Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА II ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………………………………………. 13
2.1. Административно-принудительные меры ……………………………… 18
2.2. Меры административного пресечения, их особенности и виды ……… 22
2.3. Меры взыскания …………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 27

Файлы: 1 файл

админ. принужд курсач.docx

— 53.35 Кб (Скачать)

     Среди административно-принудительных мер  есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение  вопроса  по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью  создания условий для нормального  хода производства по делам об административных нарушениях.

     Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Но эта цель достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости  от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и меры взыскания (наказания).

     Многие  авторы утверждают, что по способу  воздействия средства административно-правового  принуждения следует делить на меры предупреждения, пресечения и наказания. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и  других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, профилактические прививки, госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.).

     Действительно, при наличии чрезвычайных обстоятельств  или иных случаев государственные  и муниципальные органы для обеспечения  общественного порядка вынуждены  устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения автотранспорта, комендантский час и т. д.). Следуя этой логике, сюда же нужно отнести  налоговые, паспортные обязанности, воинскую обязанность и иные не всегда приятные требования законов. Эти нормативные  акты распространяются на многих субъектов, и большинство из них выполняет  данные обязанности. Принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет  обязанности, нарушает запреты, то есть совершает неправомерные действия. Отмечая большое значение предупредительных  средств, следует признать, что они  не являются принудительными.

     А вот восстановительные санкции  – это особый вид административного  принуждения. Их не следует забывать.

     Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки и др.). Это средства прямого побуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания – это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно [8, с. 271].

     2.1. Административно-принудительные меры

     Административно-предупредительные  меры — это меры принудительного  характера, которые применяются, как  это следует из их названия, в  целях предупреждения возможных  правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка  и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан  при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях [2, с. 248].

     Несмотря  на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные  меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в  свою очередь, также характеризует  их принудительную природу. Административно-предупредительные  меры не связаны с совершением  правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного  принуждения, реализуемых в случаях  совершения административных правонарушений.

     Административно-предупредительные  меры достаточно многообразны, они  применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны  с:

    • осуществлением надзорных проверок;
    • дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
    • досмотром вещей и личным досмотром граждан;
    • проверкой документов, удостоверяющих личность;
    • введением карантина;
    • прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
    • освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

     Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения  предоставлено право:

  • устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
  • вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  • запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • ограничивать движение транспортных средств;
  • осуществлять досмотр транспортных средств;
  • приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;
  • вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);
  • ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;
  • временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;
  • устанавливать особый порядок аккредитации журналистов;
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан;
  • осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;
  • ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;
  • устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;
  • устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;
  • в исключительных случаях временно изымать у граждан и У организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества;
  • в исключительных случаях временно изымать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;
  • временно отселять жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения органами Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной  службы безопасности РФ, различными надзорными органами, другими органами исполнительной власти различных административно-предупредительных  мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления  [3, с.  252]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Меры административного  пресечения, их особенности  и виды

     Меры  административного пресечения применяются  в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных  последствий. Эти меры, так же как  и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них  связаны с:

    • требованием прекратить противоправное деяние;
    • административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;
    • принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
    • временным отстранением от работы инфекционных больных;
    • запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;
    • запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;
    • непосредственным физическим воздействием;
    • применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;
    • применением и использованием оружия и др.

     В целях выполнения санитарного законодательства, согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные  лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие меры административного пресечения:

     давать  гражданам и юридическим лицам  обязательные для исполнения предписания  об устранении выявленных нарушений  санитарных правил;

     запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического  заключения продукции, в том числе  продовольственного сырья и пищевых  продуктов;

     приостанавливать  впредь до проведения необходимых мероприятий  и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности соблюдения этих правил — прекращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;

     приостанавливать  или запрещать в случаях нарушений  санитарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков; эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных  видов работ и производственной деятельности;

     запрещать в случаях нарушений санитарных правил производство, хранение, транспортировку  и реализацию продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с  ними материалов и изделий;

     запрещать ввоз на территорию Российской Федерации  продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического  заключения о ее соответствии санитарным правилам;

     запрещать ввоз на территорию Российской Федерации  не зарегистрированных в установленном  порядке потенциально опасных для  человека химических, биологических, радиоактивных  веществ, отдельных видов продукции, товаров и грузов [4, с. 336]. 
 
 

     2.3. Меры взыскания

     Меры  административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяются за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами". Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в том, что они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают; воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом; взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения. Все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения. Наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; являются эффективным средством реализации института ответственность, под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания. Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний. В настоящее время применяются следующие административные средства - меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относится предупреждение. " Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний. В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:

Информация о работе Административное принуждение