Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:57, курсовая работа
Характеристика многообразных концептуальных подходов к право-пониманию, выявление основных признаков права предоставляют определенные возможности для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь идет лишь об очередном варианте формулирования понятия права на интеграционной основе, методом обобщения.
Введение………………………………………………………………………….......3
1Признаки и принципы права……………………………………………................4
1.1 Социальность права………………………………………………………4
1.2 Связь права с государством………………………………………………4
1.3 Принципы права………………………………………………………......6
2 Нормы права и правоотношения…………………………………………….......10
2.1 Особый ракурс – собственный (специальный) предмет
юридической науки…………………………………………………………10
2.2 Характерна аналитическая юриспруденция только для
романо-германской «семьи»………………………………………………...11
2.3 Нормы права: системность и специализация……………………….....13
2.4 Основные виды юридических норм……………………………………14
2.5 Структура нормы права…………………………………………….…...16
3 Характеристика основных подходов к правопониманию…………………......17
3.1 Волевой характер права…………………………………………………17
3.2 Общеобязательный характер права………………………………..…...18
3.3 Формальная определенность права………………………………..…...19
3.4 Системность и динамизм права…………………………………….......20
3.5 Целесообразность права………………………………………………...21
4 Охрана права государством………………………………………………….......21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы………………………………………………...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1Признаки и принципы права……………………………………………........
1.1 Социальность права………………………………………………………4
1.2 Связь права с государством………………………………………………
1.3 Принципы права………………………………………………………....
2 Нормы права и правоотношения……
2.1 Особый ракурс – собственный (специальный) предмет
юридической науки…………………………………………………………10
2.2 Характерна аналитическая
романо-германской «семьи»………………………………………………...11
2.3 Нормы права: системность и специализация……………………….....13
2.4 Основные виды юридических норм……………………………………14
2.5 Структура нормы права…………………………………………….…...16
3 Характеристика основных
подходов к правопониманию……………
3.1 Волевой характер права…………………………………………………17
3.2 Общеобязательный характер права………………………………..…...18
3.3 Формальная определенность права………………………………..…...19
3.4 Системность и динамизм права……
3.5 Целесообразность права………………………………………………...21
4 Охрана права государством………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиций, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).
1 Признаки и принципы права
1.1 Социальность права
Право — это социальное явление (социальная дисциплина), представленное совокупностью правил поведения, которые в рамках более или менее организованного общества регулируют социальные отношения. Речь идет о регламентации важнейших сторон организации и осуществления государственной власти, об опосредовании исходных начал (принципов) организации производства, распределения материальных и духовных благ, об упорядочении отношений собственности, товарно-денежных отношений, осуществлении нормирования индивидуальных затрат труда на общественные нужды, наполнении необходимым содержанием социальных функций и регулировании других сфер социальной жизни.
1.2 Связь права с государством
Этот признак состоит в том, что государство официально устанавливает юридические нормы, обеспечивает необходимые условия и формирует механизмы для их реализации, использует в целях охраны правовых норм от нарушений возможность легитимного принуждения, применения юридических санкций.
Марксизм-ленинизм связывает
возникновение права с
Однако до недавнего времени связь права с государством понималась односторонне. Так, известное ленинское выражение, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права», и что, не будучи установлено властью государства, оно превращается в «пустое сотрясение воздуха пустым звуком», оценивалось совершенно определенно и буквально, а именно, что право без государства — ничто, ибо государство выступает не просто как охранитель права, гарант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу «примата государства», а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших возникновение государства.
Между тем разложение родовой организации, происходившее под воздействием экономики и в свою очередь приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государственной организации населения. Напротив, закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально на уровне обычаев, то есть элементарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могут обеспечиваться только добровольным исполнением, для их соблюдения требуется специальная принудительная сила, которую дает государство.
Значит, возникновение права происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство же выступает не как создатель, а скорее как охранитель права, служебное средство его обеспечения, в том числе и принудительной силой власти. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика - право - государство. Конечно, внешнее проявление данного процесса, на первый взгляд, может выглядеть иначе: государственная власть издает законы и тем самым как бы порождает право (вспомните, право - ничто без государственной власти). Но за ним, во-первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений собственности и других производственных отношений, во-вторых, закон, который издает государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права.
1.3 Принципы права
Принципы права - это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.
Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Общеправовые принципы - это, во-первых, широкие социальные этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).
Рассмотрим подробнее некоторые из принципов:
• социальная свобода. Основным началом правового регулирования
в цивилизованном государстве является
предоставление его участникам максимальной
свободы в выборе форм трудовой деятельности,
профессии, места жительства, возможности
пользоваться различными
социальными услугами государства
и частных лиц, свободно распоряжаться
своими трудовыми доходами, участвовать
в распределении общих социальных благ,
иметь право на свою долю совокупно произведенного
продукта, быть защищенным от безработицы
и других социальных конфликтов. Данный
принцип гарантирует социальную защищенность
личности, предоставляет реальные гарантии
для свободной и обеспеченной жизни. Все
государственные органы обязаны обеспечивать
и охранять права и свободы человека как
высшие социальные ценности (Декларация
прав и свобод человека);
• справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает обще социальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали;
• юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;
• гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;
• демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
• единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права - и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;
• федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами;
• ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности;
• законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;
• сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право-воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.
Особенности принуждения:
а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;
б) является второстепенным применяемым методом;
в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.