное самоуправление. - 2009. - № 6. - С.18 - 22.

11. Мальсагов М.А. Российский  федерализм: генезис и основные  этапы развития // История государства  и права. - 2007. - № 6. - С. 19 - 26.

12. Пастухова Н.Б. Об  особенностях становления и развития  государственного суверенитета  современной России // Государство  и право. - 2007. - № 8. - С.89 - 94.

13. Ромашов Р.А. Проблемы  структурирования и функционирования  системы современного российского  законодательства в контексте  федерализма / Р.А. Макаров, С.Л.  Сергевнин // Правоведение. - 2005. - №  3. - С.4 - 12.

14. Россия [Электронный  ресурс] / Википедия. - Электрон ст. - Режим доступа к ст.: http://www.Wikipedia.org/wiki/%DO%BE%D1%8F

15. Саква Р. Российский  регионализм, выработка политического  курса и государственное развитие // Конституционное право: восточноевропейское  обозрение. - 1999. - № 4. - С.98 - 106.

16. Саленко А.В. Россия - унитарная Федерация: парадокс  или реальность? // Правоведение. - 2001. - № 2. - С.63 - 72.

17. Сапельников, А.Б.  Теория государства и права  / А.Б. Сапельников, И.Л. Честнов. - уч. Для юридических высших учебных заведений. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. - 279 с.

18. Семитко А.П. Актуальные  вопросы современной российской  государственности и политико-правовой  системы // Вестник ГУ. Серия Право. - 2005. - № 4. С.84 - 98.

19. Симонян Г.Р. Механизм  обеспечения интересов субъектов  Российской Федерации в деятельности  федеральных органов государственной  власти // Журнал российского права. - 2006. - № 3. - С.27 - 39.

20. Солодухин Ю. Конституционные  основы российского федерализма:  неразрешимые проблемы // Свободная  мысль. - 2006. - № 6. - С.32 - 40.

21. Спиридонов, Л.И. Теория  государства и права / Л.И. Спиридонов; М.: "Фирма Гардарика", 1996. - 304 с.

22. Уокер Э. Формирование  взаимоотношений центра и регионов  новой России // Конституционное  право: восточноевропейское обозрение. - 1995. - № 1. С.6 - 19.

23. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. - учебник; М.: Юристъ, 1999. - 400 с.

- 21янв.

Юридический состав правонарушения.

Юридический состав правонарушения

Уяснение общественной вредности и противоправности деяния позволяет отграничить его от правомерного поведения. Однако эти  характеристики хотя и являются определяющими для понимания правонарушения, требуют все же конкретизации, привлечения дополнительных, уточняющих их содержательных признаков, достаточных для отграничения правонарушения от иных отклонений от правопорядка. Этой цели в юридической науке и практике служит конструкция юридического состава правонарушения, представляющего совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

 

 


Информация о работе Форма территориального-государственного устройства понятия и виды.