Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Файлы: 1 файл

Административное принуждение.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Административное принуждение  – метод государственного управления, основанный на нормах административного  права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит  государству. Оно имеет специальный  аппарат принуждения. Правовые нормы  определяют, за что государственные  органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.   Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.

 

В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

1.Дисциплинарное

2.Материальное (гражданско-правовое)

3.Уголовное

4.Административное

 

 

Административное принуждение  является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным  образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения.

Мерами административного  принуждения защищаются как нормы  административного права, так и  нормы иных отраслей: земельного, экологического, таможенного, трудового и налогового права. Так, за нарушение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации к налогоплательщику (в большинстве случаев это юридическое лицо, организация) могут быть применены такие принудительные меры, носящие денежный характер: взыскание недоимки по налогам и сборам, штрафа, принудительное взыскание пени.

 

Цели административного  принуждения:

предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;

пресечение правонарушений;

восстановление нарушенного  состояния;

процессуальное обеспечение;

наказание (ответственность) правонарушителя.

 

 

Меры административного  принуждения разнообразны.

По характеру и специфике  правонарушения выделяют:

1.меры психического  воздействия, 

2.меры физического  воздействия, 

3.меры материального  (имущественного) воздействия, 

4.меры организационного воздействия.

 

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными  субъектами и применяемые коллективными  субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

 

По целевому назначению они могут  быть подразделены на три группы:

1.    административно-предупредительные  меры;

2.    административно - пресекательные  меры;

3.    меры административной  ответственности.

Административно-предупредительные меры принудительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности, явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.

Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в  процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

Административно-предупредительные  меры не связаны с совершением  правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Применяются данные меры в различных  областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.). В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Наиболее типичными являются следующие  административно-предупредительные меры:

1) контроль и надзорные проверки;

Технический надзор за автотранспортными  и иными транспортными средствами заключается в плановом и внеплановом  осмотре транспортных средств, с  целью недопущения к эксплуатации технически не исправного транспорта. Технический осмотр может производиться как по месту нахождения ГиБДД, так и в соответствующем автопарке, автохозяйстве и других транспортных организациях.

2) проверка документов, удостоверяющих  личность;

3) введение карантина (при эпидемиях  и эпизоотиях); милиция оказывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии, на территорию, зараженную радиоактивными веществами, и др.

4) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

5) освидетельствование медицинского  состояния лиц и санитарного  состояния предприятий общественного  питания;

6) реквизиция имущества;

7) закрытие участков Государственной  границы и т.п.

8) в соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ.

Административно - пресекателъные меры своим назначением имеют прекращение  противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

К их числу, например, относятся:

а) требования прекратить противоправные действия (например, в соответствии со ст. 11 закона «О милиции», милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия)

б) непосредственное физическое воздействие;

в) применение специальных  средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

г) применение оружия (например, для остановки транспортного  средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей); В соответствии со ст. 15 закона «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

·          для защиты граждан от нападения  опасного для жизни и здоровья

·          для отражения нападения на сотрудника милиции, а также для отражения попытки завладеть его оружием

·          для освобождения заложников

·          для задержания лица, застигнутого на месте совершения преступления

д) принудительное лечение  лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; В соответствии со ст. 30 закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники милиции действуют в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О милиции".

е) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое  состояние которых не отвечает установленным требованиям;

ж) запрещение или ограничение  ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п. К мерам пресекательного  характера относятся также специфические  меры, предусматриваемые Кодексом РФ об административных правонарушениях. Это: процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставление правонарушителя в орган внутренних дел (милиции); административное задержание физического лица для составления протокола об административном правонарушении; личный досмотр; изъятие документов; отстранение от управления транспортными средствами, задержание транспортных средств и т.п.

 

Стадии применения мер  административного принуждения:

анализ правоохранительной ситуации;

выбор меры административного  принуждения;

проверка действенности  выбранной меры административного  принуждения;

принятие (оформление) решения  о применении меры административного  принуждения;

реальное применение меры административного принуждения;

анализ эффективности  применения меры административного  принуждения;

внесение корректив  в последующую правоприменительную  деятельность.

 

Особенности административного  принуждения:

основывается на нормах административного права;

применяется как физическими, так и юридическими лицам;

применяется в сфере  общественных отношений, урегулированных  как нормами административного  права, так и нормами других отраслей права;

закрепляется как в  законных, так и в подзаконных  нормативных правовых актах;

применяется широким  кругом уполномоченных субъектов;

система мер административного  принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);

применяется чаще всего  в административном (внесудебном) порядке;

порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;

применяется как к  лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим  правонарушения (меры административного  предупреждения);

законность применения обеспечивается системой гарантий;

применяется в целях  обеспечения правового порядка  и общественной безопасности.

 

Цели административного  принуждения:

предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;

пресечение правонарушений;

восстановление нарушенного  состояния;

процессуальное обеспечение;

наказание (ответственность) правонарушителя.

 

 

Заключение

Итак правильное использование  метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. чтобы обеспечить:

 

- правомерность поведения  участников управленческих отношений;

 

- функционирование и  защиту такого режима, при котором  бы неукоснительно выполнялись  правовые предписания;

 

- существования устойчивой  системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

 

Единое по свей природе  государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые  регулируются правом и характером посягательств  на эти отношения. Административное принуждение - самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей."*

 

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения  правопорядка все меры административного  принуждения можно свести в три  классификационные группы:

 

1. Меры административного  предупреждения.

 

2. Меры административного  пресечения.

 

3. Меры административного взыскания.

 

В целом меры административного  принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством  предупреждения преступности.

 

Стадии применения мер административного  принуждения:

анализ правоохранительной ситуации;

выбор меры административного принуждения;

проверка действенности выбранной  меры административного принуждения;

принятие (оформление) решения о  применении меры административного  принуждения;

реальное применение меры административного  принуждения;

анализ эффективности применения меры административного принуждения;

внесение корректив в последующую  правоприменительную деятельность.


Информация о работе Административное принуждение