Административное принуждение: его сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является исследование сущности и видов административного принуждения.
К задачам реферата относится:
- определение положения административного принуждения в государственном управлении;
- выявление сущности административного принуждения;
- каким образом регулируется административное принуждение;
- классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Административное принуждение в государственном
управлении………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и виды государственного принуждения………………………...5
1.2. Общая характеристика административного принуждения………………7
Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской
Федерации……………………………………………………………………...12
2.1. Классификация мер административного принуждения…………….......12
2.2. Административно-предупредительные меры…………………………...13
2.3. Меры административного пресечения……………………………….......15
2.4. Меры ответственности……………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованных источников и литературы ………………………...24

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

     1) административная ответственность  устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения; 2) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок;

     3) субъектами административной ответственности  могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной ответственности — только физические лица;

     4) за административные правонарушения  предусмотрены административные наказания; за преступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания.

     5) административные наказания применяется  широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);

     6) административные наказания применяются  органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей должностным лицом;

     7) привлечение административного  наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока — одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

     8) меры административной ответственности  применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.

     Следовательно, административная ответственность  обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

     Основными видами административных наказаний  являются:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за  пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

     8) дисквалификация;

     9) административное приостановление деятельности.12

     2.5. Меры обеспечения  производства по  делам об административных правонарушениях

     Меры  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях выделены законодателем в отдельную РФ гл. 27 КоАП РФ и используются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Их основное назначение состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

     Личный  досмотр — досмотр вещей, находящихся  при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), т. е. обследование вещей, проводимое без  нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ.

     Осмотр  принадлежащих юридическому лицу или  индивидуальному предпринимателю  помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (27.8 КоАП РФ).

     Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), т. е. обследование транспортного  средства, проводимое без нарушения  его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

     Изъятие вещей и документов, явившихся  орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ст.27.10 КоАП РФ).

     Отстранение от управления транспортным средством  и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством — данная мера закреплена в ст. 27.12 КоАП РФ.

     Запрещение  эксплуатации транспортного средства. Сотрудники милиции вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона «О милиции»13) или совершивших правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ.

     Арест товаров, транспортных средств и  иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ). Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

     Временный запрет деятельности заключается в  кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов работ, оказания услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                    Заключение

     Итак, правильное использование метода принуждения  органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

     Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

     - правомерность поведения участников  управленческих отношений;

     - функционирование и защиту такого  режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;

     - существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

     Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется  общим принципам права, применяется  на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

     Назначение  принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.

     Вместе  с тем оно содержит карательный  и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Список использованных  источников и литературы 

  1. Бахрах  Д. Н. Административное право. М., 2005. C. 38.
  2. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М. 2005.C. 20.
  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  4. Попов Л. П. Административное право. М., 2005. C. 78-86.
  5. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М., 2001. C. 256-274.
  6. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образова-ние». Ростов н/Д., 2004. C. 123-132.
  7. См. ст. 1 и 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на-селения»// СЗ РФ. 1999, №14. ст. 1650.
  8. См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право. М., 2003. С. 264.
  9. См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991, №16, C. 503.
  10. См.: Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М., 1975. С. 71.
  11. См.: Галаган И. А. Административная ответственность в СССР. Воронеж, 1970. С. 118.
  12. См.: Еропкин М. И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы советского админист-ративного права на современном этапе. М., 1967. С. 61-67.
  13. См.: Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты.

Информация о работе Административное принуждение: его сущность и виды