Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа
Административное принуждение является воздействием государства на субъекты права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права, мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью, путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Административное принуждение в государственном управлении
1.1 Понятие и виды государственного принуждения…………………………5
1.2 Общая характеристика административного принуждения……………….9
1.3 Основы правового регулирования административного принуждения в Российской Федерации………………………………………………………….14
Глава II. Система мер административного принуждения в Российской Федерации
2.1 Классификация мер административного принуждения………………….16
2.2 Административно-предупредительные меры…………………………….18
2.3 Меры административного пресечения…………………………………….21
2.4 Меры ответственности……………………………………………………..24
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….32
3) меры, препятствующие уклонению
соответствующих субъектов от
исполнения ими обязанностей (реквизиция,
принудительное медицинское
4) особую группу составляют
так называемые лечебно-
2.3 Меры административного пресечения
Реальные правонарушения
представляют непосредственную угрозу
охраняемым общественным отношениям,
причиняют им вред. Интересы их защиты
требуют немедленного принятия мер
органами исполнительной власти и их
должностными лицами в целях пресечения
действий, нарушающих правовые предписания.
Такими мерами являются, например, административное
задержание нарушителя, запрещение эксплуатации
неисправных машин и
Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.
Значение этих мер в
системе правоохранительных средств
особенно велико, поскольку в ходе
их применения пресекаются наиболее
распространенные правонарушения - административные
правонарушения, обеспечивается возможность
привлечения нарушителей к
Далее, в соответствии с законодательством органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.
Таким образом, основаниями
применения мер административного
пресечения являются: во-первых, совершение
правонарушения и, во-вторых, совершение
объективно противоправных деяний или
наступление представляющих опасность
противоправных состояний или событий.
При таких обстоятельствах
Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.
В частности, к ним относятся меры:
1) применяемые непосредственно
к личности правонарушителя (
2) имущественного характера
(изъятие огнестрельного
3) технического характера
(запрещение эксплуатации
4) финансового характера
(прекращение кредитования, сокращение
бюджетного финансирования, отзыв
лицензии, дающей право осуществлять
финансовые операции, изъятие (взимание)
в доход бюджета сумм, полученных
предприятиями, учреждениями и
организациями в результате
5) медико-санитарного характера
(отстранение от работы
6) связанные с осуществлением
лицензионно-разрешительной
7) специального или
Меры административного
пресечения тесно связаны с мерами
административной ответственности
и нередко предшествуют им, обеспечивая
возможность ее фактической реализации.
Административное задержание, личный
досмотр, изъятие вещей и документов
позволяют установить личность правонарушителя,
составить документы, необходимые
для привлечения его к
2.4 Меры ответственности
Административная ответственность-вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
1) административная
2) основанием административной
ответственности является
3) субъектами административной
ответственности могут быть
4) за административные
правонарушения предусмотрены
5) административные наказания
применяется широким кругом
6) административные наказания
применяются органами и
7) привлечение административного
наказания не влечет судимости,
8) меры административной
ответственности применяются в
соответствии с
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.
Основными видами административных наказаний являются:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или
4) конфискация орудия
совершения или предмета
5) лишение специального
права, предоставленного
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выделены законодателем в отдельную РФ гл. 27 КоАП РФ и используются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Их основное назначение состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.
Рассмотрим эти меры.
1. Доставление правонарушителя
состоит в принудительном
Оно осуществляется в целях
составления протокола об административном
правонарушении при невозможности
составить его на месте выявления
административного
2. Административное задержание,
т. е. кратковременное
3. Личный досмотр - досмотр
вещей, находящихся при
4. Осмотр принадлежащих
юридическому лицу или
5. Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
6. Изъятие вещей и документов,
явившихся орудиями совершения
или предметами
7. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей (ст. 27.11 КоАП РФ).
8. Отстранение от управления
транспортным средством и
9. Медицинское
10. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ). Задержание транспортного средства соответствующего вида осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».