Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………………………………………. 13
2.1. Административно-принудительные меры ……………………………… 18
2.2. Меры административного пресечения, их особенности и виды ……… 22
2.3. Меры взыскания …………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 27
Нормы
административного права
Следует
различать меры административно-правового
принуждения и принудительные меры,
установленные нормами
Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными организациями, властные полномочия которых регулируются нормами административного права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять к виновным административные наказания, а также меру воспитательного характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву — часть принуждения по административному праву.
Органы
публичной исполнительной власти участвуют
в осуществлении разных видов
принуждения. Они сами используют средства
дисциплинарного и
В
научной и учебной литературе
немало написано об административном
принуждении, но корректнее было бы говорить
об административно-правовом. История
СССР, России и других стран дает
основания для выводов о том,
что административное принуждение
намного шире административно-правового,
что нередко оно связано с
произволом, насилием. Для административного
принуждения правовая форма еще
не стала таким атрибутивным свойством,
как для уголовной
Административно-правовое принуждение — один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.
1.
Меры административно-
2.
Административно-правовое
3.
Множественность и
4.
Административному воздействию
подвергаются не только
5.
Административно-правовое
Административно-правовое
принуждение — это особый вид
правового принуждения, состоящий
в применении субъектами публичной
функциональной власти установленных
нормами административного
Во
многих случаях административно-
Среди
административно-принудительных мер
есть такие, которые считаются
Принуждение
осуществляется для охраны правопорядка.
Но это достигается различными способами:
путем пресечения нарушений, восстановления
вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому
в зависимости от той непосредственной
цели, ради которой используются средства
принуждения, можно различать меры
пресечения, восстановительные меры
и наказания. [ 6,
с. 433 ]
ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Административное
принуждение призвано обеспечивать
исполнение правил поведения, выраженных
в административно-правовых нормах.
Однако меры административного принуждения
применяются для обеспечения
соблюдения не всех без исключения
административно-правовых норм, а только
тех, которые формулируют
Таким
образом, являясь разновидностью государственного
принуждения, административное принуждение
используется главным образом как
средство обеспечения и охраны общественного
правопорядка, обеспечения общественной
безопасности, борьбы с другими правонарушениями
в сфере государственного управления.
При этом меры административного
принуждения применяются как
в целях предупреждения и пресечения
соответствующих
Само
наименование принудительных мер свидетельствует
о том, что для них характерен
в основном административный, т. е. внесудебный,
порядок их применения. Использование
этих мер отнесено в большинстве
случаев к компетенции органов
исполнительной власти и их должностных
лиц, причем не всех без исключения,
а лишь тех, которые специально наделены
соответствующими полномочиями. Меры
административного принуждения
применяются, как правило, органами,
осуществляющими
Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.
В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке [ 13, с. 185].
Крайне
важным является вопрос об административно-правовых
нормах, регулирующих применение мер
административного принуждения. Безусловно,
что их использование в той
или иной степени ограничивает права
и свободы граждан. В этом, видимо,
нет ничего страшного, так как, согласно
Конституции РФ, права и свободы
гражданина могут быть ограничены в
той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Но необходимо,
чтобы такие ограничения были
предусмотрены федеральным
Следовательно,
основания, условия и порядок
осуществления мер
Анализ
правовых актов, устанавливающих меры
административного принуждения, показывает,
что по целевому назначению их можно
разделить на три группы: административно-
Большинство
авторов придерживается именно такой
классификации. По их мнению, мерами предупреждения
являются разнообразные средства, направленные
на предотвращение правонарушений и
других вредных последствий (карантин,
таможенный досмотр, проверка документов,
удостоверяющих личность, обязательная
госпитализация инфекционных больных,
закрытие участков границы и др.).
Действительно, в ряде ситуаций, в
том числе при наличии
В последние годы многие специалисты в самостоятельную группу мер административного принуждения стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств[ 2, с. 227].
Не
следует также забывать об особом
виде административного принуждения
— восстановительных санкциях. Такие
меры (например, снос самовольно возведенных
строений, взыскание недоимки и др.)
также восстанавливают
Несмотря
на неоднозначность мер