Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:09, контрольная работа
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Административное принуждение
– метод государственного управления,
основанный на нормах административного
права, совокупность средств психического,
физического и иного
Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.
В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:
1.Дисциплинарное
2.Материальное (гражданско-правовое)
3.Уголовное
4.Административное
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения.
Мерами административного принуждения защищаются как нормы административного права, так и нормы иных отраслей: земельного, экологического, таможенного, трудового и налогового права. Так, за нарушение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации к налогоплательщику (в большинстве случаев это юридическое лицо, организация) могут быть применены такие принудительные меры, носящие денежный характер: взыскание недоимки по налогам и сборам, штрафа, принудительное взыскание пени.
Цели административного принуждения:
предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
пресечение правонарушений;
восстановление нарушенного состояния;
процессуальное обеспечение;
наказание (ответственность) правонарушителя.
Меры административного принуждения разнообразны.
По характеру и специфике правонарушения выделяют:
1.меры психического воздействия,
2.меры физического воздействия,
3.меры материального (имущественного) воздействия,
4.меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют
внутриорганизационные и внеш-
По способу обеспечения общественного
порядка и целевому предназначению существуют
меры административного предупреждения,
административного пресечения, административно-
По целевому назначению они могут быть подразделены на три группы:
1. административно-
2. административно - пресекательные меры;
3. меры административной ответственности.
Административно-
Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.
Административно-
Применяются данные меры в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.). В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.
Наиболее типичными являются следующие
административно-
1) контроль и надзорные проверки;
Технический надзор за автотранспортными
и иными транспортными
2) проверка документов, удостоверяющих личность;
3) введение карантина (при
4) прекращение движения
5) освидетельствование
6) реквизиция имущества;
7) закрытие участков
8) в соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ.
Административно - пресекателъные меры
своим назначением имеют
К их числу, например, относятся:
а) требования прекратить противоправные действия (например, в соответствии со ст. 11 закона «О милиции», милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия)
б) непосредственное физическое воздействие;
в) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;
г) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей); В соответствии со ст. 15 закона «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
· для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья
· для отражения нападения на сотрудника милиции, а также для отражения попытки завладеть его оружием
· для освобождения заложников
· для задержания лица, застигнутого на месте совершения преступления
д) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; В соответствии со ст. 30 закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники милиции действуют в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О милиции".
е) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
ж) запрещение или ограничение
ремонтно-строительных работ на улицах
и дорогах, если не соблюдаются требования
по обеспечению общественной безопасности
и т.п. К мерам пресекательного
характера относятся также
Стадии применения мер административного принуждения:
анализ правоохранительной ситуации;
выбор меры административного принуждения;
проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
реальное применение меры административного принуждения;
анализ эффективности применения меры административного принуждения;
внесение корректив
в последующую
Особенности административного принуждения:
основывается на нормах административного права;
применяется как физическими, так и юридическими лицам;
применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
порядок применения регламентируется административно-
применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
законность применения обеспечивается системой гарантий;
применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
пресечение правонарушений;
восстановление нарушенного состояния;
процессуальное обеспечение;
наказание (ответственность) правонарушителя.
Заключение
Итак правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. чтобы обеспечить:
- правомерность поведения
участников управленческих
- функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
- существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.
Единое по свей природе
государственное принуждение
В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы:
1. Меры административного предупреждения.
2. Меры административного пресечения.
3. Меры административного
В целом меры административного
принуждения имеют
Стадии применения мер административного принуждения:
анализ правоохранительной ситуации;
выбор меры административного принуждения;
проверка действенности
принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
реальное применение меры административного принуждения;
анализ эффективности применения меры административного принуждения;
внесение корректив в