Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью дипломной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Исполнительные комитеты
поселковых, сельских Советов депутатов
рассматривают дела об административных
правонарушениях, отнесенные к их ведению
законодательными актами Республики Беларусь.
Например, нарушение права государственной
собственности на животный мир (статья
50 КоАП), нарушение правил охраны среды
обитания животных, правил создания зоологических
коллекций и торговли ими, а равно самовольное
переселение, акклиматизация и скрещивание
животных (статья 86 КоАП); нарушение законодательства
об охране историко-культурного наследия
(статья 89 КоАП).
Районные (городские),
районные в городах комиссии по делам
несовершеннолетних рассматривают дела
об административных правонарушениях
несовершеннолетних, если иное не предусмотрено
законодательными
актами Республики Беларусь. Такие
правонарушения как, нарушение правил
дорожного движения пешеходами и иными
участниками дорожного движения (статья
120 КоАП); мелкое хулиганство (статья 156
КоАП) и т.д., рассматриваются комиссиями
по делам несовершеннолетних лишь в тех
случаях, когда орган (должностное лицо),
к которому поступило дело об указанных
правонарушениях, передает его на рассмотрение
этих комиссий.
Комиссии по делам
несовершеннолетних рассматривают
также дела в отношении родителей
несовершеннолетних или лиц, их заменяющих,
об административных правонарушениях.
Например, доведение несовершеннолетнего
до состояния опьянения. Покупка спиртных
напитков для лиц, не достигших 21 года
(статья 160 КоАП); злостное невыполнение
родителями или лицами, их заменяющими,
обязанностей по воспитанию и обучению
детей (статья 162 КоАП).
Районные (городские)
суды рассматривают дела об административных
правонарушениях, отнесенные к их ведению
законодательными актами Республики Беларусь.
Например, незаконное приобретение или
хранение наркотических средств в небольших
размерах (статья 44 КоАП); уклонение от
возмещения имущественного ущерба, причиненного
преступлением предприятиям, учреждениям,
организациям (статья 511 КоАП); изготовление
и использование радиопередающих устройств
без разрешения (статья 136 КоАП); торговля
в не установленных местах (статья 148 КоАП).
Органы внутренних
дел, органы государственных инспекций
и другие уполномоченные органы рассматривают
дела об административных правонарушениях,
отнесенных к их ведению законодательными
актами Республики Беларусь. Например,
выпуск в эксплуатацию транспортных
и других передвижных средств с превышением
нормативов содержания загрязняющих веществ
в выбросах (статья 21 КоАП); превышение
водителями транспортных средств скорости
движения (статья 113КоАП).
2. Основания административной
ответственности.
2.1. Понятие и признаки
административного правонарушения.
Современная правовая
наука признает два основания
юридической ответственности
закон, как правовое
основание, а второе основание составляет
правонарушение - административный проступок
как основание фактическое, которое приводит
в движение всю структуру административной
ответственности. Следует подчеркнуть,
что юридическое основание административной
ответственности составляют именно закон
и декреты Президента, и никакая другая
правовая норма (указ, правительственное
постановление и т.д.). участие местных
представительных и исполнительных органов
в установлении административной ответственности,
описанное выше, не колеблет этого положения.
Юридические основания
административной ответственности в упорядоченном
систематизированном виде впервые были
установлены, начиная только с 80-х годов,
т.е. с принятия на союзном уровне «Основ
законодательства Союза ССР и союзных
республик об административных правонарушениях»
в 1980 году [2, с.910].
Понятие административного
правонарушения дано в Кодексе об
административных правонарушениях (статья
9 КоАП). Административным правонарушением
(проступком) признается посягающее на
государственный или
Анализ этого определения
позволяет выявить общие признаки присущие
всем административным правонарушениям,
т.е. такие признаки, которые отличают
административное правонарушение от правомерного
поведения, от иных правонарушений.
К числу таких
признаков относятся:
1) общественная опасность;
2) противоправность;
3) виновность;
4) наказуемость.
Исходным в характеристике
указанных признаков является понятие
«деяние». Это акт волевого поведения.
Понятие «деяния» широко применяется
в нашем законодательстве. Оно
заключает в себе два аспекта поведения:
действие либо бездействие.
Действие есть активное
невыполнение обязанности законного
требования, а также нарушения
запрета. Бездействие есть пассивное
невыполнение обязанности.
Многие административные
правонарушения могут совершаться
только посредством действия, например,
мелкое хулиганство (статья 158 КоАП);
нарушение правил дорожного
движения пешеходами и иными участниками
дорожного движения (статья 120 КоАП)
и т.д., но немало административных проступков
имеет и форму бездействия, например,
не подготовленность к работе резервного
топливного хозяйства (статья 96 КоАП),
непринятие землепользователями мер по
борьбе с сорняками (статья 100 КоАП) и др.
