Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………………………………………. 13
2.1. Административно-принудительные меры ……………………………… 18
2.2. Меры административного пресечения, их особенности и виды ……… 22
2.3. Меры взыскания …………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 27

Файлы: 1 файл

админ. принужд курсач.docx

— 53.35 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный  университет физической культуры»

Кафедра теории государства  и права и конституционного права 
 
 
 
 
 

Курсовая работа по административному праву

Административное  принуждение 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 233 группы

Бикмухаметова Т. Р.

Проверила: старший преподаватель кафедры

Гладышева Л. А. 
 
 

Челябинск 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………  3

     ГЛАВА I  ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ  …………………………………………………………………..    5

     ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ……………………………………………….  13

     2.1. Административно-принудительные меры ………………………………  18

     2.2. Меры административного пресечения, их особенности и виды  ……… 22

     2.3. Меры взыскания  ………………………………………………………….  24

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………... 26

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….    27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В системе отраслей российского законодательства важную роль играет административное законодательство. Административное законодательство – это отрасль российского законодательства, регулирующая отношения, возникающие в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.

     Исполнительная  деятельность представляет собой претворение  в жизнь требований российских законов  и других нормативных актов, принимаемых  органами государственной власти. Распорядительная же деятельность органов управления заключается в издании административно-правовых актов, обеспечиваемых в необходимых  случаях мерами государственного принуждения.

     Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, по своей природе явления социальные, потому что они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение всегда существовало в человеческом обществе и являлось необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

     Административное  принуждение является методом осуществления  исполнительной власти, сочетается с  убеждением и применяется в тех  случаях, когда убеждения оказывается  недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.

     Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный  порядок, то есть их применение возложено  на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

     Все меры административного принуждения делятся обычно на три группы: административно-предупредительные; административного пресечения; административные взыскания. Соответственно эти меры имеют различное юридическое значение.

     Интересы  охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства  обеспечивали проведение в жизнь  государственной воли, применяя в  случае необходимости к тем, кто  не следует этой воле добровольно, и  принудительные меры, допускаемые законом. Например представители власти – это государственные служащие, которые наделены правами давать обязательные указания как лицам, им подчиненными по службе, так и лицам, не подчиненным им по службе. В случае невыполнения их указаний они могут применить определенные меры административного принуждения. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности.

     Государственное принуждение - это средство защиты интересов  общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом.

     Необходимо  различать принуждение как специфическую  деятельность органов государственного управления и как один из методов  управления.

     Первый  из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно  требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения  как метода управления, воздействие  на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть. 

     ГЛАВА I  ПОНЯТИЕ И  ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ

     Административное  принуждение является вспомогательным  методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и  применяется в тех случаях, когда  убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.

     Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный  порядок, т.е. их применение возложено нате исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

     Все меры административного принуждения  делятся обычно на три группы (вида): административно-предупредительные; административного  пресечения; административные взыскания. Соответственно эти меры имеют различное  юридическое значение. [11, с.253]

     Административное  принуждение – не самоцель. Будучи разновидностью государственного принуждения, оно используется в качестве крайнего средства обеспечения и охраны правопорядка. В этом его карательное назначение (наказание за дисциплинарные и административные проступки). Но его цели значительно  шире принудительные меры используются как средство предупреждения и пресечения правонарушений, а также для процессуального  обеспечения производства по административным правонарушениям. Следовательно, оно  используется и для обеспечения  общественной безопасности и общественного  порядка. В самом же широком смысле административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выражаемых в административно-правовых нормах.

     Административное  принуждение – это, как правило, принуждение внесудебное, т.е. осуществляемое исполнительными органами (должностными лицами) непосредственно в процессе их повседневной деятельности.

     В предусмотренных законодательством  случаях меры административного  принуждения применяются и судами (судьями). Так, они применяют наиболее строгие административные взыскания  за административные правонарушения; к их компетенции отнесено и аннулирование лицензий и т.п.

