Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и систему методов административно- правового принуждения;
определить существенные признаки административного принуждения;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административное принуждение. Его отличие от других видов
государственного принуждения………………………………………………….5
Глава 2. Административно-предупредительные меры………………………..10
Глава 3. Меры административного пресечения……………………………….13
Глава4.Основания и особенности применения специальных мер пресечения………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административное принуждение. Его отличие от других видов
государственного принуждения……
Глава 2. Административно-
Глава 3. Меры административного пресечения……
Глава4.Основания и особенности применения
специальных мер пресечения……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление — это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) в определенной сфере (по предметам ведения) и в объеме полномочий на основании и в порядке определенном законодательством с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом.
Административное принуждение является методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).
Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в области применения мер административного принуждения. Предметом же являются положения нормативных правовых актов, учебные и справочные материалы, научные источники.
Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
Для решения данных задач и достижения поставленной цели использовались действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, научные и учебные пособия, монографическая литература.
Основные аспекты теории административного принуждения и административной ответственности широко рассматривались и обсуждались в работах юристов Крамника А.Н., Маха И.И., Еропкина М.И., Бахраха Д.Н., и др.
В процессе написания курсовой работы использовались различные методы: монографический, диалектический, графический, системный, детализации, сопоставления, моделирования и др.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Административное принуждение
тесно связано с
В широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Оно применяется и лишь тогда, когда исчерпаны средства убеждения.
Административное принуждение
характеризуется рядом
обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления в отношениях с «внешней средой». Закон четко разделяет круг лиц, имеющих подобные полномочия;
а) прекращения противоправных действий;
б) привлечения к ответственности нарушителей;
в) обеспечения общественной безопасности, когда экстраординарная ситуация определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последе г и их локализации;
5. характерной чертой административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются:
а) совершение административного правонарушения;
б) наступление особых случаев, предусмотрены правовой нормой (например, стихийных бедствий катастроф техногенного характера, эпидемий других чрезвычайных обстоятельств).
В таких ситуациях меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека. Это является коренным отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления;
6. административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм [11, с. 97-98].
Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка общественной безопасности.
Принуждение можно понимать как отрицание воли субъекта, навязывание ему "чужой" воли, чтобы подчинить его волю и поведение [1, с. 197]. Для этого и используются меры психологического, физического, имущественного, организационного воздействия на волю субъекта.
Принуждение в административной деятельности можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального воздействия являются агрессия других стран, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны - это преступность, охлократия, бандократия. Источником насилия нередко являются злоупотребления властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, административный произвол.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия. Основная задача принудительных актов – защита правопорядка. Таким образом, по способу его охраны следует различать четыре вида принуждения: предупреждение, пресечение, наказание (взыскание), восстановление.
В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое и иные виды принуждения.
Принуждение можно различать и по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому и административному праву.
До 50-х годов в юридической
литературе господствовала двухчленная
классификация мер
В 1956 году М.И. Еропкин обосновал трехчленную классификацию мер административного принуждения, которой долгое время придерживалось большинство ученых – административистов. По этой классификации меры административно-правового принуждения подразделяются на три группы:
В основе этой классификации лежат цели и способ обеспечения правопорядка [2, с. 60].
По этому вопросу имеются и другие точки зрения. Так Д.Н. Бахрах предлагает следующую классификацию мер административно-правового принуждения:
Крамник А.Н. выделяет 6 видов мер административного принуждения[5, с. 56]:
Рассмотрим подробнее
наиболее распространенную классификацию
мер административного
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Административно-
Принудительный характер
административно-
Основу системы субъектов,
имеющих право применять
Названные признаки мер
административного
Итак, административно- предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций Основания применения: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.) [11, с.180].
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода предпринимаются в принудительном порядке, т.в. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентными исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что показательно характеризует их принудительную природу.
Административно-
Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.).