Административная ответственность. Понятие, признаки, правила наложения административных взысканий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА беларусь.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Административная  ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица [27, с. 155]. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли).  

Еще одно немаловажное отличие административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.  

Таким критерием  часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.  

Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.  

Основная особенность  административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.  

1.2. Принципы, структура,  особенности и законодательные  основы административной ответственности.  

Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы административного права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане [11, с.7].  

«Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя... законность, справедливость, гуманизм... Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами» [10, с.23].  

Административная  ответственность имеет ряд принципов:  

1. Законности. Означает, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке установленном законодательством. Это значит, что такие меры могут быть применены компетентными органами только к виновным лицам, с соблюдением всех установленных сроков и правил.  

2. Ответственность  за вину. Означает, что к лицу, совершившему административное  правонарушение, должны быть применены  меры административного взыскания,  то есть оно понесет ответственность  за вину.  

3. Индивидуализация наказания. Этот принцип выражается в том, что учитывается характер правонарушения, имущественное положение правонарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.  

4. Целесообразность. Означает то, что государственные  органы и должностные лица воздействуют на лицо, которое совершило правонарушение. Цель этого воздействия заключается в следующем:  

а) воспитание правонарушителя;  

б) предупреждение правонарушителя  от совершения новых правонарушений.  

5) Гласность. Этот  принцип проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. Дела могут рассматриваться по месту нахождения самого государственного органа, который рассматривает дело и в иных местах.  

Как и в других видах юридической ответственности, в административной ответственности имеются свои особенности, начиная с ее структуры.  

Структуру административной ответственности составляют следующие  ее элементы:  

1) основания административной  ответственности;  

2) субъекты административной ответственности;  

3) условия административной  ответственности;  

4) меры административной  ответственности (административные  взыскания);  

5) процедура, порядок  привлечения к ответственности,  иначе - административный процесс.  

Административная  ответственность имеет ряд особенностей:  

1. Она не менее  сурова, чем уголовная, и не  влечет за собой судимости  лица, к которому применяется.  Хотя здесь необходимо оговориться,  что правовые последствия наложения  административного взыскания все-таки  имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.  

2. Административная  ответственность находит свое  выражение в наложении на виновного  особого взыскания - не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо  иного, а именно административного.  

3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.  

4. Меры административной  ответственности налагаются специальными  на то органами и должностными  лицами.  

5. Процедура рассмотрения  дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.  

Под законодательными основами административной ответственности  понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.  

К административной ответственности могут быть привлечены как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и  лица без гражданства.  

Законодатель, проявляя гуманизм, установил в статье 8 КоАП Республики Беларусь, что акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть, распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.  

Лицо, совершившее  административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту  совершения правонарушения.  

Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие после его введения.  

Если по закону административная ответственность после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых норм, а не тех, которые действовали в момент его совершения.  

Лицо, совершившее  административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства действующего по месту совершения правонарушения. С учетом возможности несовпадения места совершения административного правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.  

Основным актом, устанавливающим  административную ответственность, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он принят 6 декабря 1984 года и введен в действие с 1 июня 1985 года. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.  

1.3. Установление  административной ответственности.  

Установить административную ответственность, означает возвести в  норму права правило, за нарушение  которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства, субъект ответственности, основания, условия, меры ответственности, порядок привлечения к ответственности.  

Установление административной ответственности относится к  компетенции высшего законодательного органа, но здесь имеется одна существенная особенность, не известная другим видам  юридической ответственности. Состоит  эта особенность в том, что  участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления [29,. с 250]. Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях [24, с.175].  

Согласно статье 5 КоАП определено два варианта участия  местных органов государственной  власти и управления в установлении административной ответственности.  

Первый вариант - это их право принимать решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.  

Второй вариант - более сложный. В Кодексе об административных правонарушениях есть некоторые статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил:  

1) по карантину  животных, ветеринарно-санитарных норм  и правил по охране территории  Республики Беларусь от заноса  заразных болезней животных (статья 102);  

2) благоустройства  и содержания населенных пунктов  (статья 143);  

3) торговли на  рынках (статья 147).  

Но самих этих правил в Кодексе нет. Установление этих правил относится к компетенции  местных представительных и исполнительных органов, следовательно данные нормы Кодекса действуют только в том случае, если соответствующие правила надлежащим образом приняты и им придана юридическая сила.  

Участие местных  представительных и исполнительных органов в установлении административной ответственности предусматривается законодательством начиная с 70-х годов прошлого столетия и дошло до наших дней. Вызвано это необходимостью учета местных условий охраны порядка и безопасности.  

1.4. Применение административной  ответственности.  

Что же касается применения административной ответственности, то она заключается в фиксировании установленным законом порядке  конкретного правонарушения, конкретного  правонарушителя и назначении ему  определенного законом взыскания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм.  

Для административной ответственности характерна множественность  государственных органов, имеющих  право ее применять. Право привлечения  виновных к административной ответственности  предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся:  

1) административные  комиссии при исполнительных  комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и  местных администрациях;  

2) исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов;  

3) районные (городские), районные в городах комиссии  по делам несовершеннолетних;  

4) районные (городские)  суды (судьи);  

5) органы внутренних  дел, органы государственных инспекций  и другие органы (должностные лица), указанные в третьем разделе КоАП.  

Административные  комиссии при исполнительных комитетах  районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и местных  администрациях решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к компетенции иных органов (должностных лиц). Например, незаконное использование земель государственного лесного фонда (статья 62 КоАП); выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (статья 78 КоАП); купание в запрещенных местах (статья 46 КоАП).  

Информация о работе Административная ответственность. Понятие, признаки, правила наложения административных взысканий