Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью дипломной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Административный
арест применяется в
Лица, подвергнутые
административному аресту, содержатся
под стражей в местах, определяемых органами
внутренних дел. При исполнении постановления
об административном аресте арестованные
подвергаются личному досмотру.
Срок административного
задержания засчитывается в срок
административного ареста.
Лица, подвергнутые
административному аресту за некоторые
правонарушения, используются на физических
работах.
За время нахождения
под административным арестом заработная
плата по месту основной работы не
выплачивается, хотя сама работа и непрерывный
стаж сохраняются.
Закон запрещает
подвергать административному аресту
беременных, женщин, имеющих детей
в возрасте до 12 лет, инвалидов I и II
групп, несовершеннолетних.
3.3. Правила наложения
административного взыскания.
Важнейшим началом
назначения административного взыскания
является законность, гуманизм и индивидуализация
наказания.
Административное
взыскание налагается в пределах,
установленных актом, предусматривающим
административную ответственность
за совершенное административное правонарушение.
Соблюдение законности
означает, что взыскание налагается:
1. в точном соответствии
с законодательством об
2. в пределах установленных
конкретной нормой, предусматривающей
ответственность за данное
3. важно, чтобы
данное дело рассматривал тот
орган, который имеет на это
право и при этом, не превысил
бы своих полномочий.
Гуманизм при назначении
наказания заключается в том,
что при его назначении учитывается,
не отменен ли акт, устанавливающий
ответственность за данное правонарушение,
достиг ли правонарушитель 16 лет, не является
ли правонарушитель лицом, пользующимся
дипломатическим иммунитетом от административной
юрисдикции и т.д.
Принцип индивидуализации
наказания выражается в том, что
учитывается характер совершенного правонарушения,
личность правонарушителя, имущественное
положение правонарушителя, степень его
вины, обстоятельства смягчающие ответственность
[12, с.283].
В административном
праве за каждое правонарушение взыскание
налагается отдельно, в отличие от уголовного.
Здесь нет правила о поглощении менее
строгого наказания более строгим и о
сложении наказания.
Если лицо совершило
несколько правонарушений, дела о
которых рассматриваются
Обстоятельствами, смягчающими
ответственность за административное
правонарушение, признаются:
1. чистосердечное
раскаяние виновного;
2. предотвращение
виновным вредных последствий
правонарушения, добровольное возмещение
ущерба или устранение
3. совершение правонарушения
под влиянием сильного
4. совершение правонарушения
несовершеннолетним;
5. совершение правонарушения
беременной женщиной или
Данный перечень
обстоятельств за административное
правонарушение не является исчерпывающим.
Орган (должностное лицо), решающий дело
об административном правонарушении может
признать смягчающими и обстоятельства,
не указанные в законодательстве (статья
33 КоАП).
Обстоятельствами, отягчающими
ответственность за административное
правонарушение, признаются:
1. продолжение противоправного
поведения, несмотря на
2. повторное в
течение года совершение
3. вовлечение
4. совершение правонарушения
группой лиц;
5. совершение правонарушения
в условиях стихийного бедствия
или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6. совершение правонарушения
в состоянии опьянения. Орган
(должностное лицо), налагающий административное
взыскание, в зависимости от
характера административного
В целях повышения
эффективности административных взысканий,
законом установлены
На практике имеются
случаи, когда по делу велось сначала
уголовное расследование, но в итоге
было установлено, что в действиях
лица состава преступления нет, а
есть только признаки административного
правонарушения. Следовательно, уголовное
дело не будет возбуждено, а данное лицо
будет привлечено к административной
ответственности. В этом случае административное
взыскание может быть наложено не позднее
месяца со дня принятия решения об отказе
в возбуждении уголовного дела.
Все вышесказанные
сроки не распространяются на случаи конфискации
вещей, являющихся непосредственными
объектами административных таможенных
правонарушений, и предметов со специально
изготовленными тайниками, использованными
для сокрытия вещей от таможенного оформления.