     Меры  административного принуждения  применяются не всеми исполнительными  органами (должностными лицами). Круг их определяется законом или подзаконными актами, поскольку, во-первых, речь идет о применении специальных полномочий и, во-вторых, в отношении третьих  лиц, т.е. тех, кто не находится в  непосредственном подчинении (ведении) у полномочных субъектов управления. Это, как правило, граждане, а в  некоторых случаях и физические лица независимо от формы собственности (например, в сфере борьбы с монополизмом и т.п.). Поэтому руководители исполнительных органов не вправе применять такие  меры в отношении подчиненных работников.

     Тем не менее и у них есть полномочия по внесудебному принудительному воздействию на поведение подчиненных – дисциплинарная власть. По своей сути меры дисциплинарного принуждения, конечно, можно рассматривать в качестве видового варианта административного принуждения в широком смысле. Но у них есть четкие границы – государственно-служебные отношения. У мер административного принуждения в его собственном понимании таких границ нет. Точнее говоря, они применяются на любом участке сферы государственного управления. [7, с.325]

     Административное  принуждение является функцией правоохранительных, как правило, органов, входящих в  общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наделенные административно-надзорной  компетенцией, органы внутренних дел  и т.п.

     Меры  административного принуждения  применяются в целях обеспечения  соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, природоохранные, противопожарные  правила и т.п.).

     Арсенал такого рода принудительных мер достаточно широк. При этом они используются не только в целях обеспечения  исполнения норм, устанавливаемых административным правом. Они являются средством охраны норм многих других отраслей права (например, финансового, трудового и т.п.).

     Административное  принуждение, используемое в необходимых  случаях, является проявлением административной власти, под которой предлагается понимать средства, используемые в  процессе реализации исполнительной власти, т.е. фактически юридически властные полномочия субъектов государственно-управленческой деятельности. Однако надо учитывать  при этом ранее отмеченные ограничения (не все субъекты, не все нормы  и т.п.). Поэтому объем односторонних  юридически властных полномочий таких  субъектов, разумеется, шире, чем объем  их же полномочий по применению мер  административного принуждения.

     Наличие средств административного принуждения  в распоряжении исполнительных органов (должностных лиц) вовсе не свидетельствует  о том, что методы управляющего воздействия  основаны исключительно на принуждении. Нельзя забывать о том, что такие средства нередко являются единственными, с помощью которых можно обеспечивать нормальные условия жизни (например, при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях); что они служат правоохранительным, т.е. позитивным, целям; что лишь в крайних случаях они применяются в качестве карательных мер, т.е. в буквальном смысле являются принудительными. [8, с. 86]

     В числе административно-правовых методов  особое место занимают средства принудительного характера, которые составляют институт административного принуждения. В широком смысле административное принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения, выраженных в нормах и правилах. Этим мерам характерен внесудебный (подведомственный юрисдикционный) порядок реализации.

     Меры  административного принуждения  подразделяются на четыре группы:

    • административно-предупредительные меры, например, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр вещей, регистрация документов и проверка ручной клади при посадке на самолет;
    • меры административного пресечения, например, проверка на трассе инспектором ГИБДД состояния автомобиля и в случае выявления неисправности, создающей реальную опасность для окружающих запрещается его дальнейшая эксплуатация;
    • меры, обеспечивающие административное производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАП РФ), в которой определено 9 мер обеспечения, имеющих характер административного принуждения;
    • меры административной ответственности, например, применение меры административного наказания, их ст. 3.2. определено 8 видов.

     Все эти перечисленные меры административного  принуждения используются в интересах более эффективного решения задач и функций исполнительной власти и государственного управления. Эти меры не утрачивают своего значения и в настоящее время, даже возможно приобретают дополнительное значение для ряда правонарушений и, в первую очередь, для юридических лиц. При этом административное наказание на юридическое лицо, не освобождает от административного наказания руководителя или собственника юридического лица и наоборот. [15, с. 191]

Информация о работе Административное принуждение