Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:28, доклад
''Право - зто система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:
1) Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА
''Право - зто система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:
1) Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
2) Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.
3) Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.
4) Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.
5) Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, зтим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
К наиболее важным отличиям правовых и неправовых социальных норм относятся следующие критерии: характер отношений, порядок и способ их установления, формы и способы выражения, формы и средства обеспечения, характер и степень определенности мер воздействия. Нормы права закрепляют основные общественные отношения, содержатся в актах, санкционируемых государством, излагаются в письменной форме, обеспечиваются системой санкций и гарантий со стороны государства [1 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 265-267]. Нормы права состоят из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (регулятивные нормы, нормы прямого регулирования) и исходных (отправных, учредительных) норм, и в действительности являются общими правовыми предписаниями [2 Теория государства и права / Под ред. Н И. Матузова, А.В.Малько. М., 2004. С 359.].
Норма права, в конечном счете, является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Оправо «...всегда есть, прежде всего, совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов...» [1 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 333]. Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В то же время государство, создавая право, лишь формулирует его (является источником права в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе и государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В то же время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.
2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер. При этом право выражает или общую, или классовую волю. Выделяются следующие подходы к сущности права:
• классовый, согласно которому право является системой юридических норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (право как средство обеспечения узкоклассовых интересов); такой поход характерен как для учения К. Маркса и Ф. Энгельса. , так и для других марксистских и социалистических теорий; волевая теория Гегеля была наполнена «исключительно классовым содержанием» [3 Любашиц В.Я. Теория государства и права. М.: Ростов-на-Дону. 2003. С. 440];
• общесоциальный, где
право рассматривается как
Сущность права не сводится только к классовым или общесоциальным началам, в различные периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, - нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального - норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др. [3 Любашиц В.Я. Теория государства и права. М.: Ростов-на-Дону. 2003. С. 444] Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей.
В содержании права необходимо
различать конкретно-
Правила регулирования игры и борьбы личных интересов, их совокупность составляют право, которое «охраняет общие интересы и выражает общественные отношения, отливая те и другие в требования и положения, обычай или закон» [6 Ключевский В О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т.1. С. 245]. Предполагается, что «совокупность... рамок и правил составляет право», которое должно соотносится с реальной действительностью[7 Ключевский В О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т.6. С. 17]. Историзм «позволяет учитывать национальное, что игнорировала старая естественно-правовая школа права», отмечая, что «нет права, общего всем нациям»[8 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 59]. Роль интересов, их борьбы в образовании права, выражается в стремлении «обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю» [9 Ключевский В О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т.1. С. 57]. Определение права носит предоставительно-обязывающий характер: «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой» [10 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 30]. В содержании права усматривается предоставление и ограничение внешней свободы, но указывается на «обеспечение» свободы внешней и внутренней. Если Е.Н. Трубецкой делает акцент на регулятивно-охранительных функциях права, то, например, В.О.Ключевский - на гарантиях, механизме реализации нормы.
Указание на борьбу интересов в образовании права близко пониманию Р. Иеринга, который, по словам Е.Н. Трубецкого, подчеркивал участие в образовании права исторического коллективного опыта и идеи разума, «причем исторический опыт служит средством для осуществления диктуемой разумом цели права» [11 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 68].
Указание на то, что «право, формы власти, политические учреждения никогда не переходят целиком из зпохи в эпоху, из союза в союз» [ Ключевский В О. Специальные курсы: Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 6. С. 67], не только отрицает решающее значение на правотворчество рецепции, но и определяет зависимость политико-правовых форм от гражданского состояния общества. В таком случае нормы права выступают как «правила, которые закрепляются установлениями общества...» [ Ключевский В О. Специальные курсы: Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 6. С. 19]. Разделяя все связи в обществе на интересы и отношения, предполагается, что интересы оформляются в праве, а отношения оформляются в различные союзы. При данном подходе раскрывается механизм одновременного анализа форм государства и права.
Источником права (в материальном смысле) в конечном итоге является не личность, а общество. Национальный характер правотворчества связан с формой национального (суверенного) государства. Историко-органическое понимание права тесным образом связано с изучением теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается через систему связей (зкономических, политических, юридических и др.), соответствующих реальным отношениям. Идея порядка, основанного на праве, составляет главную цель государственного союза.
Если право определяется «совокупностью рамок и правил», охраняющих частные интересы, то свободу составляют «личное сознание и общее право» [ Ключевский В О. Специальные курсы: Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 6. С. 17]. Е.Н. Трубецкой писал: «Свобода внутренняя предполагается правом как условие его существования...», или «где вовсе нет свободы, там вообще не может быть никакого права». Е.Н. Трубецкой подчеркивает, что свобода является содержанием права, у В.О. Ключевского - личное сознание и право являются простыми элементами системы права, в отличие от свободы, которая является сложным элементом. Свобода связана, как и право, с фактом личного сознания, однако подчеркивается в свободе «стремление определять себя к деятельности». Связь понятия свободы с действием проявляется следующим образом: «под свободой, с одной стороны, мы разумеем всю сумму действующих и законом определенных прав, которые определяют простор деятельности каждого человека». Или другое определение: «под свободой разумеется... и общее право или признанное стремление человека самому определять себе известный простор для деятельности» [Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права: Часть 2. М., 2010].
Недопустимо смешивать требования политической обязательности с практической необходимостью, в противном случае можно утратить самое понятие о праве, так как «обязательность - понятие из области права, а необходимость - простой факт. Где действует постоянное и обязательное право, там не остается места для личного уговора». B.C. Нерсесянц отмечает, что по своей сущности право является формальным равенством. Все определения права в различных концепциях отражают или предполагают этот принцип. «Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право - это формальное равенство; право - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право - это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние - первую и друг друга». Таким образом, сущность права проявляется в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Содержание права исторично, сущность права изменчива и инварианта. Большое влияние на понимание сущности права оказывает юридическая доктрина.
3. ПОНЯТИЕ ПРАВА В
ОБЪЕКТИВНОМ И СУБЪЕКТИВНЫХ
Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силутого.что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельныхлиц.
Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субьективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.
Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означаетте юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).
4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права - это сжатая юридическая теория, то юридическая теория - это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории»!!. В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.
Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания, и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех, не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделены идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права - нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.