Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:06, контрольная работа
Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства.
1.Разделение государственной власти в правовом государстве.
2.Система права: понятие, признаки.
3.Расставьте стадии законотворчества в соответствии с их хронологической последовательностью:
- промульгация закона главой государства;
- вступление закона в силу;
- законодательная инициатива;
- обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации;
- принятие закона.
Уральский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия» (г. Челябинск»)
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
Оценка ________
Подпись преподавателя
_________________________
«_____»
Челябинск 20_____
Вариант № 18
Теория государства и права
1.Разделение государственной власти в правовом государстве.
2.Система права: понятие, признаки.
3.Расставьте стадии
- промульгация закона главой государства;
- вступление закона в силу;
- законодательная инициатива;
- обсуждение законопроекта в
Государственной Думе и в
- принятие закона.
Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
1Понятие государственной власти является более узким. В нем уже присутствует действующий субъект - народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым народ делегирует свою власть. Соответственно, такого рода властью принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения либо принуждения Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 1997, с. 42.
Государственная власть в целом включает в себя три основных направления (ветви) - законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Как отмечает Ершов В.В. «с целью противостояния авторитаризму, деспотизму и произволу основных властвующих органов и должностных лиц, гарантирования свободы и подлинной демократии вся власть в правовом государстве не может принадлежать одному государственному органу. Реальная государственная власть как юридически гарантированная возможность распоряжаться и подчинять своей воле с объективной необходимостью должна быть разделена как по "горизонтали", так и по "вертикали". Если первое предполагает, прежде всего, разделение и взаимный контроль законодательной, исполнительной и судебной властей, то второе - "внутреннюю" организационную, юридическую и экономическую самостоятельность органов государственной власти» В.В. Ершов. Суд в системе органов государственной власти. // Государство и право № 8, 1992.2
Таким образом, разделение властей с точки зрения формирования и взаимного контроля органов государственной власти служит эффективным юридическим средством разрешения споров между различными органами и лицами, действительной защиты прав и интересов граждан.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной власти сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотеля, Полибия). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. Толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648гг.) и впоследствии во Франции (1789-1794гг.).
Ш. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.
Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к "ужасному деспотизму" и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную ( министры) и судебную (независимые суды.
Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в конституции США 1787 года, действующей до сих пор.
Единство государственной власти юридически обосновывалось и провозглашалось еще в древнем мире. С требованием единства власти выступали не только представители реакционных сил и тоталитаризма, но и наиболее прогрессивные представители молодой буржуазии, выражавшей общенародные интересы. Возражая против концепции разделения властей Ж.-Ж. Руссо отстаивал идею верховной власти, что, как он считал, неизбежно вытекает из требований суверенитета народа. Разные стороны обеих концепций не исключают друг друга, а сочетаются. Почти во всех современных конституциях в тех или иных формулировках говорится и о единстве власти и о разделении властей, провозглашается власть народа и закрепляется принцип разделения властей.
Деятельность государственной власти
по осуществлению своих функций облекается
в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная
В соответствии с этим можно выделить три основные функции: законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную) и судебную, что в принципе и отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.
При этом иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная.
Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями. Так, исполнительная власть помимо управленческой деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой степени судебные полномочия. Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов).
Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:
- необходимо такое
- необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.
Эти два положения - суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.
Известен и является достаточно распространенным принципиально иной взгляд на рассматриваемую концепцию, в соответствии с которым разделение властей есть ни что иное, как простое разделение труда.
Таким образом с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей. Кстати говоря, величайшую заслугу отцов-основателей конституции США часто видят в создании именно такого баланса.
Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях новой Конституции.
2. Система права: понятие, признаки.
Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений.
Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.
Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества.
Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Норма права, правовой институт и отрасль права, таким образом, являются основными элементами системы права.
Последняя «живет», развивается и совершенствуется под влиянием в основном двух факторов:
а) потребностей общественной жизни, выражающихся в различных сторонах социальных отношений, прежде всего — отношений экономических;