Административное принуждение: его сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является исследование сущности и видов административного принуждения.
К задачам реферата относится:
- определение положения административного принуждения в государственном управлении;
- выявление сущности административного принуждения;
- каким образом регулируется административное принуждение;
- классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Административное принуждение в государственном
управлении………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и виды государственного принуждения………………………...5
1.2. Общая характеристика административного принуждения………………7
Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской
Федерации……………………………………………………………………...12
2.1. Классификация мер административного принуждения…………….......12
2.2. Административно-предупредительные меры…………………………...13
2.3. Меры административного пресечения……………………………….......15
2.4. Меры ответственности……………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованных источников и литературы ………………………...24

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

Институт  государственного управления и права 

Кафедра правового обеспечения управления 
 
 

Реферат 
 

по дисциплине: 

«Административное право» 

на тему: 

«Административное принуждение: его сущность и виды» 
 
 

Выполнил: студент

специальности «Юриспруденция»

                                                             группы 2-2 Белорусов Е.О.

Проверил: к.ю.н, доцент. Петров В.И 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011г.

 

                                                              Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Административное принуждение в  государственном 

управлении………………………………………………………………………5

1.1. Понятие  и виды государственного принуждения………………………...5

1.2. Общая  характеристика административного  принуждения………………7

Глава 2. Система мер административного  принуждения в Российской

Федерации……………………………………………………………………...12

2.1. Классификация мер административного принуждения…………….......12

2.2. Административно-предупредительные  меры…………………………...13

2.3. Меры  административного пресечения……………………………….......15

2.4. Меры  ответственности……………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………..22

Список  использованных источников и литературы ………………………...24 
 
 
 

  

                                                        

                                                       Введение

     Поскольку существует общество, неизменно будет  существовать и принуждение к чему-либо одних людей другими. Это принуждение может выражаться в различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению ими нравственных устоев).

     Административное  принуждение правомерно, применяется  на основе нормативных актов, т.е. применяется  исключительно в случаях и  в порядке, предусмотренных нормами административного права.

     Административное  принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения предусмотренных нормами административного права, мер в связи с правонарушением или в связи с государственной необходимостью, путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности, либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

     В написании  реферата использовались различные методы исследования: анализ мнений различных ученых; анализ учебных  пособий и работ ученых-правоведов; изучение нормативных актов, связанных с темой реферата.

     Целью моей работы является исследование сущности и видов административного принуждения.

     К задачам  реферата относится:

     - определение положения административного  принуждения в государственном управлении;

     - выявление сущности административного  принуждения;

     - каким образом регулируется административное принуждение;

     - классификация мер административного  принуждения на основе мнений разных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Административное принуждение в государственном

     управлении

     1.1. Понятие и виды  государственного  принуждения

     Говоря  о принуждении в праве, следует  иметь в виду то обстоятельство, что «принуждение является одним  из атрибутов государственной власти»1. Действительно, единственным легитимным субъектом правового принуждения может выступать только государство. «Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению». В приведенной фразе заключено понимание государственного принуждения в его широком смысле.

     Однако  чаще всего юристов-правоведов интересует государственное принуждение не в широком, а в узком смысле. Нельзя не согласиться с мнением Д.Н. Бахраха о том, что «юридическая наука занимается не принуждением вообще, а принуждением к соблюдению правовых предписаний, которое само четко регламентировано правом».2

     В этом смысле под государственным  принуждением понимается определенный метод воздействия государства на субъектов права. Для его отличия от других методов воздействия необходимо выделение определенного набора характерных только этому методу признаков.

     В юридической науке существует два  различных подхода к отличию  метода государственного принуждения от убеждения.

       «Меры принуждения – это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и физического вреда»3,- считает А.И. Каплунов.

     Главным для государственного принуждения  является не результат внутренней психической деятельности объекта принуждения, а объективное внешнее выражение таких мер. Все авторы указывают на то, что эти меры заключаются в «нормативно предусмотренном физическом или психическом воздействии», «установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера», «применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер».

     Принимая  во внимание изложенное, можно констатировать то, что по мнению большинства ученых, государственное принуждение – это метод воздействия государства на субъектов права, заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений путем применения нормативно закрепленных мер принуждения в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения), либо в связи с государственной необходимостью.

     По  своему конкретному содержанию государственное  принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида  принудительного воздействия различны по содержанию, но  выражают  общую  сущность.  Тот  или иной вид государственного принуждения  определяется  сферой  воздействия  на объект.

     По  материально-правовому характеру  и процессуальной форме выделяют такие виды государственного принуждения как уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, государственно-правовые, и административно-правовые.

     В данной работе большое внимание мы уделим административно-правовому принуждению, обсуждение которого пойдет в следующих пунктах .

                1.2. Общая характеристика административного принуждения

     Административное  принуждение – особый метод государственного управления. Сущность административного  принуждения можно раскрыть через ряд присущих ему признаков.

     К ним можно отнести следующие  признаки:

     Административное  принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

     Данный  признак административного принуждения  необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые специалисты отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

     В то же время, говоря об этих мерах, имеются  в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

     Административное  принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.4

     Все меры административного принуждения  применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

     Меры  административного принуждения  могут устанавливаться только правовыми  актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

     Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

     В связи с этим очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться  в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь  противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Информация о работе Административное принуждение: его сущность и виды