Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
 определить понятие и систему методов административно- правового принуждения;
 определить существенные признаки административного принуждения;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административное принуждение. Его отличие от других видов
государственного принуждения………………………………………………….5
Глава 2. Административно-предупредительные меры………………………..10
Глава 3. Меры административного пресечения……………………………….13
Глава4.Основания и особенности применения специальных мер пресечения………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………………….25

Файлы: 1 файл

административное принуждение.docx

— 63.81 Кб (Скачать)

Наиболее типичными являются следующие виды административно-предупредительных мер:

  • проверка документов;
  • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
  • регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия;
  • надзор  за  техническим  состоянием  транспортных средств;
  • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;
  • постановка на специальный учет;
  • надзор за соблюдением правил дорожного движения;
  • надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;
  • надзор для регистрации и официального предостережения;
  • посещение и осмотр подконтрольных объектов;
  • выселение из домов, грозящих обвалом;
  • введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
  • реквизиция имущества;
    • закрытие участков государственной границы и т.д [3, с.304].

Из вышеизложенного видим, что целями применения административно-предупредительных  мер являются предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ

Основу принудительной деятельности ряда органов публичной администрации составляют меры пресечения. Возможность их применения является одной из особенностей деятельности этих органов, для чего используется их кадровый, материальный, информационный потенциал. Итак, органам милиции использование средств пресечения позволяет не только предупредить, но и предотвратить нарушения правопорядка, а в необходимых случаях и привлечь виновного к ответственности.

Как разновидность  административно-правового принуждения меры административного пресечения, применяемые компетентными органами публичной администрации и их должностными лицами, обладают всеми его признаками, но им свойственны и свои специфические признаки. Особенность их проявляется в целевом назначении и в самой сущности мер.

Основными целями пресечения являются:

  • прекращения административного правонарушения;
  • недопущения или минимизации вредных последствий, совершенного правонарушения;
  • создания условий привлечения виновного лица к административной ответственности. [6, с.363]

Основанием  пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Использование мер административного пресечения вызывается ситуацией, в которой противоправное поведение наличествует и проявляет себя открыто. В отличие от административно-предупредительных мер, которые направлены на предупреждение правонарушения, например надзора за отдельными категориями ранее судимых лиц, меры административного пресечения прекращают конкретно наступившие действия как явления материального мира. Меры административного пресечения отмечаются оперативным характером, т. е. мгновенной реакцией соответствующего органа, его служащего на противоправные действия.

К особенностям мер административного пресечения относится и своеобразие проявления объективной связи «неправомерное действие—административное принуждение», которое заключается в одновременном, одномоментном существовании элементов данной системы. В отличие от них, реализация, например, таких мер административного принуждения, как административные взыскания, занимает более или менее значительный период времени с момента совершения правонарушения. Отличительной чертой административного пресечения является и ограниченный круг субъектов их применения. При этом, чем сильнее правоограничение, которое может вызвать та или иная мера административного пресечения, тем уже круг должностных лиц, управомоченных их применять, и тем выше требования к их профессиональной подготовке.

С учетом всех названных признаков под мерами административного пресечения следует понимать установленные нормой права средства и способы принудительного воздействия полномочного органа публичной администрации, его служащего, направленные на прекращение противоправного поведения лица в целях последующего привлечения его к правовой ответственности.

Все меры административного  пресечения можно разделить на общие и специальные.

Выделяют  шесть групп общих мер пресечения:

  • меры, адресованы непосредственно личности правонарушителя (требования о прекращении правонарушения, задержание, доставление лица в служебное помещение);
  • меры имущественного характера (изъятие оружия, транспортных средств, денежных средств, иных незаконных предметов или орудий правонарушения снос незаконного строительства);
  • меры финансового характера (арест банковского счета, сокращение или прекращение бюджетного финансирования);
  • меры технического характера (запрет эксплуатации неисправного транспорта; запрет эксплуатации помещений, несоответствующих техническим требованиям);
  • меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционного работника или лице, не имеющего документа, подтверждающего здоровье; прекращение работы предприятия торговли или питания, нарушающего санитарные требования);
  • меры разрешительно- лицензионного характера (отказ в выдаче водительских прав, право на ношение оружия, в изготовлении печати, отзыв лицензии).

В административном праве такие понятия как арест  и конфискация рассматриваются  только как административные взыскания, которые применяются по решению  суда, после рассмотрения дела об административном правонарушении. В качестве мер пресечения данные понятия не применимы и  соответствующими мерами пресечения в  данном случае является задержание и  изъятие [7].

Так же некоторые авторы выделяют еще и процессуальные меры. Так, в соответствии с Процессуально- исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З, ст. 8.1 ч.1., к процессуальным мерам относятся:

  • в целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:
  • административное задержание физического лица;
  • личный обыск задержанного;
  • наложение ареста на имущество;
  • изъятие вещей и документов;
  • задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • блокировка колес транспортного средства;
  • привод;
  • удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

В отношении юридического лица могут быть применены следующие  меры обеспечения административного  процесса:

  • изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу;
  • наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу [6, с. 358].

 Меры обеспечения административного  процесса применяются судьей, должностным  лицом органа, ведущего административный  процесс.

Принятые до начала административного  процесса меры административного принуждения, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь, сохраняют  свое действие до отмены органом, их применившим, или судом.

Применяя меры пресечения, субъекты власти должны строго соблюдать  принципы законности и целесообразности: избирать такие средства, которые  действительно необходимы для предотвращения вредных последствий.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ

В случае не эффективности общих  мер пресечения возможно применение строго регламентированных законом  специальных мер административного  пресечения. Данные меры представляют собой комплекс мероприятий преимущественно  организационного и технического характера и заключаются, согласно главе 5  Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007  № 263-З «Об органах внутренних дел» (далее – Закон № 263-З ), в применении:

  • огнестрельного (табельного) оружия;
  • наручников и иных блокирующих движение средств;
  • аэрозольных и химических препаратов;
  • средств электрического поражения;
  • специального автотранспорта;
  • водометной техники;
  • служебных животных;
  • резиновых палок.

Указанные средства специального пресечения в соответствии со ст. 28 Закона № 263-З допустимо применять только в случаях:

  • отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел и иных граждан;
  • освобождения заложников;
  • отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов;
  • пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника органов внутренних дел либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
  • задержания и доставления в органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоирования и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, депортации или высылке, лиц, задержанных по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
  • пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства;
  • в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Специальные средства запрещается  применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст  очевиден или известен, за исключением  случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения  или иных действий, угрожающих жизни  или здоровью граждан.

Статья 29 Закона № 263-З предусматривает применение огнестрельного табельного оружия в следующих случаях:

  • подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;
  • остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Сотрудник органов внутренних дел вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся  обстановке не исключена возможность  его применения или использования.

Запрещается применять или использовать оружие:

  • при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;
  • в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;
  • в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Многообразные меры административного пресечения можно подразделить на группы, что  и делают Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов, выделяя такие группы:

  • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);
  • меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
  • меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий из-за нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.);
  • меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии на право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и др.);
  • меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
  • меры, связанные с осуществлением лицензионно-раз-решительной системы (отказ в выдаче лицензии на подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.);
  • меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.) [3, с. 304].

Информация о работе Административное принуждение