Конфискация таких вещей и предметов производится
независимо от времени совершения или
обнаружения административного правонарушения.
Срок административного
ареста исчисляется сутками, исправительных
работ - месяцами и днями, лишение
специального права - годами, месяцами
и днями.
Большое значение имеет
вопрос о сроках погашения действий
административных взысканий. В административном
законодательстве определен срок погашения
административного взыскания. Лицо
считается не подвергшимся административному
взысканию, если в течение года со дня
окончания исполнения взыскания не совершило
нового административного правонарушения.
Годичный срок начинает течь со дня окончания
исполнения взыскания. С истечением этого
срока совершение этим же лицом аналогичного
административного правонарушения исключает
возможность его квалификации как повторного.
4. Ограничение и
освобождение от
Ограничение административной
ответственности может
В первом случае лицо
признается субъектом данного
Ограничение оснований
для применения административных взысканий
установлены в отношении
К ним не могут
быть применены исправительные работы
и административный арест, а к
военнослужащим срочной службы - и
штраф. Но они могут быть освобождены
от административной ответственности
за эти административные правонарушения
органом (должностным лицом), решающим
дело, с передачей материалов для решения
вопроса о дисциплинарной ответственности
(статья 15 КоАП).
Возможно досрочное
освобождение от административного
взыскания. Согласно статье 298 КоАП, при
добросовестном отношении к труду и примерном
поведении лица, лишенного на определенный
срок права управления транспортным средством
или права охоты, орган (должностное лицо),
наложившее взыскание, может по истечении
не менее половины назначенного срока
сократить по ходатайству общественной
организации, трудового коллектива срок
лишения указанного права.
Административная
ответственность является эффективным
средством борьбы с правонарушениями.
Вместе с тем законодательство, базируясь
на принципах гуманизма и экономии
средств, предусматривает возможность
освобождения правонарушителя от того
или иного вида юридической ответственности.
Основания, условия
и последствия освобождения от административной
ответственности за совершение административного
правонарушения предусмотрены Кодексом
об административных правонарушениях.
Среди оснований освобождения от ответственности
Кодекс называет характер и личность правонарушителя.
Закон не раскрывает содержание этих понятий,
но логично, что ими могут быть различные
обстоятельства, смягчающие ответственность
за административные правонарушения:
личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение (статья 33 КоАП).
Условия для освобождения
от административной ответственности:
1. наличие в действиях
правонарушителя состава административного
правонарушения;
2. целесообразность
применения к правонарушителю
мер общественного воздействия;
3. принятие решения
об освобождении от
От освобождения
от административной ответственности
необходимо отличать обстоятельства,
исключающие ответственность. В первом
случае вопрос привлечения к ответственности
передается на усмотрение соответствующего
органа или лица, например, лицо, совершившее
административное правонарушение, освобождается
от административной ответственности
с передачей материалов на рассмотрение
товарищеского суда, общественной организации
или трудового коллектива, если с учетом
характера совершенного правонарушения
и личности правонарушителя к нему целесообразно
применить меру общественного воздействия
(статья 20 КоАП), а во втором случае вопрос
о привлечении к ответственности вообще
не встает.
Не подлежат административной
ответственности лица, хотя и совершившие
административное правонарушение, но
действующее при этом в состоянии крайней
необходимости, необходимой обороны или
находившиеся в состоянии невменяемости
[19, с.342].
Согласно статье
17 КоАП не подлежит административной ответственности
лицо, хотя и совершившее действие,
предусмотренное Кодексом или другими
нормативными актами, устанавливающими
административную ответственность за
административные правонарушения, но
действовавшее в состоянии крайней необходимости,
т.е. для устранения опасности, угрожающей
государственному или общественному порядку,
собственности, правам и свободам граждан,
установленному порядку управления, если
эта опасность при данных обстоятельствах
не могла быть устранена другими средствами,
и если причиненный вред является менее
значительным, чем предотвращенный вред.
При крайней необходимости
сталкиваются два интереса:
1. угроза причинения
вреда одним интересам
2. если путем причинения
вреда опасность не