Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:06, контрольная работа
Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства.
1.Разделение государственной власти в правовом государстве.
2.Система права: понятие, признаки.
3.Расставьте стадии законотворчества в соответствии с их хронологической последовательностью:
- промульгация закона главой государства;
- вступление закона в силу;
- законодательная инициатива;
- обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации;
- принятие закона.
б) деятельности законодателя, т.е. правотворческих органов, которые творят, создают правовые нормы в соответствии с требованиями общественного бытия.
Следовательно, изменения в нормах права, институтах и отраслях являются реальными показателями развития системы права.
Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства. Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.
Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.
Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.3
Таким образом, система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.
Представление относительно объективного характера системы права, которая складывается преимущественно независимо от сознательной человеческой деятельности как результат отражения в праве господствующих производственных отношений, сложилось в юридической науке в 40-х годах и господствовало почти до 1980 г.
Понятие системы права необходимо отличать от понятия правовой системы. Правовая система — понятие более широкое и емкое, нежели система права.
Право - система принципов и норм, правила поведения, которые формально закрепляют степень свобод и справедливости.
Юридическое право - это свобода и обоснованность поведения людей в соответствии с действующими нормативно правовыми актами и другими источниками права.
Признаки права:
право - это система правовых норм;
это правила поведения общего характера;
эти правила имеют общеобязательный характер;
они тесно связаны между собой, действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли;
формально - определенные и закрепленные в нормативно правовых актах;
устанавливаются, санкционируются, гарантируются и обеспечиваются государством и их органами;
в своей совокупности регулируют общественные (социальные) отношения между людьми;
правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Право, как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, что тесно между собой связанные и регулирующие общественные отношения между людьми в интересах определенной части населения в социально неоднородном обществе.
. Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Законотворчество - сложный,
неоднородный процесс, включающий в себя
следующие стадии:
1) законодательная инициатива
- закрепленное в Конституции РФ право
определенных субъектов внести предложение
об издании закона и соответствующий законопроект
в законодательный орган. Право законодательной
инициативы порождает у законодательного
органа обязанность рассмотреть предложение
и законопроект, но принять или отклонить
его - право законодателя. Право законодательной
инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции
РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету
Федерации, членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству
РФ, законодательным (представительным)
органам субъектов РФ, Конституционному
Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному
Суду РФ по вопросам их ведения;
2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в совете Федерации - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты.
Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:
- принятие закона Государственной
Думой (федеральные законы принимаются
простым большинством голосов от общего
числа депутатов Государственной Думы,
т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные
законы считаются принятыми, если за них
проголосовало не менее 2/3 голосов от общего
числа депутатов Государственной Думы);
- одобрение закона Советом
Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции
РФ "федеральный закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало
более половины от общего числа членов
этой палаты либо если в течение четырнадцати
дней он не был рассмотрен Советом Федерации";
согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный
конституционный закон считается принятым,
если он одобрен большинством не менее
трех четвертей голосов от общего числа
членов Совета Федерации") .
- подписание закона Президентом
РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции
РФ, Президент в течение четырнадцати
дней подписывает одобренный закон и обнародует
его).
4.) промульгация закона главой государства (от лат. "promulgatio" - оглашение, обнародование) - официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании.
5) вступление закона в силу, т.е. опубликование закона (как правило, федеральные и конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).4
Список использованной литературы
2. Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 1997, с. 42.
3. В.В. Ершов. Суд в системе органов государственной власти. // Государство и право № 8, 1992.
4. Под ред Ю.А Тихомирова Стадии подготовки проектов законов// Законодательная техника: Научно – практ пособие, 2008, с 59.
1Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 1997, с. 42.
2 В.В. Ершов. Суд в системе органов государственной власти. // Государство и право № 8, 1992
3 Подробнее см.: Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства //Сов. государство и право. 1971. № 9. С. 14—15.
4 Стадии подготовки проектов законов // Законодательная техника: Научно-практ. пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2008. с. 59..