Среди
административно-принудительных мер
есть такие, которые считаются самостоятельными,
их применение означает решение вопроса
по существу. Это административные
санкции. Но имеются и так называемые
обеспечительные, процессуальные меры
(задержание, досмотр вещей и др.),
которые используются с целью
создания условий для нормального
хода производства по делам об административных
нарушениях.
Принуждение
осуществляется с целью охраны правопорядка.
Но эта цель достигается различными
способами: путем пресечения нарушений,
восстановления вреда, причиненного ими,
наказания. Поэтому в зависимости
от той непосредственной цели, ради
которой используются средства принуждения,
можно различать меры пресечения, восстановительные
меры и меры взыскания (наказания).
Многие
авторы утверждают, что по способу
воздействия средства административно-правового
принуждения следует делить на меры
предупреждения, пресечения и наказания.
По их мнению, мерами предупреждения являются
разнообразные средства, направленные
на предотвращение правонарушений и
других вредных последствий (карантин,
таможенный досмотр, проверка документов,
профилактические прививки, госпитализация
инфекционных больных, закрытие участков
границы и др.).
Действительно,
при наличии чрезвычайных обстоятельств
или иных случаев государственные
и муниципальные органы для обеспечения
общественного порядка вынуждены
устанавливать дополнительные обязанности
(карантин, запрещение движения автотранспорта,
комендантский час и т. д.). Следуя
этой логике, сюда же нужно отнести
налоговые, паспортные обязанности, воинскую
обязанность и иные не всегда приятные
требования законов. Эти нормативные
акты распространяются на многих субъектов,
и большинство из них выполняет
данные обязанности. Принудительные меры
применяются к тем, кто не выполняет
обязанности, нарушает запреты, то есть
совершает неправомерные действия.
Отмечая большое значение предупредительных
средств, следует признать, что они
не являются принудительными.
А
вот восстановительные санкции
– это особый вид административного
принуждения. Их не следует забывать.
Восстановительные
и пресекательные средства прямо, непосредственно
восстанавливают правопорядок, прекращают
неправомерное поведение (снос самовольно
возведенных строений, взыскание недоимки
и др.). Это средства прямого побуждения
к обеспечению правопорядка. А взыскания
– это меры негативного стимулирования.
Кара (наказание, взыскание) побуждает
нарушителя и иных граждан не нарушать
правовые нормы, воздействует на их поведение
косвенно [8, с. 271].
2.1.
Административно-принудительные
меры
Административно-предупредительные
меры — это меры принудительного
характера, которые применяются, как
это следует из их названия, в
целях предупреждения возможных
правонарушений в сфере государственного
управления, которые могут привести
к нарушениям общественного порядка
и общественной безопасности, другим
явлениям, вредным для режима управления
государством. Они применяются, например,
для предотвращения аварий на производстве,
дорожно-транспортных происшествий, пожаров;
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, безопасности
пассажиров воздушных судов; защиты
жизни, здоровья и безопасности граждан
при стихийных бедствиях, катастрофах,
чрезвычайных событиях [2, с. 248].
Несмотря
на ярко выраженный профилактический
характер, подобные меры осуществляются
в принудительном порядке в процессе
односторонней реализации юридически
властных полномочий органов исполнительной
власти и их должностных лиц. Выражаются
административно-предупредительные
меры, как правило, в виде определенных
ограничений и запретов, что, в
свою очередь, также характеризует
их принудительную природу. Административно-предупредительные
меры не связаны с совершением
правонарушений, а направлены на их
предотвращение, эти меры предшествуют
применению других мер административного
принуждения, реализуемых в случаях
совершения административных правонарушений.
Административно-предупредительные
меры достаточно многообразны, они
применяются различными субъектами
системы исполнительной власти во многих
сферах государственного управления.
Наиболее типичные из них связаны
с:
- осуществлением
надзорных проверок;
- дачей обязательных
для исполнения предписаний о проведении
профилактических мероприятий;
- досмотром
вещей и личным досмотром граждан;
- проверкой
документов, удостоверяющих личность;
- введением
карантина;
- прекращением
движения транспорта и пешеходов (при
возникновении угрозы общественной безопасности);
- освидетельствованием
медицинского состояния лиц и др.
