Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа
Административное принуждение является воздействием государства на субъекты права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права, мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью, путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Административное принуждение в государственном управлении
1.1 Понятие и виды государственного принуждения…………………………5
1.2 Общая характеристика административного принуждения……………….9
1.3 Основы правового регулирования административного принуждения в Российской Федерации………………………………………………………….14
Глава II. Система мер административного принуждения в Российской Федерации
2.1 Классификация мер административного принуждения………………….16
2.2 Административно-предупредительные меры…………………………….18
2.3 Меры административного пресечения…………………………………….21
2.4 Меры ответственности……………………………………………………..24
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….32
Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
Меры административного
принуждения могут
Административное принуждение
применяется лишь уполномоченными
на то органами и должностными лицами.
Их круг строго определен правовыми
актами. Как правило, к ним относятся
исполнительные органы и их должностные
лица, уполномоченные на осуществление
правоохранительных функций в сфере
государственного управления (например,
органы внутренних дел, контрольно-надзорные
органы). Таким образом, административное
принуждение характеризуется
Специфика управленческих отношений
объективно определяет необходимость
самостоятельной и быстрой
В связи с этим очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.
Административное принуждение
характеризует внесудебный
Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.
Процессуальный порядок
его применения отличается оперативностью,
относительной простотой и
Административное принуждение
применяется не только к физическим
лицам (гражданам России, иностранным
гражданам и лицам без
Одним из важнейших признаков
административного принуждения
является специфическая юридическая
природа оснований его
Основываясь на перечисленных
признаках, можно сделать вывод,
что административное принуждение
– это урегулированное нормами
административного права
1.3.Основы правового регулирования административного принуждения в Российской Федерации
Крайне важным является вопрос
об административно-правовых нормах, регулирующих
применение мер административного
принуждения. Безусловно, что их использование
в той или иной степени ограничивает
права и свободы граждан. Но, согласно
Конституции РФ, права и свободы
гражданина могут быть ограничены в
той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Но необходимо,
чтобы такие ограничения были
предусмотрены федеральным
Следовательно, основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, - все это должно определяться только нормами федеральных законов. В последние годы действительно принят ряд федеральных законов, которые регулируют как организацию управления в ситуациях, требующих реализации мер административного принуждения, так и деятельность государственных органов, наделенных правом их применения. Примерами здесь могут служить Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ «О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Вместе с тем, к сожалению, до сих пор действует определенное число подзаконных и даже ведомственных актов, уполномочивающих различные государственные органы в тех или иных случаях применять меры административного принуждения и определяющих порядок их применения.
II. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
2.1 Классификация мер
Проблема классификации
мер административного
1) административно-
2) административно-правовые санкции;
3) административно-
Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин, И.А.
Галаган – на 1) административно-
Д.Н. Бахрах не согласен с тем,
что существуют административно-
Право на существование имеют
все из вышеперечисленных групп
административного принуждения. Принудительная
сущность административно-
Существуют другие классификации
мер административного
- административно-
- административно-
- административно-
- меры юридической
Но в данной курсовой работе мы будем придерживаться мнения профессора Л.П. Попова, который классифицирует меры административного принуждения в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, на четыре группы:
1) административно-
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 9
2.2 Административно-
Применение принудительных
средств законодательство связывает,
как правило, с фактом нарушения
лицом возложенных на него правовых
обязанностей. Однако угроза общественным
и личным интересам и причинение
им ущерба могут возникнуть вследствие
не только правонарушения, но и стихийных
бедствий, действий психически больных
лиц и т.п. Поэтому государство
вынуждено прибегать к
Следовательно, основанием
для применения административно-
Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.
Административно-
Государство, используя административно-
Так, в соответствии с
п. 18 ст. 11 Закона РФ "О милиции"
сотрудникам милиции
Отмечая общность всех административно-
По этому критерию среди
административно-
1) меры, применяемые в
целях предотвращения угрозы
наступления возможных вредных,
2) меры, направленные на
предупреждение правонарушений, причем
не только административных