Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………………………………………. 13
2.1. Административно-принудительные меры ……………………………… 18
2.2. Меры административного пресечения, их особенности и виды ……… 22
2.3. Меры взыскания …………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 27

Файлы: 1 файл

админ. принужд курсач.docx

— 53.35 Кб (Скачать)

     Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного  воздействия, применяемых публичной  администрацией для обеспечения  правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения  охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти.

     Следует различать меры административно-правового  принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного  права. Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые, общественно-правовые меры принуждения.

     Установлена дисциплинарная и материальная ответственность  военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными  организациями, властные полномочия которых  регулируются нормами административного  права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять  к виновным административные наказания, а также меру воспитательного  характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью  регулируется нормами административного  права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать  дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному  праву.

     Ответственность — разновидность принуждения, а  меры ответственности — особый вид  мер принуждения. Так, составной  частью административного принуждения  является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному  праву — часть принуждения  по административному праву.

     Органы  публичной исполнительной власти участвуют  в осуществлении разных видов  принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и административного  воздействия. Органы милиции, службы безопасности, налоговой полиции возбуждают уголовные  дела, ведут предварительное расследование  и применяют меры уголовно-процессуального  принуждения. Одна из важнейших задач  системы ГУИН Минюста России —  исполнение уголовных наказаний, т. е. фактическое осуществление уголовного принуждения.

     В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении, но корректнее было бы говорить об административно-правовом. История  СССР, России и других стран дает основания для выводов о том, что административное принуждение  намного шире административно-правового, что нередко оно связано с  произволом, насилием. Для административного  принуждения правовая форма еще  не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и  административно-правового принуждения.

     Административно-правовое принуждение — один из видов правового  принуждения. Поэтому ему присущи  все признаки последнего (это правоприменительная  деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в  рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых  и предопределяет его качественное своеобразие.

     1.  Меры административно-правового  принуждения применяются в связи  с антиобщественными деяниями (как  правило, административными правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые  административно-принудительными средствами.

     2.  Административно-правовое принуждение  осуществляется в рамках внеслужебного  подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами  этого охранительного  правоотношения.   Оно  применяется  субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.

     3.  Множественность и разнообразие  субъектов, осуществляющих административную  юрисдикцию, — еще одна важная  его особенность. Осуществлять  меры административного воздействия  вправе десятки видов органов  (государственных, муниципальных,  общественных).

     4.  Административному воздействию  подвергаются не только отдельные  физические лица, но и организации,  коллективные субъекты.

     5.  Административно-правовое принуждение  всесторонне регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды  мер принуждения, основания и  порядок их применения.

     Административно-правовое принуждение — это особый вид  правового принуждения, состоящий  в применении субъектами публичной  функциональной власти установленных  нормами административного права  принудительных мер в связи с  неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его  профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

     Во  многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в  сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые  впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают  большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе  профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

     Среди административно-принудительных мер  есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса  по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются в целях  создания условий для нормального  хода производства по делам об административных нарушениях.

     Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому  в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания. [ 6, с. 433 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

     Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения  применяются для обеспечения  соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере  государственного управления. Сюда можно  отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения  санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

     Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение  используется главным образом как  средство обеспечения и охраны общественного  правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного  принуждения применяются как  в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так  и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные  функции. [9, с. 144]

     Само  наименование принудительных мер свидетельствует  о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения. Использование  этих мер отнесено в большинстве  случаев к компетенции органов  исполнительной власти и их должностных  лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения  применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными  органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд.

     Однако  отдельные меры административного  принуждения могут применяться  только судьями. Это относится к  случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие  и конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.

     В этой связи все меры административного  принуждения можно разделить  на те, которые могут применяться  во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке [ 13, с. 185].

     Крайне  важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер  административного принуждения. Безусловно, что их использование в той  или иной степени ограничивает права  и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как, согласно Конституции РФ, права и свободы  гражданина могут быть ограничены в  той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ).

     Следовательно, основания, условия и порядок  осуществления мер административного  принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или  иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, — все это должно определяться только нормами федеральных  законов. В последние годы действительно  принят ряд федеральных законов, которые регулируют как организацию управления в ситуациях, требующих реализации мер административного принуждения, так и деятельность государственных органов, наделенных правом их применения. Примерами здесь могут служить Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ «О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Вместе с тем, к сожалению, до сих пор действует определенное число подзаконных и даже ведомственных актов, уполномочивающих различные государственные органы в тех или иных случаях применять меры административного принуждения и определяющих порядок их применения [5, с. 213].

     Анализ  правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно  разделить на три группы: административно-предупредительные  меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности.

     Большинство авторов придерживается именно такой  классификации. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и  других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.). Действительно, в ряде ситуаций, в  том числе при наличии чрезвычайных обстоятельств, государственные и  муниципальные органы для обеспечения  общественного порядка вынуждены  вводить карантин, запрещать движение транспортных средств, устанавливать  комендантский час и другие [14, с. 33].

     В последние годы многие специалисты  в самостоятельную группу мер  административного принуждения  стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств[ 2, с. 227].

     Не  следует также забывать об особом виде административного принуждения  — восстановительных санкциях. Такие  меры (например, снос самовольно возведенных  строений, взыскание недоимки и др.) также восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение.

     Несмотря  на неоднозначность мер административного  принуждения с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан, их использование  в интересах реализации задач  и функций исполнительной власти в ряде случаев объективно необходимо. Дело в том, что меры административного  принуждения нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования управляемой  системы, с их помощью достигаются  правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности.

Информация о работе Административное принуждение