Федеральным
конституционным законом «О чрезвычайном
положении» должностным лицам уполномоченных
на то органов исполнительной власти
в условиях чрезвычайного положения
предоставлено право:
- устанавливать
ограничения на свободу передвижения
по территории, на которой введено чрезвычайное
положение;
- вводить особый
режим въезда на указанную территорию
и выезда с нее, включая установление ограничений
на въезд на данную территорию и пребывание
на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- устанавливать
ограничения на осуществление отдельных
видов финансово-экономической деятельности,
включая перемещение товаров, услуг и
финансовых средств;
- устанавливать
особый порядок продажи, приобретения
и распределения продовольствия и предметов
первой необходимости;
- запрещать
или ограничивать проведение собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования,
а также иных массовых мероприятий;
- запрещать
забастовки и иные способы приостановления
или прекращения деятельности организаций;
- ограничивать
движение транспортных средств;
- осуществлять
досмотр транспортных средств;
- приостанавливать
деятельность опасных производств и организаций,
в которых используются взрывчатые, радиоактивные,
а также химические и биологические опасные
вещества;
- вводить комендантский
час (т. е. запрет в установленное время
суток находиться на улицах и в иных общественных
местах без специально выдаваемых пропусков
и документов, удостоверяющих личность
граждан);
- ограничивать
свободу печати и других средств массовой
информации путем введения предварительной
цензуры с указанием условий и порядка
ее осуществления;
- временно
изымать или арестовывать печатную продукцию,
радиопередающие, звукоусиливающие технические
средства, множительную технику;
- устанавливать
особый порядок аккредитации журналистов;
- проверять
документы, удостоверяющие личность граждан;
- осуществлять
личный досмотр, досмотр вещей граждан,
их жилища и транспортных средств;
- ограничивать
или запрещать продажу оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ, специальных средств,
ядовитых веществ;
- устанавливать
особый режим оборота лекарственных средств
и препаратов, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества, сильнодействующие
вещества;
- устанавливать
особый режим оборота этилового спирта,
спиртных напитков, спиртосодержащей
продукции;
- в исключительных
случаях временно изымать у граждан и
У организаций, независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, оружие, боеприпасы
и ядовитые вещества;
- в исключительных
случаях временно изымать у организаций,
независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, боевую и учебную
военную технику, взрывчатые и радиоактивные
вещества;
- временно
отселять жителей в безопасные районы
с обязательным предоставлением таким
жителям стационарных или временных жилых
помещений;
- в исключительных
случаях, связанных с необходимостью проведения
и обеспечения аварийно-спасательных
и других неотложных работ, мобилизовать
трудоспособное население и привлекать
транспортные средства граждан для проведения
этих работ (при обязательном соблюдении
требований охраны труда).
Можно
привести еще множество примеров
применения органами Министерства РФ
по налогам и сборам, Государственного
таможенного комитета РФ, Федеральной
службы безопасности РФ, различными надзорными
органами, другими органами исполнительной
власти различных административно-предупредительных
мер, направленных на предупреждение правонарушений
в сфере государственного управления
[3, с. 252].
2.2.
Меры административного
пресечения, их особенности
и виды
Меры
административного пресечения применяются
в целях прекращения противоправных
действий и предотвращения их вредных
последствий. Эти меры, так же как
и административно-предупредительные,
достаточно многообразны и осуществляются
различными субъектами системы исполнительной
власти во многих сферах государственного
управления. Наиболее типичные из них
связаны с:
- требованием
прекратить противоправное деяние;
- административным
задержанием лица, совершившего административное
правонарушение;
- принудительным
лечением лиц, страдающих заболеваниями,
опасными для окружающих;
- временным
отстранением от работы инфекционных
больных;
- запрещением
эксплуатации транспортных средств, если
их техническое состояние не отвечает
установленным требованиям;
- запрещением
или ограничением ремонтно-строительных
и других работ, если не соблюдаются необходимые
требования по обеспечению общественной
безопасности;
- непосредственным
физическим воздействием;
- применением
специальных средств (резиновых палок,
слезоточивого газа, наручников, водометов
и т. п.) для пресечения массовых беспорядков
и групповых действий, нарушающих работу
транспорта, связи, предприятий и учреждений;
- применением
и использованием оружия и др.