Административное
правонарушение выражается в нарушении
норм, охраняющих определенные общественные
отношения, составляющие то, что принято
называть объектом посягательства. В определении
административного правонарушения таких
объектов названо пять: права и свободы
граждан, государственный порядок, общественный
порядок, порядок управления, собственность.
Возьмем примеры
о посягательстве на названные объекты
из Кодекса.
Примером нарушения
прав и свобод граждан могут служить
статья 41 КоАП (Нарушение законодательства
о труде); статья 1675 КоАП (Нарушение
законодательства о народном голосовании
(референдума)) и др.
Пример нарушения
правил государственного порядка - статья
49 КоАП (Нарушение права
Посягательства на
общественный порядок имеют форму
нарушения правил, предусмотренных
в статье 161 КоАП (Изготовление, хранение
или приобретение крепких спиртных
напитков домашней выработки); статья
1651 КоАП (Азартные игры); статья 160 КоАП
(Доведение несовершеннолетнего до состояния
опьянения. Покупка спиртных напитков
для лиц, не достигших 21 года) и др.
Нарушение установленного
порядка правил управления предусмотрены
в статьях: 1661 КоАП (Проявление неуважения
к суду); 167 КоАП (самоуправство); 170 КоАП
(Нарушение правил пожарной безопасности)
и в других статьях.
Примером посягательств
на государственную или
Административное
правонарушение есть деяние, как определил
закон противоправное, т.е. нарушающее
норму права [24, с.180].
Наше законодательство
(не только административное, а и
уголовное, гражданское и т.д.) закрепляют
два вида нарушения норм права с точки
зрения степени опасности этих нарушений:
противоправность и общественная опасность.
Таким образом, необходимым признаком
правонарушения является противоправность.
Противоправность
заключается в совершении деяния, нарушающего
нормы права. Эти нормы могут принадлежать
не только к административному, но и к
ряду других отраслей права. Принципиально
то, что соблюдение соответствующих норм
охраняется мерами административной ответственности.
Это, кроме административного, могут быть
нормы конституционного, финансового,
гражданского, трудового и других отраслей
права. Деяние, которое не нарушает каких-либо
норм права, может быть аморальным, нарушением
норм общественных организаций, но не
правонарушением. Если любое правонарушение
является противоправным деянием, то не
любое противоправное действие является
правонарушением. Деяние, не являющееся
противоправным, не может образовать административного
правонарушения и повлечь административную
ответственность.
Существенным признаком
административного
Другие авторы считают,
что ныне действующее законодательство
сохраняет признак общественной
опасности лишь за преступлением, все
иные виды правонарушений, в том числе
и административные проступки, квалифицируются
не как общественные, а только как противоправные.
Административный
проступок — деяние виновное (в
форме умысла или неосторожности).
Это условие привлечения к
ответственности обязательно во
всех видах юридической ответственности.
При этом не менее
обязательным является требование о
том, что доказывание виновности
правонарушителя возложено на органы
(должностные лица), привлекающие к
ответственности, а доказывать свою
невиновность правонарушитель не обязан.
Кодекс об административных правонарушениях
содержит статьи с обеими формами вины.
Так, только умышленно могут быть совершены
такие правонарушения, как мелкое хулиганство,
хищения, изготовление и реализация спиртных
напитков с нарушением правил и т.д.
Неосторожными являются
многие нарушения правил дорожного
движения, правил охоты, правил строительства
и ремонта и другие.
Есть нарушения, которые
могут быть и умышленными и
неосторожными, например, нарушение
тех же правил дорожного движения,
повлекшее причинение потерпевшему
легкого телесного повреждения, повреждение
транспортных средств или иного имущества
(статья 116 КоАП); нарушение правил административного
надзора (статья 168 КоАП) и другие.
Кодекс предлагает
при определении вины учитывать
обстоятельства, смягчающие ответственность
(чистосердечное раскаяние виновного,
предотвращение виновным вредных последствий
правонарушения и другие - статья 33 КоАП)
и обстоятельства, отягчающие ответственность
(статья 34 КоАП: продолжение противоправного
поведения, несмотря на требования уполномоченных
на то лиц прекратить его; повторное в
течение года совершение однородного
правонарушения, за которое лицо уже подвергалось
административному взысканию и другие).
Еще один признак
административного
В числе оснований
административной ответственности
второго рода есть проступки особые,
т.е. такие, которые, будучи фактически
деянием одним, квалифицируются законом,
однако, как проступки одновременно как
административные, так и дисциплинарные,
иначе говоря, проступки административно-