Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.

Файлы: 1 файл

контрольная Администрат.принуждение,ДН Бахрах,учебник для вузов 1996г (Автосохраненный).docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Введение

 

Обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как принуждение.

Государственное принуждение - это средство защиты интересов  общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Необходимо различать принуждение как специфическую  деятельность органов государственного управления и как один из методов  управления. Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: административное; дисциплинарное; гражданско-правовое; уголовное. Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, необходимостью пресечь и, предупредить правонарушения. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Меры административного  принуждения могут применяться  как при наличии, так и при  отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и особенности административного принуждения.

Административное принуждение  – метод государственного управления, основанный на нормах административного  права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности.1

 

Административное принуждение - это один из видов правового принуждения, основывающийся на нормах административного права. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время административное принуждение обладает рядом особенностей:

 

  • Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями (административными правонарушениями), применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права. Применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности;
  • Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной
  • функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти;
  • Множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Осуществлять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных);
  • Административному воздействию подвергаются не только отдельные физические и юридические лица, но и организации, коллективные субъекты. Применяется как к лицам совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершавшим правонарушения (меры административного предупреждения;
  • Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, закрепляющихся как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах. Применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке,а законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия), порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру.

 

Так же очень важным является обеспечение законности при применении мер административного принуждения  в связи с административным правонарушением (ст. 1.6. КоАП)2:

1. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности,  не может быть подвергнуто  административному наказанию и  мерам обеспечения производства  по делу об административном  правонарушении иначе как на  основаниях и в порядке, установленных  законом.

2. Применение уполномоченными  на то органом или должностным  лицом административного наказания  и мер обеспечения производства  по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер  административного принуждения  не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое  достоинство.

Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко меры административного принуждения оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются  самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это  административные санкции. Но имеются  и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр  вещей и др.)3. Эти меры используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.

Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это  достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания.

 

 

 

  1. Виды административного принуждения.

В обществе существуют различные виды принуждения. Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации4.

Цели административного принуждения:

1) предупреждение правонарушений  и наступления иных вредных  последствий, не связанных с  правонарушением;

2) пресечение правонарушений;

3) восстановление нарушенного  состояния;

4) процессуальное обеспечение;

5) наказание (ответственность)  правонарушителя.

 

Основание применения мер  административного принуждения:

По характеру  и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным  основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в  административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут  быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу  обеспечения общественного порядка  и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

- анализ правоохранительной ситуации;

-    выбор меры административного принуждения;

- проверка действенности выбранной меры административного принуждения;

-   принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;

-    реальное применение меры административного принуждения;

- анализ эффективности применения меры административного принуждения;

- внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

 

Исходя из целей  использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы5:

меры  административного предупреждения (административно-предупредительные меры);

меры  административного пресечения (административно-пресекательные меры);

меры  административно-процессуального обеспечения;

меры  административного взыскания.

Выделяются также  в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей.

Данная классификация  в некоторой степени относительна. Отдельные меры административно-процессуального обеспечения поглощаются мерами пресечения (например, доставление, задержание и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Используя метод принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения участников  управленческих отношений;

- функционирование и защиту  такого режима, при котором бы  неукоснительно выполнялись правовые  предписания;

- существования устойчивой системы  управленческих отношений, базирующихся  на основах законности.

Административное принуждение - самостоятельная  разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового  воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

В зависимости от  цели назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы:

1. Меры административного предупреждения.

2. Меры административного пресечения.

3. Меры административного взыскания.

В целом меры административного  принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством  предупреждения преступности.

 

 

Решение ситуаций

 

Ситуация 1.

Симонов А.Т., будучи в нетрезвом  состоянии, выражался нецензурной  бранью в кафе, а когда его задержали  сотрудники милиции, то опрокинул стол и разбил стекло, причинив материальный ущерб в сумме 300 рублей.

Какие меры административного  принуждения могут быть применены  к Симонову А.Т.?

 

 

Решение:  
Симонову А.Т. за указанное деяние могут быть применены меры административного принуждения указанные в статье 20.1 КоАП РФ - Мелкое хулиганство: 
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - 
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 
Определение понятия "общественное место" ( дал доктор юридических наук, профессор А.Б. Агапов в своих комментариях к Кодексу РФ об административных правонарушениях):  
Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: парк, стадион, сквер, кафе... Относятся они к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах - парк, улица и др. - и в любое время суток). 
К общественным местам также относятся улицы, дороги и объекты общественного транспорта.  

Информация о работе Административное принуждение