В
целях выполнения санитарного законодательства,
согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», должностные
лица государственной санитарно-эпидемиологической
службы РФ могут применять следующие меры
административного пресечения:
давать
гражданам и юридическим лицам
обязательные для исполнения предписания
об устранении выявленных нарушений
санитарных правил;
запрещать
реализацию не соответствующей санитарным
правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического
заключения продукции, в том числе
продовольственного сырья и пищевых
продуктов;
приостанавливать
впредь до проведения необходимых мероприятий
и устранения имеющихся нарушений
санитарных правил, а в случае невозможности
соблюдения этих правил — прекращать
работы по строительству и введению в
эксплуатацию различных объектов;
приостанавливать
или запрещать в случаях нарушений
санитарных правил работу предприятий,
организаций, отдельных производственных
цехов, участков; эксплуатацию помещений,
зданий, сооружений, оборудования, транспортных
средств, а также выполнение отдельных
видов работ и производственной
деятельности;
запрещать
в случаях нарушений санитарных
правил производство, хранение, транспортировку
и реализацию продовольственного сырья,
пищевых добавок, пищевых продуктов,
питьевой воды и контактирующих с
ними материалов и изделий;
запрещать
ввоз на территорию Российской Федерации
продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического
заключения о ее соответствии санитарным
правилам;
запрещать
ввоз на территорию Российской Федерации
не зарегистрированных в установленном
порядке потенциально опасных для
человека химических, биологических, радиоактивных
веществ, отдельных видов продукции,
товаров и грузов [4, с. 336].
2.3.
Меры взыскания
Меры
административного взыскания представляют
собой вид юридической (административной)
ответственности, применяются за совершение
определенных правонарушений. "Административное
взыскание является мерой ответственности
и применяется в целях воспитания лица,
совершившего административное правонарушение,
в духе законопослушного гражданина, а
также предупреждения новых правонарушений
как самим правонарушителем, так и другими
лицами". Административное взыскание
занимает особое место в системе мер административного
принуждения. Их особенность состоит в
том, что они носят ярко выраженный санкционный
характер, чем отличаются от других видов
мер административного принуждения, которые
этим качеством не обладают; воспитательное
воздействие от их применения наиболее
высоко, поскольку достигается простым,
быстрым и наглядным способом; взыскания
могут применять не только органы государственного
управления, но и другие субъекты правоприменения.
Все административные взыскания налагаются
на основе специального индивидуального
акта управления - постановления или решения.
Наложение административных взысканий
осуществляется уполномоченными на то
органами милиции в определенном процессуальном
порядке, при котором учитывается характер
совершенного правонарушения, личность
нарушителя, степень его вины, имущественное
положение, обстоятельства, смягчающие
и отягчающие ответственность; являются
эффективным средством реализации института
ответственность, под которой понимается
обязанность гражданина или должностного
лица дать отчет о своем неправомерном
поведении в сфере государственного управления
и понести наказание в виде административного
взыскания. Под системой административных
взысканий понимается перечень различных
по степени тяжести и правовым последствиям
видов наказаний. В настоящее время применяются
следующие административные средства
- меры морального воздействия. Они связаны
с малозначительными проступками, совершенными
обычно людьми случайно и не имеющими
каких-либо стойких антиобщественных
установок. К ним относится предупреждение.
" Меры личностного воздействия. Они
состоят в ограничении субъективных прав
и вложении на нарушителя определенных
претерпеваний. В соответствии со ст. 24
КоАП РФ выделяют следующие виды административных
взысканий: